Дидактические игры в экологическом воспитании детей. Дидактические игры - что это? Статья дидактические игры


Введение

1 Психолого-педагогический аспект изучения в литературе использования дидактических игр в процессе обучения.

2 Понятие дидактической игры.

3 Особенности использования дидактических игр при обучении детей дошкольного возраста о изобразительному искусству.

Заключение


Введение


Игровые технологии являются одной из уникальных форм организации воспитательно-образовательного процесса, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу детей на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного искусства. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В художественно-дидактических играх этой целью является развитие. Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. В связи с этим, обучая посредством игры, задача воспитателя построить занятие, чтобы не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Профессионально организованное занятие по изобразительному искусству поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в обучении, творчестве и в общении с другими.

Ценность игры как воспитательного средства заключается в том что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры таким образом при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

Педагогической обработкой дидактических игр занимались В.И. Даль, П.Ф. Лесгафт, П.Н. Бокин, Е.М. Дементьев и др.

Участие детей дошкольного возраста в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Актуальность проблемы использования игровых технологий в процессе обучения изобразительному искусству определяется необходимостью повышения уровня и качества современного образовательного процесса, развития важнейших психических свойств ребенка в учебной, трудовой и творческой деятельности.

Объект исследования - игра как средство обучения изобразительному искусству детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс обучения детей дошкольного возраста с использованием художественно-дидактических игр на занятиях по изобразительному искусству.

Систематизировать художественно-дидактические игры, используемые при изучении учебного материала на уроках изобразительного искусства.


1.1 Психолого-педагогический аспект изучения в литературе использования дидактических игр в процессе обучения

дидактический игра обучение дошкольный

Исторические, культурологические, этнографические, психологические исследования показывают, что игра является непременным и верным спутником развития человека, а её использование в качестве средства воспитания подрастающего поколения имеет богатые исторические традиции.

Начало изучения теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей как Л.А. Каменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и др., предпринявших попытки обоснования взаимодействий игр с умственным, трудовым, нравственным восприятием. В своих фундаментальных трудах «Великая дидактика» (1657), «Всеобщий свет об исправлении дел человеческих» (1666) Я.А. Каменский уделил внимание игре как необходимому средству воспитания и обучения детей. По его мнению, украшением игры является подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с таким толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью.

Одним из первых квалифицировал игру как педагогическое явление немецкий педагог Ф. Фребель (1782-1852), доказавший способность игры решать задачи обучения ребёнка. В данный период (XIX в.) попытку систематического изучение игровой деятельности предпринял немецкий психолог К. Гросс, который рассматривал игру как изначальную школу поведения. По его мнению, сущность игры заключается в некотором снисходительном отношении взрослых к поведению детей в условиях игры. Русский педагог В.П. Вахтеров соглашался с ним в том, что игра представляет собой «средство естественного самовоспитания детей» , но возражал против положения о целях игры, заключающихся в подготовке ребёнка к предстоящей ему практической деятельности. Он видел предназначение игры в стремлении детей развить с её помощью способности, задатки, дарования. Однако мы не должны забывать, что в первую очередь детей в ней привлекает удовольствие от самого процесса.

В России в к. 19-20 в. издавалось немало различных руководств и сборников игр. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал их значение для развития ребёнка, выделяя одну из существенных особенностей детской игры, позволяющей использовать её в качестве прожективной методик: «Дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь». Кроме того, в игре, по его мнению, ребёнок предстаёт зреющим человеком, проявляет самостоятельность, ответственность. Его ценные замечания подчёркивают значимость игровой деятельности в развитии и воспитании детей.

На воспитательное значение игры указывали и классики советской педагогики Н.К. Крупская: «Игра - есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глазомер, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка.»

Сухомлинский утверждал, что духовная жизнь ребенка полноценная лишь тогда, когда он живет в мире игры, а А.С.Макаренко подчеркивал: «В детском возрасте игра-это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизни».

Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды попутно касались и игры, как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства.

Для Шиллера игра есть эстетическая деятельность. Избыток сил, свободных от внешних потребностей, - возникновения эстетического наслаждения, которое доставляется игрой. Введение Ф. Шиллером наслаждения как констатирующего признака, общего для эстетической деятельности и игры, оказало влияние на дальнейшую разработку проблемы игры. А. Г. Спенсер свои взгляды по поводу игры излагает в следующих положениях: «Деятельности, называемые играми, соединяются с эстетической деятельностью одной общей им чертой, а именно тем, что ни те, ни другие не помогают, сколько - ни будь прямым образом процессам, служащим для жизни».

Великий польский педагог - гуманист, общественный деятель Я. Корчак отводил игре значительное место в духовном совершенствовании, поиске своего «Я» в обществе, в мире, в формировании у каждого воспитанника умений, навыков самооценки, самопознания, само регуляции и т.д. «Игра становится единственной возможностью для ребенка проявить свое я, показать себя таким, какой он есть, независимо от нас, он считал, что для детей игра - это тоже их работа».

Существенный вклад в рассмотрение и изучение психологии аспектов игры внес А.С. Выготский, акцентирующий внимание на социальном характере игровой деятельности: «Ребенок видит деятельность окружающих его взрослых людей, подражая ей и переносит ее в игру, где овладевает основными социальными отношениями и проходит школу своего будущего социального развития». Он также подчеркивает развивающее воздействие игры на личность ребенка в целом: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения, в игре он как бы на голову выше самого себя. Не менее ценным представляется взгляд на нее как на источник «зоны ближайшего развития». Ребенок в игре действует не по непосредственному импульсу, а по пути наибольшего сопротивления, что способствует развитию волевых качеств: настойчивости, упорства, решительности, организованности и др. Подчинение игровым правилам дает ему возможность получить максимум удовольствия и они становятся для воспитанника правилами внутреннего самоограничения и самоопределения. Кроме того, А.С. Выготский отмечал эффективность становления и развития личности в условиях коллективного взаимодействия.

Положения, связанные с игрой, как специфическим типом деятельности, рассматривались С.Л. Рубинштейном, который доказал, что игра выражает определенные отношение личности к окружающей действительности. Если содержание игровых действий для ребенка не значило, он может войти в игровое состояние, не пережить соответствующих эмоций. В игре совершаются значимые по цели и внутреннему содержанию действия, в чем автор видит основную осторожность игровой деятельности и сравнивает ее с высшими формами творчества.

Игра, ученье и труд представлялись в 1940-50-х гг. как ведущие типы деятельности. Им отводилось определяющая роль в психическом, личностном развитии ребенка (А.Н.Леонтьев, С.Л Рубинштейн).

В 70-80 е. годы вышла фундаментальная работа Д.Б.Эльконина «Психология игры » содержащая методологические положения о социальном содержании, о природе игровой деятельности. Оценку значения игры в жизни ребенка он выразил вследующим высказывании: «Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельно интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется сам механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения». Однако автор предупреждал об опасности универсализации значения игры для психического развития, стремлении приписать ей разнообразные образовательные и воспитательные функции.

Таким образом, в исследованиях отечественных педагогов и психологов были рассмотрены значение дидактических игр, их роль в обучении и воспитании; проанализировано их влияние на развитие школьников.

Так в 1994 году вышла монография С.А.Шмакова «Игры учащихся - феномен культуры», которая синтезирует опыт предыдущих исследователей, обобщает научные, методические, практические подходы к данной проблематике.

Итак, как история педагогики, так и современная практика свидетельствуют о том, что условие естественного развития личности и гуманистический принцип ненасилия и свободы выбора наиболее полно реализуется в игровой деятельности.

Существование же разнообразных теорий игры, мнений исследователей о ее сущности и значении для развития и воспитания, образования ребенка лишь подчеркивают феноменальность, многомерность данного явления - игровой деятельности. По мнению профессора Л.Б.Ительсон, «здесь пока есть столько же теории, сколько существует теоретиков».

Проблема игры - одна из самых сложных, требует особого внимания психолого-педагогической науки, так как от ее правильного решения, возможно, зависит весь процесс воспитания подрастающего поколения.


1.2 Понятие дидактической игры


Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.

Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры - без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры».

Обязательным компонентом игры являются и ее правила. благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Однако в практике работы детских садов не всегда точно дифференцируются эти понятия: иногда правила выступают одновременно и как действия, что затрудняет правильное использование игры воспитателем.

Рассмотрим более подробно каждый из компонентов дидактической игры.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз. Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других - внимания, в третьих - мышления. Воспитатель заранее должен это хорошо знать и соответственно определять дидактическую задачу.

Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Л.С. Выготский отмечал: чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее... факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и. труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения.

Таким образом, любая игра становится дидактической, если в ней имеются основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.


1.3 Особенности использования дидактических игр при обучении детей дошкольного возраста о изобразительному искусству


Все игры в изобразительной деятельности носят эстетический характер и сочетаются с серьезным напряженным трудом, но не отвлекают от обучения, а наоборот - способствуют интенсификации деятельности. Использование этих игр позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов, используя доступные изобразительные средства (цвет, линию, композицию) и различные материалы - карандаши, краски, мелки, глину, пластилин, бумагу и др.

В игровой форме детей учат овладевать инструментами, чувствовать материал, развивать память и легкость руки, формировать изобразительные навыки, художественный вкус, учат обдумывать и планировать свои действия, предвидеть результат.

Не стоит усложнять игры излишней атрибутикой и игровыми действиями. Чтобы избежать этого, следует четко выделить дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации.

Игры и упражнения могут проводиться однократно и многократно с усложнением форм организации. Обычно, роль ведущего в игре педагог берет на себя. Его активность выражается не в подсказывании способов решения детям, и тем более, не в выполнении заданий за них, а в тактичном управлении деятельностью детей, в умении не подавлять их инициативы и творчества, в умении вовремя заметить, в чем они затрудняются, выделить причину, найти способ, как помочь, сохранить детскую самостоятельность, поддержать в ребенке интерес, эмоциональную активность. При этом нужно стараться, чтобы включение элементов игры не нарушало естественного хода изодеятельности.

Игра в изобразительной деятельности в силу своей специфичности требует и особых приемов руководства ею. Поэтому в руководстве игрой в изодеятельности выделяют три этапа:

· Появление художественного замысла в игре;

· Его реализация (исполнительская часть деятельности);

·Воплощение игрового замысла (создание художественно-изобразительного образа).

В детском рисунке и игре есть общее - это игровой процесс, в результате которого возникает некая модель реальности, созданная воображением ребенка и преломленная через его индивидуальность. В нем сосуществует действительность и вымысел, условность и безусловность, волшебство перевоплощения. Но зачастую педагогу приходится сталкиваться с тем, что ребенку трудно проанализировать свои чувства, а затем перевести их в зримые образы. Это происходит в том случае, если ребенок имеет какие- либо проблемы в эмоциональной сфере.

Чтобы помочь ребенку поверить в свои силы, развить его творческие способности, необходимо вести работу в нескольких направлениях, представленных в виде следующих блоков игр, направленных на создание эмоционального благополучия:

Первый блок игр, направлен на создание ситуации успеха, поэтому главная его задача - помочь ребенку поверить в собственные силы, снять недоверие к своей руке; а также развивать творческое воображение, оказывать помощь в открытии своего "Я" и формировать различные изобразительные приемы.

В рамках этого блока можно использовать игры типа "Дорисуй предмет", "Рисование по опорным точкам", "Монотипия", "Штриховка", "Фроттаж" и др.

В изодеятельности существуют игры, формирующие нравственные представления детей, помогающие снять эмоциональное напряжение, игры, способствующие развитию умений раскрывать образ героя с помощью цвета. Так, в игре "Рисуем музыку" детям предлагается, закрыв глаза, проводить линии, затем найти в этих линиях образы и закрасить; предлагается раскрашивание образов или предметов, противоположных по характеру, например, "добрый волшебник - злой колдун", "веселый сон - страшный сон". Все эти игры способствуют гармонизации личности, они учат соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием и особенностями.

Использование игр с основами моделирования, таких как "Пиктография", "Опорные сигналы", "Игры в художников", а также "Кляксография", "Пальцевая живопись", способствуют развитию чувства уверенности, самостоятельности, умения общаться друг с другом и взрослыми. Они объединены в блок игр по снятию неуверенности. Эти игры учат детей самостоятельно создавать образ, обозначать предметы символами, значками, снимают напряжение.

Формированию стремления к самосовершенствованию, эмоциональному осознанию и регулированию поведения ребенка помогают игры, включенные в блок "Снятие враждебности". Здесь детям можно предложить изобразить увиденное в окружающей жизни ("Красивое и безобразное", "Удивительное рядом") и передать свои эмоции в цвете: черный цвет - боль, злость; желтый - радость; серый - грусть. Предлагаю детям нарисовать самого себя: "Какой ты сейчас", "Каким тебя хотят увидеть родители", "Каким ты хочешь стать".

Для снятия тревожности у детей применяют игры, развивающие уверенность в себе, снимающие эмоциональную напряженность, страхи и негативные переживания. В таких играх, как "Пластилиновая живопись", "Превращение завитков", "Рисование спиралеобразных линий", "Соединение единой линией двух предметов", "Изображение своего настроения", совершенствуются движения руки, формируется активная личностная позиция.

Кроме того, используются другие дидактические игры, направленные на решение конкретных образовательных задач на занятиях, и на создание условий для эмоционального благополучия воспитанников. Эти игры также рекомендуют использовать воспитателям в совместной изобразительной деятельности с детьми, при обучении способам изображения предметов, явлений, передачи формы, пропорций, выразительности образа и т.д. Эти дидактические игры объединяют в следующие группы:

· Игры - путешествия.

· Игры - поручения.

· Игры предположения.

· Игры - загадки.

· Игры - сказки.

Например, "В далеком космосе", "Научи кисточку рисовать", "Хоровод красок".

В развитии социальных эмоций (сочувствие, сопереживание, радость общения, доверие); в умении распознавать состояние и чувства других людей; в сплочении детского коллектива и создании групповой поддержки, а также в развитии воображения, фантазии, эстетического восприятия обычно применяют творческие игры: развивающие, игры по типу режиссерских, с использованием ролевого поведения детей и взрослого. В них создается сюжетно-игровая ситуация, и игра развертывается вокруг предметов и игрушек ("Королева Кисточка", "Веселый карандаш"), а также дети и взрослые выступают в той или иной роли: "Зайчик", "Волшебники", "Народные мастера".

В играх по ознакомлению с искусством обычно даются задания: "Кто больше заметит и назовет", "Узнай художников", "Составь узор".

Очень хорошо помогают снятию психического перенапряжения; повышению общей работоспособности; эмоциональной регуляции и произвольности тех движений и действий ребенка, формирование которых осуществляется на данном занятии, пластические или двигательно-оздоровительные игры. К ним относятся всем известные физминутки и пальчиковые игры. При их проведении мною активно используются метод отождествления себя с тем, что рисуют дети. Здесь уместно привести высказывание древнего китайского художника: "Чтобы написать дерево, надо почувствовать себя деревом". Хорошие результаты дает и расслабление, приятное контролируемое фантазирование, то есть релаксация. После упражнений на расслабление дети могут свободно и непринужденно фантазировать, воображать, неординарно мыслить и творить.

Игры с неоформленным материалом учат детей экспериментировать, исследовать мир, что помогает ребенку, не умеющему словесно выразить свои чувства и ощущения, погружаться в мир красок, линий, форм и создавать новые образы. Это игры с красками, карандашами мелками, глиной и пластилином, бумагой, природным материалом, с различными бросовыми материалами, с камешками. Детям даются творческие задания, типа: "Выложи из собранных листьев картинку", "Раскрась красиво перышки для картинки "Сказочная птица"" и др.

Как показывают наблюдения, целенаправленное использование игр в изодеятельности значительно способствует созданию условий для духовного развития и душевного комфорта ребенка, которые лежат в основе психического здоровья, как неотделимого компонента здоровья вообще, наряду с социальным и физическим.


Заключение


Проблема использование игры в процессе обучения и воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы: игровая деятельность действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за нею стоит не только развитие творческого начала личности, но и формирование интересов у воспитанников.

Значение использования игр в дошкольном возрасте велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание. Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу. Чем интереснее игровые действия, которые воспитатель использует на занятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.

Если систематически использовать игровые методы и приемы в образовательном процессе, учитывать возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста и создавать комфортные психолого-педагогические условия, для становления гармонично-развитой подрастающей личности, то развитие творческого начала дошкольников средствами игры будет наиболее эффективно.

Игровой метод включения дошкольника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как воспитанника. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Художественные дидактические игры и упражнения направлены на сенсорное развитие детей, совершенствование их мышления и речи, произвольного внимание, наблюдательности и памяти. Она снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения. Успех в изобразительном искусстве зависит от множества условий, в частности от индивидуального подхода к каждому воспитаннику, от формы подачи материала, технических средств обучения и т.д.

Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от педагогов. Воспитание ребенка - это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

В работе с дошкольниками использование игры является необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся, помогает создать для учащихся более комфортные условия в переходный период от дошкольного детства к школьной жизни.


Список использованных источников


1. Абрамова, М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по ИЗО: 1-4 классах / М.А.Абрамова. - М.: Гуманистическое издательство центр ВЛАДОС, 2003.-128с.

Адарченко, Л.Н. Дидактика в схемах и понятиях / Л.Н.Адарченко, Л.Н. Городецкая. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005.-- 2-е изд. - 49 с.

Беган, Б.А. Воспитание искусством / Б.А.Беган. - М.: Просвещение,1981.

Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре / - А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. -- М.: Просвещение, 1979.- 175с.

Внешкольные учреждения: пособие для работников дошкольных учрежденеий: учебн. пособие / под ред. В.Т. Кабуша. - М.: Педагогика, 1978.

Волков, И.П. Цель одна - дорог много: Проектирование процессов обучения / И.П. Волков.-М.: Просвещение, 1990.- 159 с.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1991.-93с.

Газман, О.С. В школу с игрой / О.С.Газман, Н.Е. Харитонова - М.: Просвещение, 1991.-1996с.

Давыдова, Г.Н. Детский дизайн / Г.Н.Давыдова. - М.: «Скрипторий 2003», 2006. - 80 с.

Данилов, В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда: Прогр. и мет.рек. / В.Н. Данилов.-- Минск: БГПУ, 2004.-87с.

Кабуш, В.Т. Игра - средство воспитания / В.Т.Кабуш // Праблемывыхавання 2006 №1

Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. - М.: Просвещение, 1998.-190с.

Кудейко, М.В. Вместо кисточки - рука. Забавные уроки с Кляксой Алей / М.В.Кудейко. - Мозырь: «Содействие», 2006.- 35с.

Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1984.

Кузин, В.С. Основы обучения изобразительного искусства в школе / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1977.

Лежнева, Ю.А. Игра - средство развития / Ю.А.Лежнева // Человек среди людей 2006 №10

Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. - М.: Просвещение, 1980.

Михейшина, М. Уроки рисования для младших школьников 6-9 лет/ М. Михейшина. -- Минск: Полиграфмаркет, 1999-96с.

Нефедова, К.П. Дом. Какой он? / К.П.Нефедова. - М.: «Гном», 2004

Никитин, Б.Л. Ступеньки творчества или развивающие игры /Б.Л. Никитин. - М.: Просвещение, 1989.-160с.

Островская, Л.Ф. Игрушки и пособия для детского сада / Л.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 1987.-- 175с.

Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 1980. -- 239 с.

Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 576 с.

Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

Трофимова, М.В. И учеба, и игра, и изобразительное искусство / М.В. Трофимова, Т. Тарабарина. - Минск.: Полиграфмаркет, 1999.-130с.

Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Минск: Полиграфмаркет, 1998.

Шаталов, В.Ф. Эксперимент продолжается / В.Ф. Шаталов. - М.: Педагогика, 1989.-336с.

Шмаков, С.А. Игры учащихся феномен культуры / С.А. Шмаков. - М.: Новая школа, 1994. -- 240с.

Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования / Т.Я. Шпикалова. -- М.: Педагогика, 1979.

Щербаков, В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. / В.С. Щербаков. -- М.: Педагогика, 1969.

Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин.- М.: Педагогика, 1989.-560с.

Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983

Юсов, Б.П. Изобразительное искусство в начальных классах / Б.П. Юсов, Н.Д. Минц. - Минск.: Нар.асвета, 1986. - 167 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Статья. Дидактическая игра в жизни дошкольников

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: Статья будет полезна воспитателям дошкольных учреждений, родителям

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего.
Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Следовательно, дидактическая игра имеет огромное значение в активизации познавательной деятельности дошкольников, в частности, в развитии их познавательной самостоятельности.
Дидактические игры, «...создают условия для возникновения потребности, ее закрепления (си¬туации соперничества, сравнения, соревнования); обеспечивают процесс познания своих возможностей и возможностей сверстника; позволяют знакомить детей с социально полезными способами самоутверждения; предоставляют возможность для выполнения различных по статусу ролей».
Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для тренировки памяти и умственного развития детей в целом, а также их воспитания.
В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.
Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т, е. подчиняться правилам игры.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, пере¬кладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, рас¬ставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра - является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию - совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.
Таким образом, дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Особенность дидактических игр состоит в том, что играя, дети решают обучающую (дидактическую) задачу в занимательной форме с помощью игровых действий. Для её грамотной формулировки необходимо знать: 1) уровень уже имеющихся у детей знаний и представлений; 2) какие знания и представления детей должны усваиваться в ходе игры; 3) какие умственные операции должны развиваться при этом; 4) какие качества личности должны развиваться при этом.

Дидактическая задача помогает педагогу, психологу, родителю подобрать всё необходимое для организации игры (подобрать необходимые игрушки, показать детям образец обращения к кому-либо и т.д.). В каждой дидактической игре своя обучающая задача, поэтому не следует повторять формулировки задач во многих играх. Несмотря на их похожесть, каждая игра имеет специфику в обучающей задаче. Именно в ней может быть отражена направленность дидактической игры на развитие того или иного психического процесса, свойства или состояния. Кроме того, учитывая индивидуальные особенности ребёнка, организующий игру взрослый может корректировать дидактическую задачу, реализуя тем самым принцип учёта индивидуально-психологических особенностей дошкольников.

Структура дидактической игры

Обязательные компоненты:

1. Обучающая (дидактическая) задача. Играя, дети решают её в занимательной форме с помощью игровых действий;

2. Игровые действия - основа дидактической игры, "рисунок сюжета игры" (Сорокина А.И., 1982);

3. Правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, образовательным процессом.

Дидактическая задача. Для грамотной формулировки её необходимо знать: 1)уровень уже имеющихся у детей знаний и представлений; 2)какие знания и представления детей должны усваиваться в ходе игры; 3)какие умственные операции должны развиваться при этом; 4)какие качества личности должны развиваться при этом.

Дидактическая задача помогает педагогу подобрать всё необходимое для организации игры (подобрать необходимые игрушки, показать детям образец обращения к кому-либо и т.д.). В каждой дидактической игре своя обучающая задача, поэтому не следует повторят формулировки задач во многих играх. Несмотря на их похожесть, каждая игра имеет специфику в обучающей задаче.

Игровые правила. Основная цель игровых правил - организовать действия, поведение детей. Они могут запрещать, разрешать, предписывать что-то в игре, делать игру занимательной, напряжённой. Чем жёстче правила - тем игра становится напряжённее. Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся в случае неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Именно правила и действия детей в дидактической игре оказывают значительное влияние на развитие личности ребёнка (формируют корректность, доброжелательность, выдержку).

Игровые действия. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Например, в игре "Так бывает или нет?" правилами игры требуется заметить в прочитанном воспитателем стихотворении небылицы, но кроме того, что дети внимательно слушают текст, им необходимо каждую замеченную небылицу отмечать - доставая из стоящей перед ребёнком коробочки фишку. Затем ребёнок, набравший меньше всех фишек, называет замеченную небылицу, все остальные, также заметившие её, кладут по одной фишке обратно в свои коробочки. Побеждает ребёнок, последним назвавший небылицу и убравший фишку в коробочку. Именно эти действия и будут в данном случае игровыми.

Развитие игровых действий зависит от творчества педагога. Иногда дети, готовясь к игре, вносят свои предложения по изменению игровых действий. Это развивает творчество и самостоятельность детей.

Виды дидактических игр

Дидактические игры подразделяются по разным основаниям:

- по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

В играх с предметами и игрушками используются реальные предметы и игрушки. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде, задания в играх усложняются: сначала дети определяют предмет по какому-либо признаку, качеству; затем дети объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, величине, назначению, качеству и т.д.). Это способствует развитию логического мышления.

В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы, выкладывать узоры из разнообразных форм.

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнёру по игре - кукле, которое переносится затем на своих сверстников, старших ребят.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю совершенствовать знания детей о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которые отражают дети в своих играх. Воспитатель развивает у детей интерес к самостоятельной игре, навыки создания замысла игры с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) могут быть организованы во время прогулки. В этих играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней. Пример таких игр: "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Кто скорее выложит узор из разных листочков?", "Кто скорее сделает узор из камушков?", "Собери букет из осенних листьев", "Разложи листья по убывающей величине".

Настольно-печатные игры – игры, в которые с большим удовольствием играют и дети и взрослые. Это могут быть не только промышленно изготовленные, которые можно купить в магазине (лото, разрезные картинки и т.п.), но и такие, которые можно подготовить в домашних условиях. Для их организации нужны картинки, вырезанные из различных журналов или кубики. Игровые действия в таких дидактических играх могут быть следующими:

· Подбор картинок по парам. Самое простое задание - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Затем задание усложняется - нужно объединить картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу (принадлежность к одному роду или виду).

· Подбор картинок по общему признаку. Направлены на совершенствование операции классификация: от детей требуется установить связи между предметами, обобщить их. Например: "Что растёт в саду (лесу, огороде)?" - дети отбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания и объединяют картинки по этому признаку. Игра "А что было потом?" предполагает подбор детьми иллюстраций к какой-либо сказке с учётом последовательности развития сюжетных действий.

· Запоминание состава, количества и расположения картинок. Эти игры проводятся также как и игры с предметами. Дидактические задачи, решаемые в этом виде игр, направлены на развитие памяти, закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку и т.д.), развитие умения рассказывать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

· Составление разрезных картинок и кубиков. Дидактическая задача этих игр - учить детей составлять из отдельных частей целый предмет. Они направлены на развитие логического мышления. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, также усложнение содержания, сюжета картинок. В младших группах картинки разрезаются на 2 - 4 части, а в средней и старшей группах целое делят на 8 - 10 частей. Для младших детей используют картинки, на которых изображён один предмет, а для более старших детей - картинки, где изображены сюжеты знакомых детям сказок. Основное требование: предметы, изображённые на картинках должны быть знакомы детям. Наличие аналогичного образца помогает детям использовать приём соотнесения части с целым.

· Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Дидактическая задача этого вида игр - развитие речи детей, воображения, творчества. Часто играющий, для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, голоса того человека или животного, который изображён на картинке. В младших группах дети изображают, как правило, одного животного. В старших группах дети изображают действие, изображённое на картинке. Эти игры способствуют развитию у ребёнка способности к перевоплощению, к творческому поиску в создании образа.

Словесные игры дидактические игры построены на использовании слов играющими в ходе выполнения действий. Дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. от детей требуется использовать приобретённые знания в новых обстоятельствах, в новых связях. Дети самостоятельно решают различные мыслительные задачи; описывают предметы, определяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и т.д.

В младших и средних группах игры со словом направлены, в основном, на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие ориентировки в пространстве. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Особенно важны эти игры для старших дошкольников, т.к. способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают внимание и наблюдательность, быстроту реакции, умения точно формулировать свои мысли, применять свои знания в связи с поставленной задачей. В этих играх активизируется процесс мышления, легче преодолеваются трудности умственной работы, т.к. ребёнок не замечает, что его учат.

Все словесные игры можно разделить на группы:

· игры, формирующие умения выделять существенные, главные признаки предметов, явлений : "Отгадай-ка!", "Магазин", "Радио", "Где был Петя?", "Да - нет" и др.;

· игры, развивающие умения детей сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения : "Похож - не похож", "Кто больше заметит небылиц?" и др.;

· игры, развивающие умения детей обобщать и классифицировать предметы по различным признакам : "Кому это нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом" и др.;

· игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора : "Испорченный телефон", "Краски", "Летает - не летает", "Белого и чёрного не называть" и др.

Дидактические игры на уроках математики и во внеклассной работе Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя использовать такие методы обучения, которые способствуют поддержанию у учащихся интереса к изучаемому предмету, активности на протяжении всего урока. Важная роль при этом отводится дидактическим играм – одному из современных методов обучения и воспитания. Дидактические игры целесообразно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе по предмету. Включение дидактических игр в урок делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении и закреплении учебного материала, позволяет повысить эффективность интеллектуального труда. Во внеклассной работе игры стимулируют учеников к получению новых дополнительных знаний, учат ориентироваться в необычных ситуациях, развивают творческий потенциал школьников. Дидактическая игра не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не следует рассматривать как удовольствие ради удовольствия. Это вид творческой работы, тесно связанный с другими видами учебной деятельности. Игровая форма занятий создается на уроках с помощью специальных игровых приемов и ситуаций, которые являются средством побуждения, стимулирования учащихся к интеллектуальной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учеников подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Во время дидактической игры важным моментом является дисциплина. Если в игре общение учеников сделать целенаправленным, чтобы они почувствовали пользу от такого общения в процессе познавательной деятельности, то можно получить положительные результаты как в обучении, так и в формировании личности. Взаимопомощь и взаимоконтроль одновременно и упрощают, и усложняют работу учителя. Упрощают потому, что получает возможность в ряде случаев перенести некоторые свои функции на школьников. Усложнение работы учителя связано с необходимостью гибкого руководства познавательной деятельностью учащихся во время дидактических игр, удачного подбора команд, организации эффективного общения во время игры. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру. Основными ее компонентами являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры. В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличие четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Игровой замысел чаще всего выражен в названии игры. Он выступает в виде вопроса, проектирующего ход игры или в виде загадки. Он придает игре познавательный характер. Каждая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение участников в процессе игры. Игровые действия, регламентируемые правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, знания, умения, навыки для достижения цели. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Оборудование дидактической игры включает технические средства обучения и средства наглядности: таблицы, модели, карточки. Результат игры придает ей законченность. Он является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний или в их применении. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышает уровень организованности и эффективности игры. Ценность дидактических игр заключается в том, что в их процессе дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. При проведении дидактических игр следить за сохранением интереса школьников к игре. Лучше проводить ее выразительно, эмоционально. Учитель в некоторой степени тоже должен включаться в игру, иначе его руководство и влияние не будут достаточно естественными. Математическая сторона содержания игры всегда должна выдвигаться на первый план. Тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании их интереса математике. При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумать следующие вопросы методики:  Цель игры (учебная, воспитательная и развивающая).  Количество играющих вообще, количество игроков в команде.  Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры.  Как познакомить учащихся с правилами игры с наименьшей затратой времени.  Регламент игры.  Как обеспечить участие всех учеников в игре.  Как организовать свое регулирование ходом игры.  Как обеспечить постоянный интерес и активность всех участников игры.  Какие выводы нужно сообщить учащимся в заключении. Целесообразнее использовать дидактические игры не при освоении новых знаний, а при проверке результатов обучения, закреплении навыков, формировании умений. При организации игр необходимо придерживаться следующих положений:  Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, их математическое содержание должно быть доступно пониманию учеников.  Игра должна проходить в деятельностном режиме.  Используемый дидактический материал должен быть удобен в применении.  Каждый ученик должен быть активным участником игры.  Контроль проведения игры должен быть открытым, ясным и справедливым.  В процессе игры необходимо следить за математической грамотностью рассуждений учеников, правильностью их речи. В игровых формах занятий реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе. В представляемый сборник дидактических игр по математике вошли авторские разработки для урочной и внеклассной работы.

Похожие публикации