No te creo, amigo, или как играть в испанские карты. Обратная сторона италии Типы региональных карт Италии

Давним предком карточной игры "канаста" была игра из Испании под названием "комета", имевшая хождение в XVIII веке (позже она называлась "манила").

Современная канаста происходит от испанского слова означающего "корзинка для покупок", с намеком на различные сочетания карт. Вначале она появилась в Уругвае, затем ее узнали в Аргентине, в 1949 году она появилась в США, откуда распространилась по всему миру.

Существует множество вариантов игры под разными названиями с небольшими различиями в правилах (бразильская, боливийская, мексиканская канаста, армингтон, квинелла, тампа и др.).

Правила игры "канаста"

В канасту играют двумя полными колодами с джокерами - 108 карт. Старшинство карт значения не имеет. Стоимость карт в очках : тузы и двойки - 20 очков, все фигуры, десятки, девятки и восьмерки - 10 очков, от семерок до четверок - 5 очков. Тройки и двойки выполняют в игре особую роль.

Играют четверо участников (двое против двоих). Партнеры , сидящие друг против друга, играют с другой парой. Первого сдающего определяет жребий, далее карты сдают поочередно. Каждый игрок получает по 11 карт. Очередная 45 - я карта открывается и становится первой картой открытого пакета. Остальные - в закрытой колоде.

Цель игры "канаста" - получить максимальное количество очков в картах, добыть сами карты и сбросить их (в том числе полученные), выкладывая на стол в определенных сочетаниях. Сочетанием является комплект не менее трех карт одинакового достоинства (три дамы, три девятки, три пятерки). Во всех сочетаниях джокеры могут заменить любую недостающую карту.

Джокерами служат также двойки - фальшивые джокеры. В выложенном сочетании не может быть больше джокеров, чем основных карт (не более половины). Однажды выложенные на стол карты и джокер в игру не возвращаются. Сочетания, выкладываемые партнерами, объединяются и кладутся перед одним из них.

Розыгрыш начинает игрок, сидящий слева от сдающего. Он может взять в руки "засвеченную карту", а одну из своих положить на ее место, может также не брать карты со стола, а снять верхнюю карту закрытой колоды и сбросить одну из своих на стол в открытый пакет.

Первый пакет в закрытой игре (еще никто не выложил на стол ни одного сочетания) также называется закрытым. Чтобы взять из него карту, следует иметь на руках и показать две карты того же достоинства; образовавшееся сочетание карт надо тут же выложить на стол. Если в открытом пакете находится более чем одна карта (что чаще всего и бывает), игрок обязан взять и все другие карты пакета. Из этого правила существует одно исключение (о нем позже). Забрав пакет, его верхнюю карту надо в каком-то сочетании выложить на стол, а остальные взять в руки.

Когда игра становится открытой, пакет также открыт; его можно взять ("купить"), не только показав две карты того же достоинства, что и верхняя карта пакета, но и предъявив только одну карту и джокер, настоящий или фальшивый. Тогда выложенным на стол сочетанием станет карта с рук, джокер и верхняя карта пакета. Открытый пакет можно взять и тогда, когда его верхнюю карту можно доложить до какого-либо сочетания, находящегося на столе. При этом игрок обязан немедленно доложить карту, за которую пакет куплен.

При покупке первого пакета и открытии игры к очкам, необходимым для открытия, добавляется стоимость верхней карты пакета. Остальные карты сочетания (или сочетаний), выкладываемых на стол, должны браться с рук.

После того, как выложены карты с рук, очередь ходить следующего игрока (по часовой стрелке). Карты пакета во время игры смотреть нельзя.

Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не сбросит все карты с рук, положив последнюю на пакет или доложив ее к какому-либо им же ранее выложенному сочетанию.

Игру может закончить одна из сторон, выложив хотя бы одну канасту целиком или частично, то есть канаста закончена с учетом уже лежащего на столе сочетания карт. Игрок, который выложил канасту, может спросить у своего партнера, заканчивать ли партию. Ответ должен звучать только "да" или "нет". Сбросивший обязан поступить, как желает партнер.

Можно также закончить игру, купив со стола одну карту; при этом нельзя сбрасывать карты с рук. Покупка пакета из одной карты считается покупкой целого пакета, а не одной карты.

Перед окончанием игры каждый должен иметь на руках хотя бы одну карту (нельзя сбросить все карты, не закончив игры), причем этот игрок не может купить пакет, состоящий из одной карты, даже если эта карта подходит к ранее выложенному им на стол сочетанию.

Особую роль играют черные (пиковая и трефовая) тройки; оказавшись верхней картой пакета, они блокируют его. Купить его нельзя, даже показав две другие черные тройки.

По ходу игры нельзя выкладывать на стол сочетания черных троек. Это можно сделать только в момент окончания игры, но тогда нельзя закончить игру, сбросив последнюю карту в пакет, а надо выложить их на стол в каком-нибудь сочетании или добавить их к ранее выложенному сочетанию.

Блокирующими для каждой стороны являются также карты одинакового достоинства с выложенной ранее этой стороной канастой (если, например, на столе лежит моя канаста королей, я не могу взять пакет с верхней картой - королем, даже имея на руках двух королей).

Картами, закрывающими пакет для всех игроков, являются настоящий и фальшивый джокеры. Если кто-то сбросит джокера на пакет, он становится закрытым, как в начале игры; купить закрытый пакет можно только имея на руках две карты того же достоинства, что и верхняя карта закрытого пакета. Пакет, закрытый джокером, нельзя купить, имея на руках два джокера. Закрывающего пакет джокера кладут обычно поперек, чтобы было видно, что пакет закрыть.

Если первой открывшейся картой после сдачи оказывается джокер, черная или красная тройка, открывают следующую карту; так продолжают до тех пор, пока не появится обычная карта.

Особую роль играют красные тройки. Это премиальные карты, которые никогда не входят ни в какие сочетания. После сдачи игроки, у которых на руках есть красные тройки, должны сразу же выложить их на стол перед собой, дополняя во время своего хода количество карт на руках из закрытой колоды. Если этой картой оказывается красная тройка, ее кладут на стол перед собой и берут следующую карту из колоды.

Если игрок купил красную тройку в составе первого пакета, он должен сразу же выложить ее перед собой. Брать карту из колоды при этом не нужно.

Пакет, в котором находится красная тройка или джокер (в начале игры), считается закрытым.

В момент окончания игры партнер игрока, заканчивающего игру может все свои карты с рук выложить на стол в новых сочетаниях или доложить к уже лежащим. Это так называемое двойное окончание, премируемое отдельно.

Если игру заканчивают в момент ее открытия, то это называется окончание игры с рук. Сумма очков выложенных карт должна составить минимум, требуемый для открытия, если игрок покупает пакет или его верхнюю карту; однако, если игрок кончает игру с рук, покупая только карту из колоды, наличие этого минимума необязательно.

Если игра открыта одним из партнеров, другой может закончить игру с рук при условии, что выложит все свои карты, включая канасту (даже если одну канасту уже ранее выложил партнер), но при этом ранее не доложил ни одной своей карты к сочетаниям карт на столе (заканчивает одиннадцатью картами с рук).

Подсчет очков

После окончания игры подсчитывается число очков, полученных в розыгрыше каждой стороной. Этот итог складывается из плюсовых очков за карты, выложенные в различных сочетаниях на стол, премиальных очков (плюсовых или минусовых) и минусовых (штрафных) за карты, оставшиеся на руках. Плюсовые очки за карты на столе считаются по стоимости карт. За каждую черную тройку, выложенную на стол в сочетании черных троек - пять очков.

Плюсовые очки начисляются (сверх суммы очков карт канасты ):

  • 100 очков - за окончание игры,
  • 100 очков - за двойное окончание дополнительно,
  • 100 очков - за окончание игры с рук дополнительно,
  • 100 очков - за каждую красную тройку, если есть выложенные канасты,
  • 100 очков (минусовых) - за каждую красную тройку, если нет выложенной канасты,
  • 300 очков - за фальшивую канасту,
  • 500 очков - за настоящую канасту,
  • 800 очков - за комплект (4 красные тройки с канастой),
  • 800 очков (минусовых) - за комплект красных троек без канасты.

Дополнительные условия

Иногда играют, предварительно условившись, с еще одним возможным сочетанием - канастой из джокеров (сочетанием семи джокеров, настоящих или фальшивых). За такую канасту начисляется 100 очков премии; в процессе игры нельзя выкладывать канасты из джокеров по частям, начиная с комплекта из трех джокеров, как во всех других канастах, а надо выложить сразу семь джокеров с рук.

Минусовые очки за карты, оставшиеся на руках, начисляются по стоимости карт. За каждую черную тройку - 100 минусов, за каждую красную (вследствие ошибки игрока) - 500 минусовых очков.

Общее число очков, полученных игроками в одном розыгрыше, - это разность плюсовых и минусовых очков обеих сторон. В записи фигурируют как плюсовые, так и минусовые суммы очков. Последняя сдача, даже если ясно, что одна из сторон достигнет или превысит 5000 очков, всегда доигрывается до конца.

Если в какой-либо сдаче закончится закрытая колода, а ни одна из сторон не завершила игры. розыгрыш переходит к концу, когда игрок, взявший последнюю карту из колоды сбросит на пакет и подсчитывает очки, полученные в розыгрыше обеими сторонами, без начисления премии за окончание игры.

Общий выигрыш - это разность числа очков в записи без всякой добавочной премии за выигрыш всей партии.

В канасту можно играть, предварительно условившись, не до 5000, а до 7500 очков. При этом появляется дополнительное условие открытия: при записи для данной стороны 5000 или более очков, минимум открытия есть канаста, независимо от стоимости карт в ней, естественно, только одним игроком с употреблением верхней карты пакета.

Допускается также, предварительно условившись, играть, договорившись, что закончить игру можно, выложив не одну, а две канасты.

Канаста для троих

При игре втроем каждый играет сам и ведет свою запись; игрок получает по 13 карт. Игру можно закончить, имея не одну карту, а хотя бы две выложенные канасты.

Канаста для двоих

Игра идет так же, как и в канасте для троих, только каждый игрок получает по 15 карт. Все остальные правила прежние.

Самба и комбо - разновидности канасты

Существуют также две разновидности канасты - это самба и комбо . Описание и правила этих игр вы можете найти в соответствующих разделах.

Текущая страница: 10 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

В музейной экспозиции Брюсселя хранится первая из известных колод карт со сдвоенными изображениями. Как это ни удивительно, но они снабжены итальянскими символами масти. На короле жезлов изображен щит с гербом, на котором нарисован двуглавый орел и слова «Carte da Giuoco». На двойке мечей видим надпись: «Fabrica di Gaetano Salvotti in Vicenza sul Corso, 1602».

Глава 9
Игральные карты в Испании

Просвещенный Сальвини, писавший свои труды в начале XVIII в., верил в большую вероятность того, что игральные карты, а также шахматы принесли с собой мавританцы во время своего вторжения в Европу. Эти сарацины захватили всю Азию с Африкой и попытались переплыть море еще в VII в. К 832 г. они полностью завоевали Сицилию, в 710 г. были в Испании, а около 731 г. через Лангедок вторглись на территорию Франции и дошли до Арля. Южная Испания принадлежала им до 1492 г. Около 842 г. отряды сарацин продолжили путь с Сицилии на Калабрию и через несколько лет дошли до Рима и Тосканы. Они оставались в разных областях Италии до X в. Папа римский и итальянские правители пользовались их услугами как солдатами для ведения своих непрекращающихся войн. По сравнению с европейцами сарацины представлялись свободными от предрассудков и суеверий людьми, к тому же существуют неопровержимые доказательства того, что мы обязаны им за появление в Европе науки, письменности и, безусловно, шахмат. Марокканцы теперь увлекаются старинной испанской игрой в ломбер, которая во многом напоминает индусскую игру под названием «Ганжифа». И теперь трудно сказать, была ли эта игра изначально их собственной, или они переняли ее у испанцев.

Буллет в своей книге Recherches Historiques sur les Cartes a Joufer, написанной в 1757 г., и монсеньор Ляббе Риве в Eclaircissements Historiques et Critiques sur l’lnvention des Cartes á Jouer, изданной в Париже в 1780 г., считают, что проникновение европейских игральных карт в Испанию произошло через сарацинский восточный источник.

В арабских сказках «Тысячи и одной ночи», где надо было бы искать сведения об игральных картах, не находим о них ни малейшего упоминания. Именно поэтому и потому, что ни Марко Поло, ни Чосер о них даже не обмолвились, мистер Уилтшир, в 1878 г. написавший предисловие к каталогу коллекции игральных карт Британского музея, верит в их европейское происхождение.

Как известно, испанских игральных карт, изготовленных раньше 1600 г., не существует, хотя ни у кого не возникает сомнений в том, что они появились задолго до указанного времени. Авторитетный специалист по французским игральным картам нашего времени Даллеман считает, что их могли завезти в Испанию из Франции с багажом какого-нибудь рыцаря из свиты дю Геклена, отправившегося на битву с Педро Жестоким около 1367 г.

Еще одно его не лишенное интереса предположение состоит в том, что игральные карты могли прийти в Испанию прямиком из Фландрии на торговых судах, курсирующих между двумя этими странами с партиями шерсти и прочих жизненно важных товаров. Он добавляет в связи с этим, что для данного предположения находится подтверждение в самом названии карт по-испански – Naipes. По утверждению автора испанского словаря Фернандеса Куэсты, члены Академии его страны предполагают, что слово Naipe могло происходить от фламандского слова Knaep, означающего «бумага».

В разное время во Франции игральные карты упоминались как «листья», «страницы» или даже «бумага для игры» – «papier a jouer». А в XV столетии немецкие карты «Траппола» однозначно назывались Trappola Blattem в простом значении «листья».

Около 1540 г. фламандский писатель Эклу, или Паскасий Юст, совершил путешествие по Испании. Позже он написал о страстном увлечении испанцев карточными играми. Он объехал много территорий этого королевства, где не мог достать товаров первой необходимости, даже хлеба и вина, зато в каждой самой захудалой деревеньке у жителей можно было найти игральные карты.

Начиная с XV столетия мастера из Тулузы и Трира изготовили для Испании значительное количество игральных карт. А ремесленники Руана отправляли на фламандских парусных судах специально для испанского рынка изготовленные игральные карты, которые шли и дальше – в Португалию. К тому же наладилась бойкая торговля испанскими картами с Лиможем.


ФРОНТИСПИС ИЗ КНИГИ ПАСКАСИЯ ЮСТА


Эти древние испанские карты отличаются относительно небольшим размером, особенно те, что ввезли из Лиможа и Руана. Их раскрасили по трафарету желтым, оранжевым и зеленым цветом. Размер некоторых из тех, что находятся в нашей коллекции, составляет только лишь 2 7 / 8 × 1 5 / 8 дюйма, и они считаются большой редкостью. Их изготовили в итальянской манере, то есть с загибом бумаги карты назад с образованием бортика, отмеченного замысловатыми диагональными линиями по лицевой стороне карты. Сама бумага представляет интерес своей текстурой, а оформление можно назвать грубоватым оттиском с деревянных клише. Полвека спустя игральные карты стали больше по размеру, в частности те, что поступили из Трира и Бордо. К тому же использовалось больше веселой алой и синей краски, а также желтой, которая больше всего нравится испанцам. В нашей коллекции хранятся карты, изготовленные португальским мастером Инферрерой в то же самое время, что и французские. Они также оттиснуты с деревянных клише с раскраской по трафарету в оранжевый и черный цвет. Бумага ничем не отличается от той, на которой нарисованы карты из Лиможа; и снова листы бумаги со стороны рубашки согнуты с образованием бортика. Этот бортик оставлен без покраски. Вверху и внизу каждой карты нанесено название масти, к которой она относятся, а также представлены числа или – в случае с фигурными картами – инициалы с указанием ее разряда. Строение и одежда персонажей на фигурных картах вызывают самую искреннюю симпатию, особенно весело разукрашенные кавалеры. Тузы с буквами А украшены драконами, держащими в пастях символы масти. Некоторые из этих карт, выставленные в Национальной библиотеке Парижа на всеобщее обозрение под табличкой 96 Les Cartes Tarots et les Cartes Numerales, кардинально отличаются по цвету. Они тщательно раскрашены в красных и синих тонах, сходных с теми, что использовал Жан Валай из Трира.


ОБЛОЖКА И ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ КНИГИ «СОВЕРШЕННЫЙ ИГРОК», 1734 Г.

На фронтисписе работы Хогарта изображена игра в «Тени на троих» (Ombre a trois) за треугольным столом. Эта старинная испанская карточная игра очень полюбилась при английском дворе. Ей на смену пришла игра для четырех участников под названием «Кадриль» (Quadrille), пользовавшаяся популярностью до конца XVIII в.


Национальная испанская игра в ломбер совершенно очевидно появилась в донкихотские времена, и в испанской колоде для этой игры насчитывается 40 карт. Из колоды исключены восьмерки, девятки и десятки, а также в соответствии с восточной традицией отсутствует дама. Вместо нее используется кавалер или конный рыцарь. В отличие от итальянских карточных королей испанские всегда стоят в развевающейся, усыпанной драгоценными камнями мантии. Так как в ломбер часто играли втроем, на протяжении XII, X и XVII вв. специально для этой игры изготавливали треугольные карточные столики.


ИСПАНСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ, ИЗГОТОВЛЕННЫЕ В МАДРИДЕ В 1792 Г.


ИСПАНСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 1840 Г. ВЫПУСКА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ФИГУРНЫХ КАРТ МАСТИ МЕЧЕЙ И ТРИ ЧИСЛОВЫЕ КАРТЫ МАСТИ ЖЕЗЛОВ


За символы масти для испанских карт приняты кубки, мечи, денарии и кресты или жезлы, и снова их оформление отличается от итальянского. Испанские мечи выглядят как прямые обоюдоострые рапиры, а жезлы – как тяжелые неуклюжие кресты. Испанские символы масти всегда располагаются параллельно друг другу и никогда не сплетаются, как итальянские. Единственным исключением в этом плане выглядят карты мастера Инферреры.

На 1583 г. приходятся сообщения о массовом отъезде карточных мастеров из Лиона в Испанию по причине непомерных налогов, введенных в их стране, но все мастера из Трира на протяжении XVII в. поставляли игральные карты в города по всей Испании.


УПАКОВКА ДЛЯ ИСПАНСКИХ ИГРАЛЬНЫХ КАРТ


СЛЕВА: ФРОНТИСПИС КНИГИ LIBRO Y BARAJA ДОНА ФРАНСИСКО ГАЗАНА С ОБЪЯСНЕНИЕМ ЗНАЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ КАРТ ПО ГЕРАЛЬДИКЕ ДЕ БРИАНВИЛЛЯ, МАДРИД, 1748 Г.

СПРАВА: ГЕРБ EL REY DE OROS С ГЕРАЛЬДИЧЕСКИМИ ЗНАКАМИ ПАПЫ КЛИМЕНТА XII ИЗ НЫНЕШНЕГО ИЗДАНИЯ ДАННЫХ СТАРЫХ КАРТ


В нашей коллекции хранится полная колода на 48 игральных карт, состоящая из девяти числовых листов, рыцаря, кавалера и короля четырех мастей и изготовленная в Мадриде в 1792 г. Об этом сообщается на четверке денариев, и там же можно прочесть имя мастера: «Real fabricados de Madrid рог D. Felix Solesie e Hijos». Карты оттиснули с деревянных клише и раскрасили по трафарету красным, синим, зеленым и желтым цветом. Данные фигурные карты, в отличие от карт мастера Жана Валая, сработанных на 100 лет раньше, выглядят скорее как испанские, а не французские.

На картах колоды, изготовленной в 1801 г., в верхнем правом углу нанесена нумерация всех мастей от 1 до 12. На ее упаковке можно прочесть имя дона Педро Кастилло (Don Pedro Castillo). Такая нумерация карт стала обычным делом только спустя много лет. На картах, изготовленных по трафарету в Кадисе около 1840 г., подобная нумерация отсутствует, нет ее и на картах мастера дона Санмиарти-сына 1852 г. выпуска. Не видно ее и на картах с надписью «J.B. David en Cadiz у Puebla», датированных 1868 г. Тем не менее на картах на несколько лет моложе, изготовленных в Барселоне мастером Кристобалем Массо, в верхнем правом углу номера стоят.

Изменения по сравнению с данными картами, нарисованными по трафарету, обнаруживаются на прекрасных гравюрах игральных листов, выполненных около 1872 г. на фирме Fulladosa у Ca., находившейся в Барселоне. Масть мечей нанесли синей краской, кубков – красной, жезлов – коричневой и денариев – оранжевой. На фигурных картах видим изображения дамы, кавалера и короля, и всем им присвоены имена испанских правителей, грандов и благородных дам, начиная с Педро Жестокого и Сида. Здесь мы имеем дело с единственным примером испанских карточных дам (экземпляр – в нашем распоряжении) за исключением тех португальских карт, которые изготовил Инферрера. Но они стоят относительно низко для себя и отличаются итальянскими чертами.

Сохранились похожие трафаретные карты мастеров Хосе Бау из Валенсии, Леона и дона Сегундо Олеа из Кадиса, а также потомков Камеса, Г. Вилласенора, Хуана Кодолы, Себастьяна Комаса Бикарта и Симеона Дуры из Валенсии.


ИСПАНСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ, ИЗГОТОВЛЕННЫЕ МЕТОДОМ ЛИТОГРАФИИ В 1900 Г.


УПАКОВКА ДЛЯ ИГРАЛЬНЫХ КАРТ И КАВАЛЕР МЕЧЕЙ, МЕКСИКАНСКИЕ КАРТЫ, 1868 Г.


Иногда вместо имени мастера на картах писали наименования фирм (La Flor, El Ciervo или El Sol), а упаковки украшали вычурно, под стать их названий.


МЕКСИКАНСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ NAIPES NACIONALES, 1896 Г.


Сохранились игральные карты, выполненные методом плоской печати в 1899 г. мастером Рудольфо де Олеа из Кадиса, а в следующем году вышли карты некоего Гераклио Фоурньеры из Виктории. В этих колодах персонажи фигурных карт одеты в костюмы своего времени, под мастью кубков изображены удалые представители знати XVII в.: мечей – тамплиеры, денариев – куртизанки, жезлов – индусы.

История мексиканских карт начинается с 1868 г. Их изготовил Ф. Мунгуйя, чья фабрика сначала называлась La Campana, а потом La Estrella и находилась в Мехико. Тем временем Ж.Б. Техеда владел карточной мануфактурой в Пуэбло. Эмильо Куэнка из Мехико, владеющий фабрикой El Sol, хранит колоду ломберных карт на 40 листов, изготовленных в 1896 г., которые все называют Naipes Nacionales. На них изображены ацтекские символы. Короли и рыцари представлены в виде вождей ацтеков, кавалеры – конкистадоров, масть кубков нарисована как ацтекская керамика, а вместо мечей – мачете, притом что денарии и жезлы украшены ацтекскими символами.

Глава 10
Игральные карты в Швейцарии

Повествование об игральных картах в Швейцарии начинается с того момента, когда некий брат из монастыря в Брефельде по имени Иоганн написал на совершенной латыни такие слова: «De Мoribus et Discipline Humane Conservations». Таким образом, известное развлечение под названием карточной игры пришло к нам в 1377 г., но когда и кто ее придумал, мне знать не дано. Но хочу заметить по этому поводу, что она ставится в заслугу благородным и простым людям, особенно если они играют вежливо и не ставят на кон свои деньги. В первой главе своего труда он рассказывает, что «в игре, которую люди называют карточной, они рисуют карты в разном виде и играют ими тем или иным образом». Из такого заявления можно сделать вывод о том, что игральные карты уже надежно вошли в жизнь народа и использовались достаточно долго, причем существовало несколько вариантов карточной игры. Он продолжает так: «В том виде, в каком эта игра дошла до нас, для нее предусмотрено четыре короля, изображенных на четырех карточных листах, а каждый из королей держит в руке определенный символ и сидит на королевском троне. А под королем находятся два королевских конюших. Один из них держит в руке символ вверх, а второй – вниз».

Эти двое конюших – в колоде карт XV в., а позже они представлены дамами и валетами или двумя валетами с рыцарями. Интересно отметить, что в руках всех «одноголовых» валетов, даже тех, что рисуют нынче в Бельгии, жезл в руках двоих из них все еще держится головкой вверх, а у других двоих – вниз. Указанная дата тоже совпадает с той, что отмечена в архиве двора Иоганна и Венцесласа Брабантского.

Дальше он дает описание колоды из 52 карт, добавив, что под этими первыми названными тремя картами к каждому королю относятся еще по десять карточных листов, «на каждом из которых располагается символ соответствующего короля: на первом – один раз, на втором – два раза и так далее».

К сожалению, автор не дает описания упомянутых символов, и нам, скорее всего, не удастся узнать, пришла ли эта игра из Италии, Германии, Франции или Испании, а также нарисовали ли эти карты в какой-нибудь соседней долине со швейцарскими символами масти в виде гербов, желудей, роз и колокольчиков. Эти старинные швейцарские карточные колоды состояли из фигурных листов с изображением короля, кавалера и валета, использующихся до сих пор, а также тузов, символы которых нарисованы на знаменах. В швейцарской колоде, изготовленной в Шаффхаузене, насчитывается по шесть числовых листов каждой масти, а в колоде, изготовленной в Золотурне, их девять.

Сохранилось письменное свидетельство того, как из-за старого указа правителя Лиона от 1583 г. многим ремесленникам пришлось уехать в Швейцарию из-за чрезмерных сборов, причитающихся с игральных карт. Этот указ «напугал карточных мастеров до такой степени, что те предпочли не подвергаться страданиям, а покинуть свое королевство и свои родные края, не поступившись собственной свободой и забрав с собой клише для изготовления этих карт печатным способом. В сложившихся неблагоприятных обстоятельствах, в скором времени поразивших всю Францию, король данный указ отменил, но было уже слишком поздно». Однако в летописи, составленной через 15 лет, находим упоминание об особых порядках, введенных в Лионе для изготовителей швейцарских игральных карт.


ПЕРВЫЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ, ИЗГОТОВЛЕННЫЕ В БАЗЕЛЕ

Посмотрите на швейцарские символы масти в виде гербов, колокольчиков, роз и желудей. Тузы обозначены знаменами, XVI в.


Многие из старинных швейцарских карт, сохранившихся до наших дней, представляют собой все те же знакомые нам карты Таро. Их оттиснули с деревянных клише, по размеру они большие и исполнены очень грубо, зато весьма радуют глаз своими старыми красными и синими оттенками. Самые старые серии, находящиеся в нашей коллекции, сделал Йоханнес Пелагис Майер из Констанцы, в конце XVII в. владевший предприятием по изготовлению игральных карт. Изображения la Papesse и le Pape заменяют на жизнерадостных Юнону и Юпитера, а написание их имен по несуразности может соперничать только с оформлением самих карт.


ДАМА И КАВАЛЕР, А ТАКЖЕ ТРОЙКА И ЧЕТВЕРКА КУБКОВ ИЗ СЕРИИ КАРТ ТАРО РАБОТЫ МАСТЕРА ЙОХАННЕСА ПЕЛАГИСА МАЙЕРА ИЗ КОНСТАНЦЫ, 1680 Г.


КОРОЛЬ, ДАМА, КАВАЛЕР, А ТАКЖЕ ДВОЙКА, ТРОЙКА И ЧЕТВЕРКА ДЕНАРИЕВ СЕРИИ КАРТ ТАРО РАБОТЫ МАСТЕРА БЕРНАРДА ШАЕРА НАЧАЛА XVIII В.


ВАЛЕТ ДЕНАРИЕВ, КОРОЛЬ КУБКОВ И КОЗЫРНАЯ ДВОЙКА, А ТАКЖЕ СОЛНЦЕ С ЛУНОЙ ИЗ КОЛОДЫ КАРТ ТАРО, ИЗГОТОВЛЕННЫХ В КОНСТАНЦЕ В 1680 Г.


ВВЕРХУ: ПИКОВЫЙ И ЧЕРВОННЫЙ КОРОЛИ ИЗ ВЫПУСКА ШВЕДСКИХ ИГРАЛЬНЫХ КАРТ 1880 Г.

ВНИЗУ: ТРИ КАРТЫ ИЗ ВЫПУСКА, ОТПЕЧАТАННОГО В ШВЕЙЦАРИИ В 1878 Г.

На тузах изображены виды страны, а на фигурных картах нарисованы персонажи в костюмах и гербы различных кантонов


ИЗ ВЫПУСКА ШВЕЙЦАРСКИХ КАРТ, ИЗГОТОВЛЕННЫХ В 1874 Г.

Здесь представлены туз, двойка и шестерка, а также три знака отличия на гербе


В колоде карт начала XVIII в., изготовленных на фирме Bernard Schaer in Miimliswil im cant. Solothurn, тоже вместо Papesse и Pope числятся Юнона и Юпитер. Французский цветок ириса нарисован на двойке кубков и всех денариях числовых карт этой масти.

На двойке денариев третьей серии карт Таро стоят как имя изготовителя, так и дата изготовления: «Joseph Jagi, M. Cartier a Mumliswil. 1779». На четверку денариев нанесли три французских цветка ириса. Оформление этих карт отличается повышенной резкостью. Господствующими тонами выступают густо-синие краски на серо-голубом фоне. На картах Таро данных серий сохраняются особенности таких карт, изготовленных во Франции. Одной из таких особенностей можно назвать положение короля денариев: у него недовольное выражение на лице и он всегда сидит на краешке своего трона со скрещенными ногами.


ДАМА, КАВАЛЕР И ВАЛЕТ ЖЕЗЛОВ ИЗ СЕРИИ КАРТ ТАРО РАБОТЫ КАРТОЧНОГО МАСТЕРА ИЗ МЮМЛИСВИЛЯ ИОСИФА ДЖАГИ, 1779 Г.


Эти эскизы в большей своей части изготавливались в Швейцарии, а цветов ириса могли вполне добавить французские ремесленники в те долгие годы снабжения швейцарцев игральными картами. В архивах Руана сохранились обращения за защитой от чрезмерных поборов, адресованных уполномоченным лицам этого города в 1701 г. Под такими петициями стоят подписи без малого сорока карточных мастеров: «Умоляем вас подумать над тем, что город Руан считается единственным городом в нашем королевстве, где можно говорить правду. В этом городе производятся товары для вывоза в зарубежные страны, и совершенно справедливо сказать, что в нем делается такого товара больше, чем в остальных городах, вместе взятых. На самом деле репутация игральных карт из Руана известна в Испании, Швеции, России, Швейцарии, Дании, Англии и особенно во Фландрии. Поэтому в 1648 г., когда король вводил налог на все карты, изготавливаемые в его королевстве, он сделал исключение для игральных карт, сработанных в Руане».

Даже карты Таро последней четверти XIX в. сделаны по этим старинным эскизам и с сохранением сложившейся традиции. В 1747 г. появился пространный доклад мастеров карточного дела, составленный в Париже для председателя госсовета, с описанием степени популярности французских игральных карт в различных зарубежных странах. При этом внимание адресата, в частности, обращалось на высокий спрос на них в Швейцарии, где они полюбились народу больше всего.

Владелец предприятия по изготовлению карт Жан Хемау, живший в конце XVII столетия, вспоминает об отношении к фигурам и их аксессуарам на своих картах, оттиснутых с немецких клише более чем столетней давности. Это старинное напоминание служит показателем привычки к популярным оттискам наиболее красивых сюжетов, выполненных первыми великими мастерами гравюры. Представители церкви не возражали в связи с тем, что король желудей сидит на настоящем готическом троне, украшенном по бокам красивыми пергаментными панелями, характерными для мебели того времени. Король роз восседает на просторном низком троне, очень напоминающем те, что изображены на выпущенных в Нюрнберге картах со средневековыми картинами. На голове короля колокольчиков водружена украшенная цветами корона, которая тоже пришла из немецкой карточной колоды XVI в. А король гербов сидит на одном из высоких кресел, относившихся чаще всего к немецкой церковной обстановке XV в.

Желуди растут на черенках совсем не так, как принято в природе, а розы заканчиваются в листьях, в середине которых, к всеобщему изумлению, находим головку ангела. На четверке колокольчиков нарисована крепость, на которой висит герб города Эпинали, где жил и работал Жан Хемау. На многих старинных картах точно так же изображены нюрнбергский лев и герб.

Практически все особенности этих старинных карточных колод сохранились на швейцарских картах, которые до сих пор изготавливают в Швейцарии.


КАРТЫ ДЛЯ ИГРЫ В «ТРАППОЛУ» С ОБОЗНАЧЕНИЕМ НЕМЕЦКИХ МАСТЕЙ, НА КАЖДОЙ ИЗ ЭТИХ ДВОЕК ИЗОБРАЖАЕТСЯ ОДНО ИЗ ЧЕТЫРЕХ ВРЕМЕНГОДА

Здесь предлагаются фигурные карты и двойка арканов, которая считается зимой, около 1885 г.


Еще одна причуда швейцарских карт из колоды для игры в «Трапполу», когда используются немецкие символы масти, состоит в наличии четырех эскизов на листах четырех двоек с символикой весны, лета, осени и зимы. На таких колодах королей обычно изображают на коне, кавалера – армейским офицером, а валета – швейцарским охотником.

На картах одной из них, изготовленных для Эдуарда Гланцля из Инсбрука в 1878 г. Генрихом Гофманом из Вены, фигуры нарисованы с одной головой и в исторических костюмах. Королями представлены Рудольф, Фредерик, Максимилиан и Франциск I, а на числовых листах изображены исторические события и деревенская жизнь при их правлении.

В другой серии два валета каждой масти названы именами швейцарских персонажей, самый знаменитый из которых Вильгельм Телль.

На фигурных картах еще одной серии, на этот раз колоды в 52 листа с французскими символами масти, под названием Vues et Costumes Suisses, изготовленных Жаном Мюллером из Шаффхаузена, изображены гербы и национальные костюмы жителей различных кантонов, а на тузах нарисованы виды Швейцарских Альп с деревнями, расположенными среди заснеженных горных вершин.


ИЗ ВЫПУСКА В ЖЕНЕВЕ ШВЕЙЦАРСКИХ КАРТ ТАРО, 1873 Г.


Такие пользующиеся популярностью украшения тузов имеются во многих карточных колодах с французскими символами масти. Фигурные карты изготовлены по индивидуальным эскизам, не похожим ни на французские, ни на немецкие, за исключением одной серии, находящейся в нашей коллекции и относящейся к 1873 г. Они оттиснуты с деревянных клише, а эскизы явно позаимствованы со старых французских карт мастера Андриё. Пиковый валет подписан как «Gassmann a Geneve». К тому же у нас хранится серия карт Таро примерно того же времени, изготовленная тем же самым мастером. В этом случае он отходит от старых эскизов и предлагает черно-белые арканы, фигурки в гротескном изображении, которые должны удивлять зрителя. Фигурные карты, произведенные методом плоской печати, и числовые карты раскрасили по трафарету.

К тому же сохранились колоды миниатюрных карт размером ¾ × ½ дюйма в маленьких скользящих обложках, изготовленных в Интерлакене и Женеве.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".


На протяжении всего образовательного процесса по изучению испанского я как-то не задумывалась о такой вещи, как азарт, в смысле азартны ли испанцы.

Известно, что каждый житель страны считает своим прямым гражданским долгом купить билетик рождественской лотереи и с замиранием сердца в назначенный день "прилипает" к экрану телевизора.

А вот как обстоят дела с другими азартными играми (los juegos de azar ) я не знала... до определенного момента.

Как-то раз на одно из занятий наш преподаватель из Испании принес колоду карт, испанских разумеется. Оказывается, ничто человеческое им не чуждо, и испанцы тоже в них играют.

А вы когда-нибудь играли в испанские карты или хотя бы видели их?

А посмотреть-то есть на что!

La baraja española

Испанская колода, или как испанцы сами ее называют la baraja española совсем не похожа на привычную нам, состоит она обычно из 48 карт, cartas o naipes , бывают усеченные варианты из 40 карт без восьмерок и девяток, такую нам преподаватель и принес, есть еще вариант из 50 карт с двумя джокерами (comodines ).

Карты нумеруются от 1 до 12, где 10, 11 и 12 - это старшие карты колоды: 10 – это валет (la sota ), 11 – конь (el caballo ), 12 – король (el rey ), который, кстати, всегда изображен стоя, а единичка именуется туз (as ).

А вот дамы в колоде нет! Как пошутил наш препод: "Es machismo! ".

Мастей (palos ) так же четыре (ну хоть что-то привычное): это золото или золотые монеты (oro ), кубки (copas ), мечи (espadas ) и дубинки или палицы (bastos ).
Масть в испанском именуется el palo .

В XV-XVI веках, о чем свидетельствуют первые исторические упоминания о карточных колодах и играх, в Испании еще не было единой системы и стандарта карт, было много вариаций с различными мастями и количеством. Несколько позже удалось привести их, так сказать, к общему знаменателю, таким образом монеты стали олицетворять собой торговлю и ее представителей, кубки стали символом духовенства (хотя католическая церковь и не была в восторге), мечи символизировали дворянство и рыцарство, а так же присущие им доблесть и честь, а дубинки означали сословие простолюдинов.

Карты изготавливались вручную и зачастую были черно-белыми, позже их стали раскрашивать, и такую цветную колоду могли позволить себе только богатые люди.

В современных колодах в классическом варианте вокруг рисунка на каждой карте есть рамка-символ, по ней так же можно идентифицировать масть: вокруг монет она непрерывная, вокруг кубков прерывается один раз, вокруг мечей - дважды, и вокруг дубинок - трижды сверху и снизу карты.


Называется этот символ la pinta и от него берут свое начало некоторые выражения: "tienes buena pinta " - означает, что тебе выпали хорошие карты. А вот если говорят "pintan bastos ", кстати, не только про карты, - это значит, что дела плохи, или даже вообще "дело - труба!

Поиграем!

Разобравшись с картами, сели играть. Преподаватель быстро объяснил нам правила, и мы с энтузиазмом приобщились к миру азарта. Игра оказалась несложная, но увлекательная, и мы реально"зависли" на пол урока.

Называлась она Mentiroso (в Испании) или Desconfío (в странах Латинской Америки), название говорит само за себя.

Раздается вся колода и начинается самый настоящий блеф (echarse un farol/jugada de farol ). Первый участник выкладывает на стол 1, 2 или даже 3 карты одного достоинства рубашкой вверх (в испанской версии этой игры масти не берутся в расчет, а в латиноамериканской наоборот - играют масти, но не учитывается достоинство карты), и называет их, например: "Dos sotas ". Далее ходят по кругу, и следующий участник, если у него есть карта этого достоинства, может кинуть ее сверху и сказать: "Una sota más ", - тогда ход переходит к третьему участнику.

Но самое интересное, что первый участник мог сказать так, а положить совсем другие карты, да и следующий тоже. Третий участник, хотя и второй тоже, может не добавлять карту, а сказать: "No te creo, pongamos las cartas boca arriba «, - или просто выкрикнуть: "¡Mentira !" Если там оказались карты, соответствующие названию, которое было произнесено вслух тем, кто ходил, то "неповеривший" забирает их себе, а если он раскрыл обман, то забирает предыдущий участник. Если у кого-то накапливаются 4 одинаковые карты, то он может скинуть их в отбой. Проигрывает тот, у кого остались карты на руках.

Очень интригующий момент, когда один из участников кидает к примеру "dos cincos ", следующий тут же "dos cincos más " и третий, чтобы "добить" окончательно "un cinco más ", а следующий твой ход, и ты понимаешь, что в колоде только четыре пятерки, и кто-то из них стопроцентно врунишка. Но надо выбирать! Игроки ехидно ухмыляются, глаза горят, азарт...
О, эта игра определенно стоит того, чтобы научиться играть в нее. Тем более впереди столько холодных зимних вечеров. Почему бы и не скрасить парочку из них таким интересным времяпрепровождением?
Помимо этой существует еще множество других не менее интересных и увлекательных игр, и, освоив несколько, вы сможете приятно удивить своих испаноязычных друзей. А так же, возвращаясь из путешествия по Испании, можете привезти в подарок помимо типичных магнитиков еще и la baraja española .

P.S. А здесь небольшое видео по игре Mentiroso . Так сказать, лучше один раз увидеть, чем пятьсот раз прочитать.

А тут ее латиноамериканский вариант:

Вот такие они - испанский карты.

Наконец-то я решилась кратко рассказать историю игральных карт в Европе. Материалов и примеров много, поэтому самое сложное - вовремя остановиться и не перегружать вас ненужными подробностями, которые интересны только специалистам. Если кому-то будут непонятны какие-то моменты или захочется узнать о чем-то более подробно, то спрашивайте, не стесняйтесь. Сразу предупреждаю, что хотя история игральных и гадальных карт часто пересекались, о картах таро подробно рассказывать не буду, упомяну лишь о некоторых существующих связях.

История игральных карт в Европе.
История карт в Европе довольно сложная и запутанная. Точно неизвестно, когда именно там появились первые колоды, скорее всего они не сохранились. В конце 14 века в различных документах появляются упоминание о картах и их производстве. Судя по внешнему виду карт, о котором я более подробно расскажу ниже, не было какого-то единого пути проникновения их в европейские государства, скорее всего, было несколько разных, независимых друг от друга источников. Вероятно, разными путями карты попадали в отдельные районы Европы из стран Востока, а затем претерпевали изменения сообразно культуре той или иной местности. Изначально не было какого-то единого типа карт даже в одном регионе, существовало огромное количество вариаций количества карт в колоде, типов мастей и тому подобных вещей. Только спустя долгое время смогли прийти к какому-то общему знаменателю, и образовалось три основных типа колод, различавшихся обозначением мастей которые существуют до сих пор. Каждый тип карт распространен в определенном географическом регионе. Соответственно это итало-испанский, немецкий (с швейцарской разновидностью), франко-английский типы колод. Рассмотрим более подробно каждый из этих типов.

1. Испания и Италия.
Одни из первых известных и дошедших до наших дней карт появились именно в этом регионе. Судя по внешнему виду карты были заимствованы у арабов, что и не удивительно, если учесть связь этого региона со странами Востока и мусульманское влияние на испанскую культуру. В Испании карты получили название naibes или naipes. Это название образовалось от арабского названия карт. В колодах было четыре масти, которые хорошо знакомы тем, кто работает с картами таро: монеты, кубки, мечи и жезлы. В отличие от карт мамлюков, испанцы стали на придворных картах рисовать изображение людей. Кроме того, из колоды исчезли десятки – в ней осталось 48 карт. 10 – это Валет (la sota) , 11 – это конь (el caballo), 12 – это король (el rey). Позднее для некоторых игр появились колоды с 40 картами (в них отсутствуют 9 и 8), колоды с таким количеством карт характерны именно для Испании. Примеры подобных колод.

Классическая испанская колода с 40 картами: номерные от 1 до 7 , два рыцаря и король. Король всегда изображается стоя .


Fournier Spanish Cards

Еще одна колода этой фабрики





Simeon Durá, Valencia, Spain, c.1875

Похожие карты появились и в Италии. Они имели сходное с испанским название naibi (naibbe, nahipi) , в 15 веке также встречается название сарацинские карты.

Карты с бергамским шаблоном. Современная итальянская колода. По количеству и составу карт сходна с испанскими колодами.

На севере Италии возникла на основе этой колоды особая разновидность карт, которая сейчас нам известна как таро. К колоде добавились 22 козырные карты или как их называли триумфы. Кроме того, именно там впервые стали встречаться колоды, в которых среди придворных карт помимо короля и двух рыцарей появляется дама. Позднее дама в северо-итальянских игровых колодах (и франко-английских, традиционных для нас) заменила одного из рыцарей. В испанских колодах обычно дам нет

Tarocco Bolognese

Несколько карт из колоды Tarocco Bolognese di G.M. Mitelli published by Il Meneghello (17 век).

К сожалению, многие старинные колоды 15 - 16 веков дошли до наших дней в неполном варианте, часто известны бывают меньше половины колоды, так что не всегда возможно судить сколько карт в ней было. Вот несколько интересных примеров колод старинных карт с испано-итальянскими мастями. Чаще колоды были черно-белыми, раскрашенные колоды могли позволить себе только очень богатые люди.

15 карт на неразрезанном листе из книги, выпущенной в 1519 году.



Несколько сохранившихся карт из каталонской колоды 1495 года.




Несколько карт из колоды Phelippe Ayet, c.1575


Очень интересная красивая колода (позволю себе показать все карты из нее, которые мне удалось найти). Сделана колода была на заказ у германских граверов к свадьбе Филиппа Красивого и Хуаны в 1486 году. Римскими цифрами обозначены не арканы, как мы с вами сейчас привыкли, а номерные карты. Интересно, что тут еще присутствуют нетрадиционные для испанских колод десятки.

Кроме того, вместо масти монет здесь изображены плоды граната. Так что колода совсем не типичная для Испании, и несет в себе черты и итальянского и немецкого влияния.

Что касается названия таро или тарок (tarocco), то появилось оно только в 16 веке, до этого их назвали carte da trionfi (карты с тиумфами). Изначально не было определенного правила того, что должно быть нарисовано на картах триумфах.

Они, как и вся колода не несли эзотерического значения, колода служила только для игры.

Вот, например, известна единственная игральная карта из несохранившейся колоды, на которой изображен корабль. Принято считать, что она была одним из триумфов.


Sola Busca Tarocchi


Одна из старейших колод. На триумфах изображены герои римской мифологии. Возможно автор колоды и вкладывал в рисунки старших арканов какой-то особый смысл, особенно если учесть тематику изображений, но колода скорее все таки была именно игральной, а не гадальной.

До сих пор подобные игральные колоды, предназначенные для игры в тарок, имеют хождения на территории Италии и некоторых других стран. Причем карты старшего аркана могут не иметь ничего общего с видом карт предназначенных для гадания. Вот пример подобной колод.





Пеьмонтское таро. Колода для игры. (Современная колода)

Фрагменты еще двух современных игральных колод таро

Кроме того, позднее стали встречаться варианты колод для игры в тарок и с мастями франко-английского, более привычного для нас вида.

Примеры:





Tarot Francais des Fleurs 78 cards) 1902






Колода фирмы Piatnik Industrie und Gluck Tarock Cards (Klub-Tarock No_ 128)

Одновременно существовали и сарацинские карты, обычно более мелкие по размеру, и карты с триумфами, более крупные и качественные по рисунку, и поэтому более дорогими.
Колоды с испано-итальянским обозначением мастей без старших арканов существуют до сих пор. Кроме Испании и Италии их можно встретить в странах Латинской Америки.


Playing cards engraved in silver from Peru, 1745

Кстати, если будете смотреть сериал «Подпольная империя», то обратите внимание, что в одном из фрагментов итальянские гангстеры играют именно в колоду с итало-испанскими мастями.

Несколько примеров интересных колод испано-итальянского типа.






"Посвящение Кадисской конституции 1812 г."
Барселона, 1822 г.
Kunstler: Kupferstecher um 1822 aus Barcelona
Langtitel: Kartenspiel zur Erinnerung an die Konstitution von Cadiz
Entstehungsjahr: 1822

Вместо чаш тут ядра, а вместо монет – листы с текстом конституции.


Колода Baraja Ibero Americana. Выпролнена фабрикой Fournier для испано-американской выставки в 1929 году. Судя по нумерации на картах, в ней нет 10. Т.е.е это пример колоды из 48 карт.

Шаблоны итало-испанских мастей можно разделить на два типа: испанский и северо-итальянский. Для испанского типа характерно изображение жезлов виде дубин, прямые мечи или кинжалы, кубки с резкими очертаниями, а на денариях часто изображается солярная символика или женский профиль. Для северо-итальянских - аристократические прямые жезлы, круглые мечи, мягкие линии чаш, на денариях преобладает цветочная символика.
Итало-испанская колода распространена в Италии, Испании, Португалии и Латинской Америке. Её отличительным признаком является использование традиционных символов мастей: мечей, кубков, палиц и монет. За полтысячеления в ней выработаны два типа шаблонов, условно называемых северо-итальянским (с зоной распространения в Северной Италии) и испанским (с зоной распространения в Южной Италии и на островах, в Испании, Португалии и Латинской Америке).


Карта распространения типов карт в Италии по регионам.

Интересно еще отметить, что в Италии до сих пор в некоторых регионах существует карточная игра « Кукушка» с совершенно особой колодой. Что интересно подобная игра с похожей колодой существует в Швеции и Дании, но не встречается в центральной Европе. Как так получилось, не очень понятно. Возможно, что когда-то эта игра имела более широкое хождение, но потом в большинстве стран забылась. А может быть, какой-то путешественник привез игру из одного региона в другой, и там она получила неожиданную популярность.

Для работы над постом я использовала многие материалы, котрые находятся в нашей с

Похожие публикации