Коды шахматных дебютов. Шахматные дебюты Коды шахматных дебютов
Не каждый из нас способен похвастаться умением играть в шахматы. Многие, начиная игру в , знают лишь начальные позиции фигур и то, как они могут перемещаться по доске. Но знаете, это, наверно, есть самая интересная игра. Вы не знаете, куда приведет вас следующий ход и кто одержит победу. Все, кто далек сейчас от мира шахмат спросят – а что, свои ходы можно знать заранее и заранее предугадать действие соперника? Не удивляйтесь, это действительно так. А помощником в таком расчете стали шахматные дебюты – стратегии, при которых ходы просчитываются заранее.
А появились шахматные дебюты более двух веков назад, хотя именно в 19 веке они были искусством – именно тогда шахматы занимали почетную роль, и игре – всевозможно проводимым чемпионатам, уделялось больше внимания, чем в современном мире. Тогда мастера игры создавали стратегии, позволяющие с минимальными потерями закончить игру. Играя даже на чужом поле. В целом до появления компьютеров игра могла быть просчитана ходов на пять. Ну в крайнем случае на десять. А что изменили компьютеры, спросите вы? Да очень многое. Благодаря своей способности просчитывать сложные алгоритмы, компьютер позволил создать такие шахматные дебюты, в которых ходы будут просчитаны аж на двадцать ходов. Предсказуемая получается игра, не правда ли? К сожалению, использование автоматических расчетов привело к тому, что игра стала механической – ты видишь и знаешь, как поступит соперник и знаешь, как следует поступить именно тебе. Красота и восхищение ушли – лишь сложные расчеты в голове.
Но новички просто обязаны знать основные шахматные дебюты – без этого они на доске просто не представляют интереса для второго игрока, если он обладает хоть какими-то навыками. А чтобы запомнить какой-то дебют, его надо как можно чаще применять на практике, например, при игре в . Да, шахматам можно научить – вдолбите в голову основные позиции и вот вы вполне успешный игрок. Чем, кстати, многие успешно пользуются. Например, очень часто встречается ситуация, когда профессионал играет с новичком и последний в пределах своих знаний держится весьма уверенно. Правда, чаще всего, эта уверенность покидает его как только родные фигуры выходят за отведенную половину доски.
Но знаете, сейчас рассуждать о шахматных дебютах, об их назначении и полезности бессмысленно – они ведь уже есть, они пользуются популярностью. Поэтому, если вы действительно хотите научиться играть в шахматы, вам надо просто изучить их. А некоторые и запомнить – поверьте, на доске они вам пригодятся.
Шахматный дебют – это начальная стадия игры. Это тот период, во время которого нужно постараться взять контроль над центром доски, и передвинуть фигуры из начальных позиций на более агрессивные позиции. Ниже приводится десять правил, которые нужно иметь в виду во время начала игры:
1. Начинайте игру с пешки в столбце e или d – именно эти пешки помогают занять место в центре.
2. Если возможно, постарайтесь продвинуть свои фигуры подальше, чтобы они угрожали вражеским фигурам, либо мешали им продвигаться.
3. Зачастую выдвигать коней лучше до слонов. Это объясняется тем, что у ваших коней в таком случае будет больше вариантов хода, так как они более ограничены в своих передвижениях, чем слоны.
4. Когда вы продвигаете свои фигуры, не ставьте их на те клетки, которые легко могут оказаться под атакой оппонента, что приведет к тому, что вам придется отступать. Постарайтесь передвинуть каждую фигуру лишь однажды в начале игры.
5. В начале игры совершите лишь одно или два движения пешками, но не больше.
6. Не выдвигайте ферзя слишком рано, так как ему легко могут угрожать вражеские фигуры, и придется передвигать его на другие клетки доски, и вы потеряете драгоценное время, и отстанете в развитии.
7. Обезопасьте своего короля, и сделайте рокировку как можно раньше, желательно рокироваться на королевском фланге (короткая рокировка).
8. Играйте с целью получить контроль над центром доски. Центр состоит из полей d4,d5, e4, и e5.
9. Всегда старайтесь держать хотя бы одну пешку в центре доски.
10. Не жертвуйте своими фигурами без веской причины. Например, пожертвовать пешкой можно для того, чтобы ускориться в развитии, либо чтобы не дать оппоненту рокироваться, либо чтобы построить хорошее нападение и отогнать вражеского ферзя - все это веские причины для того, чтобы пожертвовать пешкой.
Вышеизложенные правила дебюта в шахматах, в целом, хороши, и им можно следовать, но помните, что всегда есть исключения. Любое правило всегда может быть нарушено по какой-либо веской причине. Взгляните на следующую диаграмму:
Здесь белые не передвинулись на d4 или e4 (см. правило 1). Однако, пешка на поле c4 атакует поле d5 (см. правило 8). Этот ход пешкой хороший. Сравните со следующей диаграммой:
Здесь пешка не оказывает никакого действия на центр. Это плохой ход. Вкратце, во время начала игры:
- контролируйте центр
- продвигайте свои фигуры
- сделайте рокировку как можно раньше
Новичкам лучше начинать игру с хода 1.e4 (за белых), либо 1. ... e5 (за черных), по той причине, что игры такого плана ведут к более открытым ходам, фигуры продвигаются быстрее, и игра более тактична. Следовательно, идеи такой игры понять проще.
Ниже перечислены некоторые, наиболее известные дебюты. Дебют - первые ходы партии. Зачастую дебют в шахматах определяет развитие всей шахматной партии. Знание основных шахматных дебютов повысит общий уровень игры, и поможет в определенных ситуациях.
Энциклопедичный YouTube
1 / 3
✪ Шахматы. Теория дебютов 1. Защита Филидора, дебют Понциани (субтитры, Untertitel). CC
✪ Теория дебютов 7. Сицилианская защита. Вариант Дракона
✪ Основы шахмат 9. Основы дебюта. Стратегия Сицилианской защиты 1. Шахматы. Евгений Гринис
Субтитры
Здравствуйте, уважаемые любители шахмат! Меня зовут Евгений Гринис. И сегодня я приглашаю вас к моему первому видео из новой серии "Короткая дебютная теория". Я предполагаю коротко охватить различные дебюты. И ударение лежит на слове "коротко". Поэтому это не будет полноценная дебютная энциклопедия, так как дебютные системы, они, как дерево, обрастают тысячами вариантов. И все эти варианты запомнить - это возможно задание для шахматного компьютера, но не для человека. И простому шахматисту нужно знать основные идеи дебютных систем и основные правила игры в дебюте и развития фигур. Я не даю никакой гарантии на то, что эти видео будут полностью охватывать дебюты, которые я буду представлять. Никакой гарантии на то, что дебютная теория, которую я буду показывать, будет на последнем уровне знаний, скорее всего - наоборот. И что все последние теоретические новинки будут показаны - этого я гарантировать не могу. И никакой гарантии, что все варианты какого-то дебюта будут охвачены. Так как иначе эти видео длились бы и по 10 часов или даже дольше. И я также не могу дать гарантии на то, что все позиции, которые будут оцениваться, будут оцениваться правильно - всего этого я гарантировать не могу. И тем не менее я надеюсь, что один или другой из вас, зрителей узнает для себя много нового о дебютных системах и дебютах и расширит свои знания о дебютах. Я думаю, что, если шахматист, или белыми, или чёрными встречается с совершенно незнакомой дебютной системой, которая может быть даже и не полностью корректна, но он её не знает, то у него плохие шансы в игре. И этого мы хотим избежать. В каждом дебюте есть большое количество вариантов. И иногда бывает трудно сказать, какой вариант главный, а какой второстепенный. Поэтому я буду выбирать какой-то один вариант как главный и идти по этой ветви до конца. И потом буду постепенно показывать ответвления от главного варианта. А потом появятся ответвления от этих ответвлений. И вот, чтобы это как-то упорядочить, я буду стараться доводить варианты до конца. Не охватывать сразу все вместе, а вести одну линию до конца. А потом буду показывать другие возможности и ответвления. Чтобы мы могли-бы как-то это всё понять. Иначе это будет каша. В сегодняшнем видео я хочу показать вам сразу два дебюта. Один из них называется "Защита Филидора", а второй дебют называется "дебют Понциани". Начнём с Защиты Филидора. 1.e4 e5. Белые играют 2.Кf3, развивают коня и нападают на пешку e5. Но в этом месте я хотел бы показать другую возможность для белых, специально для начинающих шахматистов, не очень сильных шахматистов. Это ход 2.Фh5, который наводит ужас на многих начинающих шахматистов. Если здесь чёрные нападают на ферзя пешкой 2... g6, они сразу проигрывают после 3.Фxe5+. Кажется, что 2.Фh5 поэтому такой хороший ход, выигрывает после трёх ходов ладью. Ходом 2.Фh5 белые напали на пешку e5. И чёрным нужно сыграть 2... Кc6, защищая пешку и выведя фигуру. Белые продолжают 3.Сc4. Они знают, что в позиции чёрных есть слабый пункт f7, который защищён только королём. И у белых страшная атака на этот пункт. Если чёрные здесь не заметят опасности и сыграют 3... Кf6, (они знают, что они нападают на ферзя), то они получают так называемый "детский мат" 4.Фxf7# Поэтому мы покажем, как надо чёрным здесь играть. И правильный ход - это 3... g6, защищаясь от мата и нападая на ферзя. Ферзь идёт на f3. Идея у него та же самая, поставить "детский мат". Теперь чёрным лучше всего пойти 4... Кf6 и мата нет, а чёрные уже вывели 2 фигуры. Если белые здесь продолжат свою идею, атаку на поле f7, 5.Фb3, это уже будет большая ошибка с их стороны. Потому что чёрные даже не будут защищать эту пешку, а, как мы видим, наш помощник, шахматный компьютер, показывает нам лучший ход за чёрных в этой позиции 5... Кd4. Нападаем на ферзя и разрешаем белым взять нашу пешку на f7. Они достигли своей цели и очень рады. 5.Сxf7+ Крe7. Теперь белые должны задуматься, куда идти ферзем. Они должны так отойти ферзем, чтобы защищать своего слона. Они не могут просто так куда-то уйти. Тогда король побьёт слона. И они имеют единственное поле, с которого они ещё защищают слона - это 6.Фc4. И наш компьютер уже всё рассчитал, он считает на несколько ходов вперёд. Ход 6... b5 под защитой коня вынуждает белого ферзя покинуть диагональ. При любом ходе белых чёрные выигрывают слона, забирая его королём. Но это было отвлечение для не очень сильных шахматистов, для которых это может быть было полезно. А для всех остальных мы продолжаем. 2.Кf3 и здесь у чёрных нормальным ответом является 2... Кc6. Чёрные также развивают коня и одновременно защищают пешку. У них есть и другие ходы или даже дебютные системы. Это, например, 2... Кf6. Это Русская партия. Вместо защиты своей пешки e5 чёрные атакуют белую пешку e4. Ну и второй ещё более-менее солидный ход, который защищает пешку, это 2... d6, потому что никакие другие возможности чёрных типа 2... f6 или 2... Фe7, или 2... Сd6 не являются солидными. И вот этот ход 2... d6 был предложен французским шахматистом Филидором. И поэтому эта защита называется Защитой Филидора. Филидор был сильным шахматистом своего времени. Он писал книги по шахматам. Ему принадлежит фраза "Пешка - душа партии". То есть он придавал большое значение пешечному расположению. И внёс вклад в шахматы. Единственно, что он считал в своей защите, это то, что после 3.d4 (практически самого популярного хода, открывающего линию для слона и ещё раз нападающего на пешку) чёрные должны ходить 3... f5. Он ценил такое компактное расположение пешек. А также Филидор считал, что этим ходом чёрные перехватывают инициативу. Мы вернёмся к этой позиции позже. Но я могу только сказать, что сейчас этот ход 3... f5 не считается солидной защитой. Иногда он может применяться и поэтому белые должны знать, как на него реагировать. Ну а главный вариант начинается ходом 3... Кf6, как в русской партии. Чёрные нападают на пешку e4. Раньше, но уже после Филидора, нашли, что чёрным надо играть 3... Кd7 и защищать пешку таким образом. Эта идея с одной стороны правильная, но её оформление оказалось не очень хорошим. потому что после 3... Кd7 есть варианты, где белые получают чуть ли не выигранную позицию. Но мы их не будем рассматривать, у нас для этого нет возможности. Поэтому сейчас в основном играют 3... Кf6 в этой позиции. И белые в главном варианте отвечают 4.Кc3. И вот теперь уже после включения ходов 3... Кf6 и 4.Кc3 чёрные играют 4... Кbd7. Здесь у белых уже нет таких опасных, чуть ли не форсированных вариантов, которые могут почти привести к выигрышу партии, к очень большому преимуществу. Именно благодаря включению ходов 3... Кf6 и 4.Кc3. Когда белые поняли, что после ходов 3... Кf6 4.Кc3 они не достигают такого большого преимущества, как им бы хотелось, они придумали ещё одну возможность. К ней мы вернёмся позже. В этой позиции белые играют 5.Сc4, просто выводят слона на хорошую диагональ, нацеленную на поле f7. И чёрные играют 5... Сe7, готовятся рокировать. 6.0-0 0-0 Надо сказать, что недостатком Защиты Филидора является то, что чёрные стеснены. Слон может выйти только на e7, и вот эти пешки, они стесняют позицию чёрных. У них нет свободного развития, которое есть сейчас у белых. Белые могут делать, что хотят, а чёрным надо думать, как им вывести слона c8, куда вывести ферзя и как соединить ладьи, потому что любой дебют считается законченным только после того, когда будут соединены ладьи. Это - конец дебюта и переход к середине игры. Так вот, пока ладьи не будут соединены, дебют для чёрных не закончится. А для белых это произойдёт гораздо быстрее. Им надо только вывести слона и ферзя, что мы сейчас и сделаем 7.Фe2 Так вот, чёрным надо решать проблему: у них меньше пространства, чем у белых. И это - недостаток. Когда у одной стороны меньше пространства, ей нужно думать о том, как разменять лёгкие фигуры - пару коней или пару слонов. Здесь это сделать нелегко без того, чтобы дать белым определённую игру. Скажем, можно сдать центр, но это тоже имеет определённые недостатки. Чёрные ходят 7... c6. В принципе в этой защите как раз долго сохраняются фигуры на доске. Вот сейчас ни одна пешка ещё не разменена и естественно ни одна фигура, что в принципе в пользу белых, у которых больше пространства. Этот ход 7... c6 с одной стороны служит тому, чтобы вывести ферзя на c7, но его главная идея, кроме взятия под контроль поля d5, чтобы конь не мог туда пойти, или на d5 можно было бы ответить c5, заключается в том, чтобы сыграть b7-b5. Вот если чёрные проведут b7-b5, они смогут получить инициативу на ферзевом фланге. При случае можно пойти b5-b4, чёрные смогут вывести потом слона на b7, защитить, скажем, эту пешку ходом a6 и думать о том, как провести c6-c5, а может быть где-то и d6-d5. Ладьёй с e8 подкрепить. В общем, ход b7-b5 дал бы чёрным уже хорошую игру на ферзевом фланге. И поэтому, если тот, кто играет белыми, это знает, он здесь обязательно должен сделать ход 8.a4 Любой другой ход, например ладьёй, даст чёрным возможность провести b7-b5 с темпом. После 8.a4 чёрные по-прежнему стеснены. И по теории здесь делается ход 8... Фc7. Ферзь тут как-бы закрепляет эти пешки на случай взятия, освободит коня. Например после взятия конь сможет выйти на c5, а ферзь будет защищать эту пешку на e5. Возможно чёрные планируют пойти Лe8, что они часто делают, часто ставят пешку на h6, защищая поле g5. И потом могут пойти Сf8 или Кf8. И выжидают. В какой-то момент чёрные могут побить на d4 и их конь сможет выйти на c5 или на e5. Вот такая медленная игра, потому что у чёрных мало пространства. И белые делают здесь такой ход, как h3. Этим ходом они уже заранее ограничивают чёрного слона. Он ещё только думал, куда ему выходить, а белые его уже ограничили. Уже говорят - сюда нельзя. И также коню нельзя будет сюда идти, и поэтому белые смогут при случае пойти, если захотят, Сe3. По крайней мере к этому всё будет готово - не будет нападения от коня. На этом наш главный вариант заканчивается. Его оценка: небольшое преимущество у белых. Значит, в такой позиции, когда сейчас играют Защиту Филидора, у чёрных есть один план, связанный с ходом b7-b6. Потом они выводят слона на b7, после чего они играют a6. И потом уже, то есть медленным образом проводят тот ход b5, который они бы сделали ранее, если бы белые не пошли 8.a4. И вот таким медленным способом чёрные достигают продвижения b5. При слоне на b7. И у них также появляются встречные шансы. Вот - это современный план в Защите Филидора. Белые в свою очередь часто даже не выводят слона на e3, а играют b3 и потом может быть Сb2, а может быть иногда Сa3. И потом у них соединены ладьи, они могут играть по центру. Одну ладью например на d1, вторую ладью на e1. У белых всё-таки больше пространства, они могут при случае перевести коня на f5. Или есть ещё такая идея: увести слона на а2. Например в случае Лe8 и Сf8 белые могут даже пойти ферзем на c4, что иногда срабатывает, так как на f7 пешка может подвиснуть. И одновременно ферзь связывает пешку c6, может последовать Кb5, нападая на ферзя, или Кd5, если это что-то даёт. В общем получается интересная игра с обоюдными шансами. Значит, какие есть ещё возможности у белых и у чёрных? После хода 8.a4 вместо 8... Фc7 чёрные могут побить на d4 8... exd4, чтобы немного освободиться. Белые берут 9.Кxd4. Черные сделали уступку в центре, то есть они разменивают свою пешку, которая как-то цементировала этот центр. Теперь её у чёрных нет. Но за это они получают поля для коня e5, c5, то есть больше полей. И у них есть возможность хода 9... Кxe4. После 10.Кxe4 следует d5. Но это такая возможная попытка чёрных, которая может не всегда оправдаться. После 11.Кf5 черные забирают фигуру назад. 11... dxc4 и здесь у белых есть ход 12.Сh6. На 12... gxh6 последует 13.Фg4+ и чёрным надо отдавать слона 13... Сg5. Тогда 14.Кxh6 и оценка этой конкретной позиции теорией: преимущество у белых, хотя компьютор видит только небольшое преимущество у белых. Он уже на 10 ходов вперёд расчитал и считает, что у белых небольшое преимущество при правильной игре чёрных. Это - один такой вариант отклонения. Теперь интересная позиция после хода 5... Сe7. Белые играли 6.0-0. Оказывается, у белых есть и другие ходы, к которым чёрные должны быть готовы, если они хотят играть Защиту Филидора. Казалось бы, что после Кf6 и Сe7 чёрные как-бы выиграли темп для рокировки, быстрее могут рокировать. Потому что в вариантах с ранним Кd7 чёрным ещё надо это сделать. Но белые могут, например, сделать тот ход, который сейчас предлагает компьютер. Это ход 6.Кg5. Висит пешка на f7, надо рокировать 6... 0-0. И у белых есть попытка 7.Сxf7+ Ну надо брать слона ладьей, иначе чёрные просто без пешки. 7... Лxf7 и 8.Кe6. Белые используют то, что у чёрного ферзя есть только одно поле для отхода 8... Фe8 и они попадают под коневую вилку. И белые надеются взять здесь ладью, то есть выиграть качество и две пешки. 9.Фd8 надо играть. 9... Кxa8. Белые провели свою идею, но им ещё надо постараться, чтобы их конь не пропал на a8, потому что его трудно будет оттуда просто так вывести. Чёрные могли бы пойти 10... b6 с идеей 11... Сb7, но белые отдадут этого коня ещё за одну пешку, и у них будет ладья и 3 пешки за 2 фигуры. По теории у чёрных есть здесь ход 10... b5, который считается сильнейшим, и теоретическая оценка этой позиции: небольшой перевес у чёрных. Наш компьютер оценивает эту позицию, как равную. Ещё одна попытка белых, кроме 6.0-0 и 6.Кg5, это ход, похожий в вариантах на 6.Кg5 - 6.Сxf7+ сразу. 6... Крxf7. Теперь 7.Кg5+ . Если 7... Крf8, то 8.Кe6+ с выигрышем ферзя. Если 7... Крe8, то 8.Кe6 выигрывает ферзя, у него нет ни одного хода. Чёрные играют 7... Крg8. Теперь снова 8.Кe6 Ну, похожие варианты. 8... Фe8 9.Кxc7, но чёрные не обязаны играть 9... Фd8, у них есть более сильный ход 9... Фg6, атакуя важную пешку g2, и оценка этой позиции: у чёрных небольшой перевес. Они отдают ладью, но начинают игру против белого короля, а коню там тоже трудно будет выйти. И ещё один ход за белых в этой позиции, кроме 6.0-0, 6.dxe5 После 6... dxe5 снова есть удар 7.Сxf7+ Крxf7 8.Кg5+ Но в этой позиции у чёрных есть ход 8... Крg6. Это лучший ход. Оценка теории: позиция неясная, возможно 9.h4, 10.h5+ но компьютер оценивает эту позицию, как лучшую для чёрных. Мы говорим: неясная позиция. Но 8... Крg6 - лучший ход. Вот такие попытки белых, которые чёрным надо знать, если они играют Защиту Филидора. А белые должны подумать, играть им так или нет, или выбирать 6.0-0. Вместо хода 4.Кc3 после 3... Кf6 у белых есть другая сильная попытка, побить пешку 4.dxe5, и этот ход претендует на то, чтобы опровергнуть в какой-то степени ход чёрных 3... Кf6. То есть при порядке ходов, когда чёрные сыграли 3... Кf6 и белые ответили 4.Кc3, чёрные получили то, что они хотели ранее. Им нужен этот ход 4.Кc3. Белые пытаются в свою очередь не идти на этот вариант, а пойти 4.dxe5. А это уже совсем другой вариант. 4... Кxe4 И раньше тут играли 5.Кbd2, атакуя коня, чтобы он потратил темп. 5... Кxd2 6.Сxd2 Сe7 7.exd6 Фxd6. Эту позицию теория оценивает с небольшим перевесом у белых. Наш компьютер считает эту позицию равной. Но у белых есть ещё одно усиление. После 4... Кxe4 современная теория предлагает ход 5.Фd5. Конь атакован и должен уйти на c5. 5... Кc5 6.Сg5 Белые хотят разменяться пешками на d6, и им бы хотелось, чтобы чёрные взяли в ответ своей пешкой на d6. Тогда у чёрных образуется слабая отсталая пешка на полуоткрытой линии. 6... Сe7 7.exd6 Ну и чёрные не хотят бить пешкой, после чего у белых будет перевес, и берут ферзем 7... Фxd6. 8.Кc3. Развивающий ход. И здесь у чёрных есть разные продолжения, где у белых часто есть преимущество. Одно из них - это 8... c6. Мы не можем все ходы чёрных рассматривать. 9.Фxd6 Сxd6 10.0-0-0 с темпом. И эта позиция оценивается, как лучшая для белых. У белых перевес. То есть в варианте 4.dxe5 с последующим 5.Фd5 белые получают небольшой перевес. Почти форсированная игра: 5... Кc5 6.Сg5 Сe7 7.exd6 Фxd6 8.Кc3. Ну может быть тут у чёрных есть и другие ходы, может быть 8... Сe6. Это надо уже глубже знать этот вариант, чтобы на разные ходы чёрных (8... Сg4 у них ещё есть, 8... Кc6 есть ход) знать, как белые получают перевес. Но мы сейчас не можем всем этим заниматься. А мы возвращаемся к позиции после хода белых 3.d4. И у чёрных здесь есть возможность сдать центр 3... exd4. У белых есть 2 продолжения. Рассмотрим 4.Фxd4. Белые берут ферзём, хотя они и попадают под 4... Кc6. Но они связывают коня 5.Сb5 и на 5... Сd7 6.Сxc6. Отдают, правда, преимущество двух слонов 6... Сxc6, но у белых перевес в пространстве, поэтому это им не так страшно. Их кони тоже сильные. 6.Кc3 Кf6 7.Сg5. Лёгкое, естественное развитие фигур за белых после 4.Фxd4. Они быстро вводят в игру все свои фигуры. 7... Сe7 8.0-0-0. Вот такая идея хода 4.Фxd4. Теория оценивает, как небольшой перевес у белых. Наш компьютер считает, что позиция равна. Но после 3... exd4 конечно есть ещё 4.Кxd4. Одна из возможностей у чёрных - это 4... g6. Вывести слона на длинную диагональ, где он будет хорошо расположен. И в случае длинной рокировки белых слон будет оказывать ещё более сильное влияние на игру. 5.Кc3 Сg7. Игра белых здесь, как в Варианте Дракона Сицилианской защиты: подготовить пешечную атаку на королевском фланге. Защитить пешку с f3 и пойти g4, h4, h5. Слона вывести на e3, ферзя на d2, при случае пойти Сh6, чтобы разменять чёрного слона. Вот такая игра, как в Варианте дракона. Или как в Варианте Земиша Староиндийской защиты. 6.Сe3, например. Есть ещё другой ход. 6... Кf6 7.Фd2. Важно знать план. 7... 0-0 8.0-0-0 Лe8 9.f3. 8... Лe8 для того, чтобы после Сh6 иметь отход Сh8, не меняя слонов. 9... Кc6 10.g4. Белые начинают наступление. 10... Кe5. Оценка теории: неясная позиция. Для нашего компьютера, правда, позиция ясная. Он считает, что у белых перевес. И после 5... Сg7 белые ещё могут сыграть 6.Сf4 вместо 6.Сe3. 6... Кf6 7.Фd2. Та же самая идея, но почему-то считается, что 6.Сf4 может быть чем-то лучше. 7... 0-0 8.0-0-0 Лe8 9.f3. Оценка теории: небольшой перевес у белых. Оценка компьютера: игра равна. После 3... exd4 4.Кxd4 вместо хода 4... g6 чёрные могут просто развиваться 4... Кf6. 5.Кc3 Сe7. Этот вариант называется Вариантом Антошина. Был такой русский гроссмейстер Антошин, который часто применял эту дебютную систему за чёрных, и его именем назван этот вариант. Без хода 4... g6. Хотя я думаю, что и 4... g6 он тоже применял. 5.Сf4 0-0 6.Фd2. Белые проводят ту же идею, но чёрные не сделали ход 4... g6. 6... a6 7.0-0-0. То есть план белых остался таким же: начинать атаку на королевском фланге, может быть даже теми же ходами. Чёрные в этой системе часто играют то, что показывает наш помощник: c5. Может быть не в этой позиции, я точно не уверен, но c5, b5. Такая игра в Варианте Антошина. Оценка позиции: некоторый перевес у белых. После хода 5... Сe7 у белых есть новинка. Не самая последняя, но когда-то была новинкой. Идея чёрных в этой системе: при случае осуществить d6-d5. После размена в центре пешки исчезают, и чёрные рассчитывают на равную игру. Против этого плана направлен ход 6.Фf3, препятствуя ходу d6-d5. 6... 0-0 7.Кf5 Сxf5 8.Фxf5. Белые получили преимущество двух слонов. Позиция открытая. Слоны имеют значение. 8... Кc6 9.Сe3 9... Кe5 10.Сe2 c6 11.Сd4 g6 12.Фh3. Оценка теории: у белых лучшая позиция. Компьютер даёт некоторый перевес белым. Но интересный вариант с ходом 6.Фf3. Заслуживает внимания. Ну и теперь вернёмся к ходу Филидора 3... f5. Тот или иной шахматист может так сыграть. И если белые не знают, как отвечать на этот ход, то они могут даже получить плохую позицию. Филидор всё-таки недаром его предлагал. Но правильный ответ белых 4.Сc4 4... fxe4. И у белых есть удар 5.Кxe5 Если бить коня 5... dxe5, то 6.Фh5+. 6... g6 проигрывает из-за 7.Фxe5+ и 8.Фxh8+- . А 6... Крd7 или 6... Крe7 - это может себе только компьютер позволить. Поэтому чёрные отвечают 5... d5. 6.Фh5+ g6 7.Кxg6 Кf6 8.Фe5+ Сe7. Компьютер видит здесь очень большой перевес белых. Теория предлагает ход 9.Сb5+. Считает его сильнейшим и оценивает эту позицию с перевесом у белых +/-. Компьютер согласен с этой оценкой, но не с ходом 9.Сb5+. Он считает какие-то другие ходы за белых сильнее. Теперь мы снова возвращаемся к ходу 2... d6 ... и заканчиваем на этом рассмотрение Защиты Филидора. И переходим ко второму дебюту. После 2.Кf3 чёрные отвечают 2... Кc6. И обычно белые здесь продолжают 3.Сb5, что ведёт к Испанской партии. Есть ход 3.Сc4, ведущий к Итальянской партии, к Гамбиту Эванса, Защите двух коней. Есть ход 3.d4, ведущий к Шотландской партии. И есть ещё один ход, который мы сегодня и рассмотрим. Это ход 3.с3. Этот дебют называется дебютом Понциани. Белые готовят ход 4.d4. Но в Итальянской партии они готовят его позже, после Сс4, после хода Сс5 потом они играют с3. В Испанской партии ход с3 тоже входит в план белых. Но тоже на более поздней стадии. А в дебюте Понциани белые делают его сразу. Считается, что у чёрных есть два основных ответа. Это активный ход 3... d5 и второй ход 3... Кf6. Есть ещё один ход, мы их все потом посмотрим. Основной варинт для нас сейчас 3... Кf6. 4.d4. Белые должны проводить свою идею. Здесь мы пойдём по ветке, где чёрные играют 4... Кxe4 5.d5 Кb8 6.Кxe5 Фе7. Здесь также есть ответвления. 7.Фd4 d6 8.Фxe4 Фxe5 9.Сd3 +/=. Оценка теории: небольшой перевес у белых. Компьютер с этим согласен. То есть, играя этот вариант, чёрные получают немного худшую позицию. Ответвление здесь после хода 6.Кxe5. вместо 6... Фе7 чёрные могут попытаться пойти 6... Сc5. Белые могут сыграть 7.Фg4, используя то, что пешка g7 под боем, и одновременно нападая на коня. 7... 0-0 и 8.Фxe4 d6 9.Сd3, с темпом угрожая матом. 9... f5 10.Фс4. Коня нельзя брать пешкой из-за потери слона. Чёрные играют активно 10... b5. Они пошли на этот вариант 6... Сс5 для того, чтобы начать такую игру. 11.Фxb5 Фе7. Связка. 12.0-0 dxe5. И белые играют 13.Сg5! После чего оценка позиции теорией: у белых небольшой перевес. А компьютер оценивает, как несколько больший перевес для белых. То есть, если 13... Фxg5, то теряется слон c5. И компьютер считает, что здесь перевес и после 13... Фxg5, и после 13... Фd6 14.Фb3. Значит, ход 6... Сс5 не совсем оправдался. При правильной игре белые получают перевес. После хода 4.d4 мы отвечали 4... Кxe4. Есть ещё ход 4... exd4 5.е5 Кd5! Сильнейший ход. 6.сxd4 d6 7.Cb5. Считается, что небольшой перевес у белых. Компьютер, правда, считает, что позиция равна. После 4.d4 Kxe4 у белых есть ещё ход 5.dxe5. Чёрные отвечают 5... d5. 6.Сb5 Cc5 7.Kd4 0-0. Оценка теории: позиция равна. Компьютер считает, что у чёрных лучше. То есть в случае 5.dxe5 можно играть 5... d5. Но есть ещё ход 5... Cc5 6.Фxd5 Cxf2+ 7.Kpe2 f5 8.Kbd2 c неясной позицией по теории. А для компьютера она ясная. Когда он видит короля на e2, он оценивает позицию в пользу чёрных. Ход 3... d5. У белых два пути. 4.Сb5, как показывает нам сейчас наш помощник. 4... dxe4 5.Kxe5 Фd5 6.Фa4 Kge7 Надо защищать коня. 7.f4 Cd7 8.Kxd7 Kpxd7 9.Cc4 Фf5 10.0-0 Лd8. Чёрные готовят искусственную рокировку после Крс8. 11.d4 exd3 12.Cxd3. Нельзя бить слона. Он как бы не защищён, но после 12... Фxd3 13.Лd1 будет связка под защитой ферзя, что можно иногда просмотреть. Вот такие защиты назад иногда плохо видны. После 13.Лd1 чёрным надо отдавать ферзя. 12... Фс5+ Эта позиция равная. Но у белых есть ещё одна попытка. После 3... d5 они могут сыграть 4.Фа4. 4... Кf6! Сильнейший ход. 5.Кxe5 5... Cd6! 6.Kxc6 bxc6 6.d3 0-0. Чёрные играют активно. Не боятся потери ещё одной пешки, чтобы у них был перевес в развитии. А белые не идут на выигрыш второй пешки. 8.Се2 Ле8. Теория говорит, что у чёрных есть компенсация за отданную пешку, за материал. У них лучшее развитие. Компьютер оценивает позицию, как равную. И ещё один вариант есть у чёрных. Это ход 3... f5. После хода 3.с3 чёрные играют, как в королевском гамбите с переменой цвета. 4.d4 fxe4 5.Kxe5. Здесь есть одно разветвление. 5... Фf6 6.Kg4 Фg6 7.d5! Kd8 8.Ce2 Cc5 9.0-0 Kf7. Небольшой перевес у белых. Компьютер видит, что у них несколько больший перевес. И после 5.Кxe5 чёрные могли ещё пойти 5... Kf6 6.Cg5 Фe7 +/= Здесь небольшой перевес у белых. Это был вариант 3... Кf6. После 3... Kf6 белые играли 4.d4 ... И на этом у нас заканчиваются все варианты дебюта Понциани и Защиты Филидора. И этим мы заканчиваем это видео "Короткая дебютная теория". Надеюсь, оно вам понравилось. Если это так, подписывайтесь на мой канал и коментируйте, пожалуйста, видео в интернете на YouTube. Вы можете мне писать, если у вас есть какие-то пожелания по поводу порядка рассмотрения дебютов, если вас особо интересуют какие-то дебюты, которые вы бы хотели раньше разобрать вместе со мной. Под видео в описании вы найдёте прямую ссылку к одной из страниц моего сайта, где вы найдёте сотни гроссмейстерских партий или партий международных мастеров. И можете их разыграть. И тем самым улучшить ваши дебютные познания. Инструкцию вы найдёте на странице "Изучение партий". На этом видео заканчивается. До свидания. До следующих встреч!