Проведение игр по обж в детском саду. Дидактические игры для детей по правилам пожарной безопасности

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

для детей по правилам пожарной безопасности

Воспитатель Суворова О.Б.

МАДОУ ДС № 17

1. « Источники опасности»

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности.

Игровые правила:

Выбрать предметы, которые могут быть источником опасности.

Игровое действие:

Поиск и название предметов.

Ход игры.

Детям раздаются игровые карточки с изображением различных предметов. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы:

Что может быть источником пожара?

Что может быть источником травмы человека (пореза, укуса, укола, ожога, отравления)?

Что может быть источником гибели человека? Отмечается тот, кто назовёт правильно все изображения.

2. « Знаешь ли ты?»

Дидактическая задача:

Закрепить знания о телефонах служб спасения.

Игровые правила:

Выполнять действия, соответствующие изображению.

Игровые действия:

Передвижение фишек по игровому полю в соответствии с количеством выпавших ходов.

Ход игры.

В игре принимает участие 4-5 человек, используются фишки разных цветов. Ребёнок бросает кубик,передвигает фишки. Условные обозначения:

Красный крест - назвать телефон скорой помощи;

Дом - назвать домашний адрес;

Милиционер - назвать телефон милиции;

Огонь - выбрать из трёх номеров нужный при пожаре;

Человек в маске - назвать нужный при такой опасности номер;

Книга - если даётся неправильный ответ, игрок отправляется на эту точку;

Рука - если даётся правильный ответ, игрок переходит на эту точку;

Телефон - набрать телефон службы безопасности и перейти на финиш.

Побеждает тот, кто быстрее и правильно ответил на все вопросы и пришёл к финишу первым.

3. « О чём говорит светофор»

Дидактическая задача:

Закреплять знание сигналов светофора и соответствующих им действий пешеходов.

Материал:

Карточки с изображением сигналов светофора (горит красный, жёлтый, зелёный), действий пешеходов.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям показать сигнал светофора, который обозначает: "иди", "стой", "внимание". Затем показать карточки с изображением действий пешеходов на разные сигналы светофора.

4. « Четвёртый лишний»

Дидактическая задача:

Учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.) Закреплять знания о поведении на улице без взрослых. Различать съедобные грибы и ягоды.

Игровые правила:

Найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.

Игровое действие:

Поиск опасного предмета.

Ход игры.

Детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лиш-ний (несёт опасность). Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка), объясняет, что лишнее и почему.

Карточки:

1. Съедобные грибы и мухомор.

2. Игрушки и гвозди.

3. Игрушки и лекарство.

4. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.

5. Малина, клубника, смородина и волчья ягода.

6. Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.

По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.

5. « На прогулке»

Дидактическая задача:

Закреплять знания детей о правильном общении, поведении с животными.

Материал:

Карточки с изображением правильных и неправильных действий при встрече с собакой, пчелой, козой, ежом, муравьями в муравейнике.

Игровые правила:

На вопрос воспитателя показать картинку с правильным ответом, а затем с неправильными действиями.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям ответить, как бы они поступили в разных ситуациях, воз-никших во время прогулки в выходной день (на даче, в лесу). Нужно показать сначала картин-ку с правильным действием, а затем показать неправильные.

На дороге я повстречал собаку. Можно, н ельзя (дети показывают карточку)

На полянке ко мне подлетела оса (пчела). Можно, нельзя.

На опушке щиплет травку коза. Можно, нельзя.

В траве я заметил ежа. Можно, нельзя.

6. « Телефон»

Дидактическая задача:

Закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.

Ход игры.

Перед ребенком разложены карточки с изображением машин скорой помощи, МЧС, милиции, пожарной, спортивной машины и карточки с номерами 01, 02, 03. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой номер и найти машину, которая придёт по этому номеру.

7. « Пожар»

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей о пожарной безопасности.

Игровые правила:

На вопрос воспитателя показать картинку-ответ.

Материал:

Картинки с изображением коробки со спичками, телефоном 01; молнии, попадающей в дерево; утюга; 02; 03; горящего стола; ведра воды.

Игровое действие:

Выбор из предложенных - правильной картинки.

Ход игры.

Детям раздаются карточки. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, показав нужную карточку.

Отчего происходит пожар?

Что нужно делать, если случился пожар?

По какому телефону вызывают помощь?

За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

8. « Игра - дело серьезное»

Дидактическая задача:

Учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими вещами играть нельзя.

Материал:

Карточки с изображением мяча, ножниц, пирамидки, газовой плиты, спичек, ножа, неваляш-ки, таблеток, утюга, иголки, куклы, машинки, вилки, стеклянной вазы и др.

Ход игры.

Перед детьми разложены карточки обратной стороной кверху. Ребёнок достаёт любую, просматривает её и отвечает, можно играть с этой вещью или нет (объясняя почему). За правильный ответ получает фишку.

9. « Тротуар и дети»

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить детей правильно выбирать место для игр. Воспитывать быструю реакцию на происходящее.

Ход игры.

Предложите детям построить из кубиков дом с аркой. Арка должна быть таких размеров, что-бы через неё могли проехать игрушечные машинки. Попросите детей разместить их перед аркой. Куклы будут изображать мальчиков-футболистов или девочек, играющих в "класси-ки". В качестве футбольного мяча можно использовать шарик для пинг-понга, а "классики" изобразить с помощью полосок бумаги или верёвочек. В игре одновременно может участво-вать несколько детей, которые меняются ролями. В процессе игры мальчики с помощью ку-кол изображают игру в футбол, а девочки - игру в "классики". При этом один ребёнок прод-вигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит. Дети быстро убирают кукол с дороги и переносят подальше от арки. Сюжет можно варьировать. Например, из окна игру-шечного дома высовывается зайчик и предупреждает об опасности. Аналогичный сюжет можно разыграть с помощью настольного театра.

10. « Кто больше назовёт действий»

Дидактическая задача:

Учить детей соотносить действия с профессией людей, действующих в чрезвычайных ситуа-циях.

Игровые правила:

Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребёнок не может вспом-нить, он ударяет мячом об пол, ловит его и бросает ведущему.

Игровые действия:

Бросание и ловля мяча.

Ход игры.

Воспитатель предлагает назвать действие, которое выполняет человек названной профессии, но называть можно только одно действие (врач, милиционер, пожарный). Выигрывает тот, кто больше назовёт действий.

11. « Игра-соревнование «По грибы»

Дидактическая задача:

Закрепить знание съедобных, и несъедобных грибов.

Материал:

Игровое поле, кубик, фишки, корзинки для грибов, съедобные грибы (подосиновики, белые, подберёзовики).

Ход игры.

Дети поочерёдно бросают кубик, отсчитывают количество ходов, ставят фишки. Если попа-дает на мухомор, то фишку возвращают по красной стрелке, если на бледную поганку –ребё-нок пропускает 2 хода, если на кружок с грибами (съедобными), то в зависимости от цифры на кружке, столько же грибов кладёт себе в корзинку. В конце игры подсчитывают количес-тво собранных грибов. У кого больше - тот и выиграл

12. « Каждой вещи свое место»

Дидактическая задача:

Закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома ив детском саду.

Материал:

игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.

Ход игры.

Вкоробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну кар-тинку и кладет ее на игровое поле - на место, объясняя свой выбор.

Варианты:

На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место;

На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире».

То же в игровом уголке.

13. « Что, где, когда?»

Дидактическая задача:

Закрепить умение правильно вести себя в экстремальной ситуации.

Игровые правила:

Ответить на вопрос игровых персонажей.

Ход игры.

Воспитатель предлагает поиграть в игру. На столе лежат письма от сказочных персонажей, в центре волчок.

Воспитатель раскручивает волчок, берёт письмо по стрелке, зачитывает детям вопрос. Дети советуются и отвечают. За правильный ответ получают фишку.

Если будет неправильный ответ, то обязательно воспитатель говорит правильный.

Письмо 1:

Часто приходится работать с огнём. Как поступить, если загорюсь сам.

(Змей Горыныч).

Ответ:

Если сам горишь, беда,

И даже если голова.

Хватай одеяло, пальто, покрывало

И залезай с головою туда.

Ну а если есть вода,

Это просто красота.

Водой смело обливайся,

Лей побольше, не стесняйся.

И тогда огонь погаснет.

Это всем ребятам ясно.

Письмо 2:

Ребята, отморозил в проруби хвост. Помогите.

(Волк).

Ответ:

Если отморозил хвост, или пальцы, или нос,

Вот тебе совет такой - потеплее их накрой,

Чаю тёплого попей, а потом к врачу скорей!

Письмо 3:

По тропинке прыгал зайчик,

И поранил сильно пальчик.

Оказался перелом.

Как же быть ему потом?

(Зайчик).

Ответ:

Перелом, перелом,

Шины ищем мы потом.

Две накладываем шины.

Если шины рядом нет,

То берём линеечку,

Или просто реечку.

По размеру отломили,

Аккуратно приложили,

Бинтом перемотали,

Врача вызывали.

Письмо 4:

Часто приходится оставаться дома одним. Мама уходит за молоком. Как быть, если кто-то постучится?

(Семеро козлят).

Ответ:

Звонят или постучали

Ты к дверям не подбегай.

Сразу дверь не открывай.

Ты в глазок посмотри,

Кто пришёл, определи.

Если кто-то незнакомый,

Ни за что не открывай.

Письмо 5:

Бабушка переехала в город и заболела. Надо идти навестить её. Боюсь заблудиться. Как поступить, если заблужусь?

(Красная Шапочка).

Ответ:

Знайте, в городе всегда заблудиться можно.

И поэтому ведите себя очень осторожно.

К чужим дядям, к чужим тётям

Вы не подходите.

Только милиционеру свой адрес сообщите.

Письмо 6:

Ребята! Поступил в школу, хочу быть умным, как Знайка, но школа через дорогу. Боюсь попасть под машину.

(Незнайка).

Ответ:

Правила движения знайте наизусть!

Красный свет - дороги нет!

Жёлтый - будь внимателен!

На зелёный свет иди -

Все дороги впереди.

14. « Одень куклу»

Дидактическая задача:

Учить детей различать одежду по характерным особенностям профессии (пожарный, спасатель, милиционер, повар, врач и др.). Закрепить знание детей о назначении одежды в зависимости от времени года и его занятий в данное время (спорт, прогулка, отдых, лето, зима, осень, весна).

Игровые действия:

Одеть куклу в соответствии с ситуацией, профессией.

Ход игры.

В игровой форме предлагается детям одеть куклу для определённой цели: день рождения, спортивный праздник и так далее, или в соответствии с названной профессией. Отмечается тот, кто правильно выполнит задание.

15. « Соедини по точкам»

Дидактическая задача:

Закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, зак-реплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать уме-ние доводить начатое дело до конца.

Материал:

карточки с контурами предметов из точек (утюг, плита).

Игровые действия:

соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

16. « Мы – спасатели»

Дидактическая задача:

Закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкрет-ных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавше-му.

Материал:

Игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два - внизу); картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением правильных действий.

Игровые действия:

Выбор детьми карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации и последовательно их разложить.

17. « Разложи по порядку»

Дидактическая задача:

Ознакомить детей с порядком действий при пожаре. Используются карт-ки с изображениями

Сообщение по телефону «01» о пожаре;

Эвакуация людей;

Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно; встреча пожарных;

Работа пожарных.

Игровые действия:

Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.

18. «Сложи картинку (пазл)»

Дидактическая задача:

Картинку по пожарной тематике наклеивают на картон и разрезают на несколько частей.

Игровые действия:

Играть можно двумя командами. В этом случае интереснее использовать две картинки, так что при игре части обеих картинок можно перемешать. Выигрывает тот, кто быстрее соберет картинку.

Показывается рисунок или плакат, на котором изображено несколько примеров нарушения правил пожарной безопасности. Ведущий называет число нарушений и предлагает ребятам за одну-две минуты назвать и показать их. Побеждает тот, кто назовет всё быстро и правильно.

На картинке нарисованы пожарный, повар, доктор, милиционер, и каждый из них занимает-ся не по своей профессии. Ребенок по картинке должен рассказать, что перепутал художник.

19. « Буриме»

Дидактическая задача:

Развить фонематический слух, умение рифмовать, закреплять знания о пожарной безопаснос-ти.

Ход игры.

Ведущий читает двустрочные стихи, последнее слово во второй строчке дети придумывают сами, рифмуя его с последним словом предыдущей строки.

Пожар мы быстро победим,

Коль позвоним по...

(«01»).

Если стал гореть забор,

Доставай скорей...

(топор).

Если всё в дыму у нас,

Надевай...

(противогаз).

У пожарных не напрасно

Цвет машины ярко...

(красный)

Наш брандспойт был очень старый

И не мог тушить...

(пожары).

Мчалась лестница всё выше,

Поднялась до самой...

(крыши)

Вдоль по улице, как птица,

На пожар машина...

(мчится).

На пожаре ждет беда,

Если кончилась...

(вода).

Чтоб огонь нам одолеть,

Надо вовремя…

(успеть).

Ох, опасные сестрички,

Эти маленькие…

(спички).

Знать обязан каждый-житель,

Где висит...

(огнетушитель).

При пожаре не зевай,

Огонь водою...

(заливай).

Деревянные сестрички

В коробочке. Это...

(спички).

Коль не тратишь время даром,

Быстро справишься с...

(пожаром).

Цель: закрепить знаний детей о действиях, которые .

Воспитатель перечисляет действия. В случаях, если они могут привести к возникновению пожара, воспитанники хлопают в ладоши. Когда опасность не грозит - топают ногами:

— рисование,

— поджигание бумаги,

— игра с мячом,

— игра с зажигалкой,

— изготовление аппликации,

— прыгание через скакалку,

— поджигание сухой травы и листвы,

— пение хором,

— баловство со спичками,

— чтение,

— игра в снежки на улице зимой,

— игра со снежинками, изготовленными из бумажных салфеток,

— зажигание бенгальских огней возле ёлки,

— мытьё посуды,

— умывание,

— игра на прогулке,

— игра в бадминтон,

— лепка из пластилина,

— включение утюга,

— мытьё рук,

— полив цветов,

— включение обогревателя,

— чистка ковра,

— игра с увеличительным стеклом под солнечными лучами,

— забивание гвоздей,

— игра с песком,

— включение неисправного шнура гирлянды,

— купание в ванне,

— игра с кубиками,

— перегрев телевизора,

— рассматривание книг возле костра,

— разжигание костра в лесу на ветру,

— игры с воздушным змеем.

Дидактическая игра «Размышляй-ка»

Цель: ; развитие логического мышления; содействие в употреблении сложноподчинённых предложений.

Дети заканчивают предложение, начатое воспитателем. Например, так: «Если съесть ядовитый гриб, то… можно отравиться».

Если съесть ядовитую ягоду, то…

Если одному плыть по реке, то…

Если идти, не останавливаясь в море, то…

Если к вам в окно залетел тлеющий окурок, то…

Если открывать дверь незнакомцу, то…

Если взять в руки острые предметы, то…

Если у человека поднялась высокая температура, то…

Если подняться на крышу дома, то…

Если укусил комар, то…

Если дети играют со спичками, то…

Если на улице горит трава, то…

Если в квартире пахнет гарью, то…

Если на кухне запах газа, то…

Если из соседней квартиры идёт дым, то…

Если подскользнуться зимой на льду, то…

Если идти на красный свет через дорогу, то…

Если кататься на велосипеде возле проезжей части, то…

Если зимой лизнуть сосульку, то…

Если незнакомец угощает конфетой, то…

Дидактическая игра «Как спасти от беды»

Цель: закрепление знаний воспитанников по ОБЖ; развитие логического мышления.

Ход игры

Выслушав задание воспитателя, дети придумывают решение, которое поможет избежать беды. Например, в соответствии с заданием ситуация следующая: «В большом магазине девочка потеряла маму». Ребёнок предлагает выход: «Нужно подойти к продавцу и объяснить, что в магазине находится мама. Надо назвать себя, а также имя и фамилию мамы. Попросить помочь её найти».

Водитель нарушил правила дорожного движения…

Вода затопила дороги, люди не могут выйти из домов…

В детском саду объявили эвакуацию, все дети…

Мальчик во время игры поранил ногу…

В квартире начался пожар и папа…

Когда слышны крики «Спасите, пожар!», нужно…

Во время новогоднего праздника погас свет…

В доме нет света, а ребёнок дома один…

Дидактическая игра «Холодный-горячий»

Цель: развитие у детей логического мышления.

Каждый ребёнок получает по три кружка разного цвета: красный означает горячие предметы, синий - холодные, жёлтый - тёплые. Ведущий называет различные предметы, дети показывают соответствующий кружок. Тот, кто чаще ошибается, выбывает из игры.

Предметный ряд: лёд, батарея, огонь, включённый утюг, вода, фен, обогреватель, солнышко, чай, снег, руки, печка, костёр, мороженое, хлеб, сосулька, варежки, горячий чайник, холодильник и т.д.

Дидактическая игра «Составь номер»

Цель: закрепление знаний воспитанников о вызове сотрудников МЧС в случае пожара.

Дети делятся на две группы и совместно среди множества цифр находят необходимые и составляют номер телефона МЧС - 101. Выигрывает команда, которая завершит задание первой.

В. Ребята, теперь каждый из вас знает, по какому номеру надо звонить, если случился пожар. Давайте еще раз повторим все вместе:

Дети. «Пожарный номер: 101».

В. Помните, что звонить по этому номеру можно и нужно только при пожаре. Услышав ответ дежурного, чётко называйте свои имя и адрес.

Дидактическая игра-ситуация «Юные пожарные спешат на помощь»

Цель: обучение детей основам пожарной безопасности; развитие логического мышления.

Ход игры

Одни дети называют чрезвычайную ситуацию, другие - её возможные последствия и действия, которые необходимо предпринять. Например: «Горящая бумага упала на мягкое кресло… Кресло начало бы тлеть и загорелось. Если никого нет дома, мог бы случиться большой пожар, пострадали бы многие квартиры в этом доме. В случае возникновения огня нужно быстро вызвать пожарных по телефону 101».

Ситуационный ряд:

  • Горящая бумага влетела в открытое окно квартиры…
  • Горящая бумага упала на сухую траву у дома…
  • Взрослые неосторожно обращаются с камином…
  • Мальчики играют со спичками…
  • На горящей плите вспыхнуло пламя в сковороде…
  • На праздничном столе остались непогашенные свечи …

Основы знаний безопасности жизнедеятельности закладываются уже в раннем возрасте. Наши родители в силу своей занятости, недостаточно внимания уделяют данной проблеме. В основном наших детей с раннего возраста воспитывает интернет, мультфильмы.

Именно это и натолкнуло нас на мысль, что в детском саду для формирования у детей в раннем возрасте знаний основ безопасности и привития навыков безопасного поведения, можно использовать героев из мультфильма «Маша и Медведь». И мы разработали дидактическую игру с их участием.

Мы широко используем наглядность. Наглядный материал в игре представили в виде иллюстраций, на которых изображена Маша, как она ведёт в различных ситуациях, с чем играет. В игре Маша — положительный герой, поэтому внимание детей фокусируется на её поведение. А вот Медведь, наоборот, показывает с чем играть опасно, и как нельзя себя вести.

Основными приёмами работы с детьми являются: совместное с воспитателем рассматривание иллюстраций и беседы по ним. Дети активно включаются в общение. Игра состоит из нескольких бесед по соответствующим иллюстрациям. Вопросы, входящие в содержание беседы просты по смыслу и доступны детям. Ребёнок должен ответить на поставленный вопрос, или же показать соответствующую картинку.

Эти вопросы способствуют формированию у детей элементарных основ безопасности, развитию умению распознать и предотвратить опасность, закрепляют навыки правильного поведения.

Практика показана, что дети с интересом принимают участие в игре. Игра вызывает у них положительные эмоции. Ребята быстро ориентировались в ситуациях и правильно отвечали на вопросы, подбирая соответствующие иллюстрации. Мы надеемся, что данная игра будет полезна воспитателям младших групп ДОУ, а также родителям.

Цель дидактической игры по безопасности: ознакомление с элементарными правилами безопасности.

Задачи: формировать адекватную реакцию на предупреждения о потенциальной опасности; ; развивать речь, пополнить словарный запас, внимание, память, мышление; воспитывать в ребёнке эталон культуры и заботливого отношения к безопасному поведению.

Оборудование и материалы: иллюстрация по мультфильму «Маша и медведь», смайлики, карточки.

Ход игры

В группу приходит кукла Маша.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто к нам пришёл.

Дети: Маша.

Воспитатель: К нам Маша пришла, красивую коробку принесла. Хочет с вами поиграть, да картинки показать. Посмотрите на картинки. На них изображен Медведь и Маша. Рассказывает ситуации.

Карточка 1. Беседа «Лестница».

Маша и Медведь собирались пойти погулять. Вышли из квартиры и стали спускаться по лестнице. Медведь решил обогнать Машу и побежал, пропуская ступеньки, не держась за перила, и упал. А Маша не упала с лестницы, потому что правильно спускалась: наступала на каждую ступеньку и держалась за перила.

1. Кто неправильно спустился с лестницы и поэтому упал? (Медведь)

2. Как надо идти по лестнице? (держаться за перила, смотреть под ноги, наступать на каждую ступеньку).

Карточка 2. Беседа «Глубокая яма».

Однажды рано утром Маша и Медведь решили пойти за ягодами. Вот идут они впереди видят большую глубокую яму. Но Медведь решил подойти к ней и посмотреть, что в яме. Вот он подошёл к самому краю, наклонился, чтобы посмотреть, что там внизу не держался — и упал! Пока Медведь выбирался из ямы, Маша насобирала много ягод.

1. Можно ли близко подходить к глубокой яме? (нет)

2. Нужно ли обходить яму? (да)

Карточка 3. Беседа «Не потеряйся»

Как-то раз Маша и Медведь решили пойти в магазин. Как только они пришли туда, Маша перестала держать Медведя за лапу, отвлеклась, засмотрелась на разные игрушки и не заметила, как потерялась. Стала Маша звать, кричать, плакать. Услышал её Медведь, прибежал, взял её за руку, и пошли они дальше вместе.

1. Можно ли потеряться, если не держаться за руку взрослого? (да)

2. Как надо идти с мамой, чтобы не потеряться? (за руку)

Карточка 4. Беседа «Игрушки»

Медведь решился поиграть с ножницами и нечаянно порезался. Он долго плакал от боли. А Маша тем временем у себя дома играла с игрушками: мячом, куклами и т.д. И с ней ничего плохого не случилось. Маша весь вечер провела в радостном настроении.

1. Можно ли играть с колющими предметами? (нет)

2. Правильно ли сделала Маша, что играла только со своими игрушками? (да)

Карточка 5. Беседа «Будь внимательным»

Медведь шёл очень быстро к Маше в гости. Да так спешил, что не смотрел на дорогу под ноги. Уж очень он спешил. Случайно наступил на камень, упал и подвернул себе ногу. Затем встал и медленно прихрамывая пошёл дальше.

1. Надо ли смотреть под ноги, когда идёшь по улице? (да).

Воспитатель показывает по порядку карточки и проводит мини-беседы. Задаёт вопросы по картинкам. Ребята отвечают на вопросы, подбирая правильный рисунок к ответу.

— Молодцы, ребята! Знаете правила безопасности! Вы правильно ответили на все вопросы. Маша благодарит вас за участие в игре, за то, что помогли ей вспомнить правила безопасности и дарит вам смайлики (каждому ребёнку раздаёт по смайлику).

Галина Подолина
Подвижные игры по правилам пожарной безопасности

Огонь в очаге.

Цели : развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту.

Один из игроков изображает Огонь (в полумаске) . Он выходит из своего жлища – очага и ходит вокруг остальных игроков.

ОГОНЬ. Я – Огонь, меня не тронь!

ИГРОКИ (в ответ)

Ты зачем ушел из очага,

Превратился в нашего врага?

ОГОНЬ : Я, Огонь – ваш друг и враг,

Со мной не справиться никак .

После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга, где живёт Огонь. Если Огонь поймал своим «пламенем» (тех кто нарушил покой его очага, то превращает его в уголёк и сажает в свой очаг. Тот, кто остаётся не пойманным последним игроком, становится отважным Смельчаком, победившим Огонь.

Огненный Дракон

Цели : совершенствовать физические навыки, умение идти приставным шагом, ползти; развивать быстроту реакции, ловкость, смелость.

Игроки становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый шаг говорят : «Огонь –дракон, уходи вон!»

Спящий Дракон лежит в центре круга. Когда Дракон встаёт, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами («язычками пламени» , игроки разбегаются.

ДРАКОН : Язычки огня всё ближе, ближе

Нагибайтесь ниже, ниже!

Все игроки увёртываются, наклоняются низко, ползут, чтобы водящий их не задел.

Те, кого не задел, возвращаются в круг.

Вода и огонь.

Цели : развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы.

На расстоянии 10 метров друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода, у другой – мальчики (Огонь, ведущий между ними.

По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода» девочки ловят мальчиков (тушат пожар ) . Осаленные переходят в команду противника.

Птички в беде.

Цели : развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве; формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказывать помощь ближнему.

На площадке чертится несколько кругов, в них гнёзда с птенчиками (детьми) . Выбирается злой Огонь, который бродит по лесам, полям, лугам, разбрасывает искры пламени (красные ленточки) и начинает пожары . Задача остальных играющих - поймать на лету ленточки – искры, чтобы они не попали в гнёзда, и спасти птенчиков от беды. Игра считается законченной когда все ленточки- искорки потушены.

Кто быстрее потушит пожар .

Цели : развивать быстроту реакции, ловкость, внимание; совершенствовать координацию движений.

По кругу расставляются стулья, на которых находится по одному огнетушителю (предмету – заменителю) .

Количество стульев на один меньше, чем участников игры . Все идут по кругу под музыку. По сигналу каждый должен взять огнетушитель в руки. Количество стульчиков и огнетушителей уменьшается до тех пор, пока не выявится победитель.

Хозяин озера

Цели : развивать ловкость, быстроту реакции, внимание, смелость, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать психические зажимы, неуверенность в себе.

На расстоянии 10 – 15 метров от «озера» чертится линия, вдоль которой выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к озеру с воображаемыми или настоящими вёдрами. За линией находится хозяин озера, который не хочет, чтобы убывала вода. Игроки должны коснуться линии и набрать воды, чтобы потушить пожар (в условном месте) . Только когда хозяин спит можно зачерпнуть воды.

Водящий считает до пяти.

Злой хозяин начинает засыпать (он закрывает лицо руками, ложится спать на дно озера) . В этот момент неожиданно просыпается хозяин и ловит нерасторопных, зазевавшихся. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все игроки и не переселятся в жилище хозяина озера.

Дидактическая игра: «Лото- пожарная безопасность»

Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре(мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, кто у кого окажется больше закрытых полей.

Дидактическая игра «Карточная викторина».

Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры :

Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.

Варианты вопросов:

Назови возможную причину пожара;

Как правильно вызвать пожарных;

Что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

Можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

Что нужно делать, если в доме запахло газом;

Можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

Можно ли поджигать тополиный пух;

Можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

Можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

Что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

Как правильно покинуть задымлённое помещение;

Можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

Дидактическая игра: «Назови причины пожара»

Цель: формировать знания о причинах пожара.Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Ход игры :

Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

Дидактическая игра: «Выбери нужное»

Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель.ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.

Дидактическая игра: «Сложи картинку»

Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.

Ход игры :

Ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.

Дидактическая игра: «Хорошо - плохо»

Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход игры :

Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого).Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит.д.) дети должны расположить карточки на картине - в нужное место.

Дидактическая игра: «Доскажи словечко»

Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.

Ход игры :

Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой…….(пожар)

Раз, .два, три, четыре.

У кого пожар в …..(квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил…..(утюг)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками……(играл)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над …(газом)

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дому жог…(траву)

Кто в огонь бросал при этом

Не знакомые …(предметы)

Помни каждый гражданин:

Этот номер:….(01)

Дым увидел- не зевай.

И пожарных ….(вызывай)

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»

Цель: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара.развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.

Ход игры :

из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример - кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.)

Сюжетно ролевые игры:

«Мы - пожарные»

Предварительная работа:

  • экскурсия в пожарную часть,
  • беседы о работе пожарных,
  • рассматривание сюжетных картинок,
  • чтение рассказов о пожаре (Л. Толстой « пожарные собаки, С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалкова « пожар»),
  • рисование на данную тему,
  • обыгрывание ситуаций о правилах поведения на пожаре,
  • дидактические игры,
  • ООД на данную тему.

Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры.

Оборудование: набор пожарных машин, шлёмы для пожарных, вёдра, лопаты, предметы заместители - шнуры, скакалки, шведская лестница, спортивный канат, спортивные маты, набор игрушек «Мы - пожарные», магнитофон (аудиозапись « пожарной мигалки»).

Игра с напольным конструктором «Пожар в городе».

Предварительная работа:

  • Конструирование зданий,
  • Игры с напольным конструктором,
  • Рассматривание плана-схемы улиц города,
  • Экскурсия по близлежащему микрорайону,
  • Обыгрывание ситуаций на тему «пожарная машина на улицах города»,
  • Беседы о профессии пожарного,
  • Отгадывание загадок,
  • Игры с транспортными игрушек,
  • Беседы о правилах дорожного движения на тему спецтранспорта на улице.

Цель: закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструктор, строительный материал, предметы заместители. Содействовать творческому использованию в иге представлений об ППД. Развивать творческое воображение, способности совместно развёртывать игу.

Оборудование: разные виды напольного конструктора, карты-схемы, игрушечные пожарные машины, мелкие игрушки, аудиозапись пожарной мигалки.

Сюжетно-ролевая игра «Один дома».

Предварительная работа:

  • беседы на тему безопасности дома,
  • разучивание пословиц об огне и воде,
  • беседа на тему «Огонь - спутник и помощник человека»,
  • отгадывание загадок об огне, воде, бытовых предметах.
  • Рассматривание сюжетных картинок на тему «Чтобы дома не случилась беда»,
  • Знакомство с пословицами об огне,
  • Дидактические игры по пожарной безопасности.

Цель: развивать умения брать на роль в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, предметызаместители. Развивать творческое воображение, игровой замысел, опираясь на полученные знания ППД.

Оборудование: игрушечные бытовые предметы (утюг, компьютер, газовая плита, микроволновая печь, стиральная машина, гладильная доска, электрочайник, фен и т.д.),предметы заместители (счётные палочки в коробочке и т.д.), телефон, атрибуты к игре «Мы -пожарные», игровой уголок, обустроенный. детской и кукольной мебелью.

Дидактические игры по безопасности жизнедеятельности в старшей группе

Дидактическая игра «Да—нет»

Цель: закрепить знания детей о действиях, которые могут привести к пожару .

Воспитатель перечисляет действия. В случаях, если они могут привести к возникновению пожара, воспитанники хлопают в ладоши. Когда опасность не грозит — топают ногами:

Рисование,

Поджигание бумаги,

Игра с мячом,

Игра с зажигалкой,

Изготовление аппликации,

Прыгание через скакалку,

Поджигание сухой травы и листвы,

Пение хором,

Баловство со спичками,

Игра в снежки на улице зимой,

Игра со снежинками, изготовленными из бумажных салфеток,

Зажигание бенгальских огней возле ёлки,

Мытьё посуды,

Умывание,

Игра на прогулке,

Игра в бадминтон,

Лепка из пластилина,

Включение утюга,

Мытьё рук,

Полив цветов,

Включение обогревателя,

Чистка ковра,

Игра с увеличительным стеклом под солнечными лучами,

Забивание гвоздей,

Игра с песком,

Включение неисправного шнура гирлянды,

Купание в ванне,

Игра с кубиками,

Перегрев телевизора,

Рассматривание книг возле костра,

Разжигание костра в лесу на ветру,

Игры с воздушным змеем.

Дидактическая игра «Размышляй-ка»

Цель: закрепление знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности ; развитие логического мышления; содействие в употреблении сложноподчинённых предложений.

Дети заканчивают предложение, начатое воспитателем. Например, так: «Если съесть ядовитый гриб, то… можно отравиться».

Если съесть ядовитую ягоду, то…

Если одному плыть по реке, то…

Если идти, не останавливаясь в море, то…

Если к вам в окно залетел тлеющий окурок, то…

Если открывать дверь незнакомцу, то…

Если взять в руки острые предметы, то…

Если у человека поднялась высокая температура, то…

Если подняться на крышу дома, то…

Если укусил комар, то…

Если дети играют со спичками, то…

Если на улице горит трава, то…

Если в квартире пахнет гарью, то…

Если на кухне запах газа, то…

Если из соседней квартиры идёт дым, то…

Если подскользнуться зимой на льду, то…

Если идти на красный свет через дорогу, то…

Если кататься на велосипеде возле проезжей части, то…

Если зимой лизнуть сосульку, то…

Если незнакомец угощает конфетой, то…

Дидактическая игра «Как спасти от беды»

Цель: закрепление знаний воспитанников по ОБЖ; развитие логического мышления.

Ход игры

Выслушав задание воспитателя, дети придумывают решение, которое поможет избежать беды. Например, в соответствии с заданием ситуация следующая: «В большом магазине девочка потеряла маму». Ребёнок предлагает выход: «Нужно подойти к продавцу и объяснить, что в магазине находится мама. Надо назвать себя, а также имя и фамилию мамы. Попросить помочь её найти».

Водитель нарушил правила дорожного движения…

Вода затопила дороги, люди не могут выйти из домов…

В детском саду объявили эвакуацию, все дети…

Мальчик во время игры поранил ногу…

В квартире начался пожар и папа…

Когда слышны крики «Спасите, пожар!», нужно…

Во время новогоднего праздника погас свет…

В доме нет света, а ребёнок дома один…

Дидактическая игра «Холодный—горячий»

Цель: развитие у детей логического мышления.

Каждый ребёнок получает по три кружка разного цвета: красный означает горячие предметы, синий — холодные, жёлтый — тёплые. Ведущий называет различные предметы, дети показывают соответствующий кружок. Тот, кто чаще ошибается, выбывает из игры.

Предметный ряд: лёд, батарея, огонь, включённый утюг, вода, фен, обогреватель, солнышко, чай, снег, руки, печка, костёр, мороженое, хлеб, сосулька, варежки, горячий чайник, холодильник и т.д.

Дидактическая игра «Составь номер»

Цель: закрепление знаний воспитанников о вызове сотрудников МЧС в случае пожара.

Дети делятся на две группы и совместно среди множества цифр находят необходимые и составляют номер телефона МЧС — 101. Выигрывает команда, которая завершит задание первой.

В. Ребята, теперь каждый из вас знает, по какому номеру надо звонить, если случился пожар. Давайте еще раз повторим все вместе:

Дети. «Пожарный номер: 101».

В. Помните, что звонить по этому номеру можно и нужно только при пожаре. Услышав ответ дежурного, чётко называйте свои имя и адрес.

Дидактическая игра-ситуация «Юные пожарные спешат на помощь»

Цель: обучение детей основам пожарной безопасности; развитие логического мышления.

Ход игры

Одни дети называют чрезвычайную ситуацию, другие — её возможные последствия и действия, которые необходимо предпринять. Например: «Горящая бумага упала на мягкое кресло… Кресло начало бы тлеть и загорелось. Если никого нет дома, мог бы случиться большой пожар, пострадали бы многие квартиры в этом доме. В случае возникновения огня нужно быстро вызвать пожарных по телефону 101».

Ситуационный ряд:

  • Горящая бумага влетела в открытое окно квартиры…
  • Горящая бумага упала на сухую траву у дома…
  • Взрослые неосторожно обращаются с камином…
  • Мальчики играют со спичками…
  • На горящей плите вспыхнуло пламя в сковороде…
  • На праздничном столе остались непогашенные свечи …
Похожие публикации