Методический материал по информатике на тему "использование ментальных карт на уроках информатики". Использование сервисов проектирования ментальных карт в преподавании курса информатики и икт Ментальная карта урок информатики в школе будущего

Карты памяти, предложенные английским психологом Тони Бьюзеном , — это удобный способ представления связей между понятиями в виде дерева. В корне дерева, который обычно размещают в центре схемы, находится центральная идея. От неё в разные стороны отходят ветви, соответствующие понятиям следующего уровня и т.д.

Карты памяти можно использовать для конспектирования и повторения материала, обобщения изученного, составления опорных конспектов по темам и т.п.

Авторы будут благодарны за отзывы и конструктивную критику по поводу содержания и оформления представленных материалов. Если вы нашли неточность или у вас есть что сказать по существу дела, можно отправить сообщение.

Лицензионное соглашение

  1. 1) публикация материалов в любой форме, в том числе размещение материалов на других Web-сайтах;
  2. 2) распространение неполных или измененных материалов;
  3. 3) включение материалов в сборники на любых носителях информации;
  4. 4) получение коммерческой выгоды от продажи или другого использования материалов.

Скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.

Как смотреть карты памяти?

Представленные ниже карты памяти разработаны с помощью кроссплатформенной программы XMind , которая распространяется свободно. Загрузить версии программы для различных операционных систем можно с сайта www.xmind.net :

  • версия для Linux (пакет.deb)

Для установки программы на сборках Linux , которые используют пакеты.rpm , можно выполнить корвертацию.deb -пакета (рецепт А. Фомина для Fedora ):

yum install alien

alien -r ./xmind-linux-3.4.1.201401221918_i386.deb

rpm -i xmind-3.4.1-2.i386.rpm

Условные обозначения, используемые на картах памяти, показаны на рисунке:


Ментальные карты (карты знаний, карты ума, интеллектуальные карты, диаграммы связей, в оригинале Mind maps) придумал психолог, специалист в области психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.


Mind maps один из лучших инструментов структурированного представления информации. Ментальные карты позволяют четко фиксировать идеи, находить взаимосвязи. С помощью ментальной карты можно наглядно визуализировать свои мысли. Ментальная карта - это мощнейший инструмент развития критического и творческого мышления.



Ментальные карты — это способ записи, альтернативный по отношению к тексту, спискам и схемам. Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего тем, что ментальные карты активируют память. Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны. Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.

Первоначально, ментальные карты создавались на бумаге. В центре ментальной карты рисуется некий образ проблемы. От центрального образа отходят веточки первого уровня, которые содержат ключевые слова, возможно, рисунки (ассоциации), которые поясняют, раскрывают основную идею.

Затем рисуются ветки второго уровня от каждой идеи и т.д. Рекомендуется использовать различные цвета для большей наглядности, использовать иллюстрации. При обнаружении взаимосвязей между под-идеями их соединяют стрелками.

В результате имеем наглядное, структурированное представление идеи. Понятно, что не каждый человек обладает способностями к рисованию и аккуратной работе на бумаге. Поэтому появились специальные компьютерные инструменты для создания ментальных карт.

Web-сервисы для создания ментальных карт

www.MindMup 2.0 - пользовательский интерфейс прост и интуитивно понятен, количество карт неограниченно. Бесплатное использование позволяет создавать карты до 100 КБ и хранить на сервере до 6 месяцев. Можно хранить карту на Google-диске. Карты доступны из облака. Доступ полностью контролируется аутентификацией Google Apps, поэтому можно легко контролировать, кто может читать или изменять карту. MindMup не имеет сторонних объявлений и не отправляет конфиденциальную информацию третьим лицам. Легко конвертирует карты в PDF, PowerPoint. Позволяет добавлять документы, рисунки, видео, гиперссылки.

www.mindomo.com Можно добавлять видео, рисунки, гиперссылки. Возможна регистрация через аккаунт фейсбук или Google. Созданную ментальную карту можно экспортировать на ПК, правда в бесплатной версии только как картинку.

Сервис пполноценные совместные сетевые проекты, где участники смогут не только совместно работать с ментальной картой, но и вести обсуждения, выполнять задачи. Для этого одному из участников нужно создать проект и пригласить других участников по e-mail. Готовый совместный проект тут же можно оформить как презентацию (объединить блоки и распределить по слайдам).

В бесплатной версии можно создать 3 карты и 1 проект (проект и карты можно удалять и создавать новые). Если аккаунт не используется больше 9 месяцев, администрация сервиса имеет право на его удаление.

www.mindmeister.com - сервис очень прост в использовании. Есть возможность совместного использования карт (подписка по e-mail). Для каждой идеи можно добавить иллюстрацию, гиперссылку (видео вставить в карту нельзя). В бесплатной версии можно создать не более 3 карт. Экспорт только как рисунок.

spiderscribe.net - б есплатный (в бета-версии) веб-сервис для создания ментальных карт, организации мозгового штурма - SpiderScribe.net Интерфейс на английском языке, но сервис очень прост в использовании и позволяет создавать карты за считанные минуты. После регистрации доступна доска со всеми необходимыми для творчества функциями. В качестве идей можно добавлять интерактивные географические карты, иллюстрации, документы Word, календарные заметки. При создании карт знаний отдельные элементы можно соединять стрелками по своему усмотрению. В бесплатной версии можно создать не более трех карт, есть ограничение на объем используемых файлов и нет возможности совместного редактирования (т.е. пригласить соавторов можно, но работать они не смогут). Еще один не приятный момент - нет автоматической генерации кода для вставки на сайт или блог, только ссылка.

popplet.com - сервис позволяет легко создавать красочные схемы (до 5 в бесплатной версии). В каждый блок кроме текста можно добавить иллюстрацию или видео. Можно пригласить до 10 соавторов. Карта экспортируется как рисунок.

mapul.com - сервис интересен тем, что созданные в нем карты очень походят на карты созданные от руки, получаются "корявенькими". Есть возможность экспорта в рисунок. Бесплатная версия очень ограничена по функционалу. Можно создать только 2 бесплатные карты.


bubbl.us - сервис позволяет создавать простейшие карты, в которых можно использовать разноцветные текстовые блоки. В бесплатной версии можно создавать до 3 карт, приглашать до 20 соавторов.

Ментальные карты в учебной деятельности

  • Проведение "мозгового штурма" - визуализация идей
  • Совместное решение проблемной задачи
  • Анализ информации
  • Принятие решений (сравнение, оценивание)
  • Различные классификации
  • Конспект учебного текста
  • Систематизация материала раздела
  • Работа над научной темой
  • Презентация (структурированное представление информации)
  • Планирование и т.п.

v\:* {behavior:url(#default#VML);}

o\:* {behavior:url(#default#VML);}

w\:* {behavior:url(#default#VML);}

Shape {behavior:url(#default#VML);}

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:8.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:107%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Ивайловская А. Г.

Магистр информатики и вычислительной техники,

Учитель информатики

МБОУ г. Иркутска СОШ №22

г. Иркутск, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Современные требования к образованию в рамках ФГОС побуждают учителей применять новые методы активизации познавательного процесса учеников. Идти в ногу со временем и использовать современные интернет-сервисы для разнообразия уроков особенно актуально для учителей информатики. Аппаратная составляющая занятия уже готова (компьютерный класс, подключенный к сети Интернет), остается только продумать программную реализацию интересного и познавательного урока.

В этом могут помочь ментальные (интеллектуальные) карты. Диаграмма связей , известная также как интеллект-карта , карта мыслей или ассоциативная карта - метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы.

Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Является одним из инструментов управления личными знаниями, для которого достаточно карандаша и бумаги.

На русский язык термин может переводиться как «карта мыслей», «интеллект-карта», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма» или «схема мышления». Методика разработана психологом Тони Бьюзеном, пример представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Пример ментальной карты

Во всех сферах нашей жизни мы имеем дело с информацией. Зависит очень многое от того:

1) как мы ее воспринимаем,

2) как мы ее «обрабатываем»,

3) как мы ее организуем,

4) как запоминаем,

5) насколько быстро, точно и наглядно.

Ментальные карты это альтернатива «плоской» текстовой схеме фиксирования информации (конспектирование, записи, пометки и пр.), которая не приспособлена к структурированию и запоминанию информации.

Ментальные карты как бы вносят третье измерение в этот процесс – информацию в них очень удобно организовывать, и ее элементы очень легко связывать между собой. К тому же карты «оживляют», визуализируют фиксируемую информацию с помощью разных приемов (картинки, значки, цвета, контуры и пр.). Это очень помогает как ее «опознаванию» с одного взгляда, так и запоминанию.

Визуализируя непривычным способом свои конспекты обучение становится живее и организованнее. Для проведения интерактивного урока информатики необходимо ознакомиться с любым из сервисом онлайн конструирования ментальных карт, которые позволяют создать проект в режиме реального времени, автоматически сохраняют изменения.

Старшеклассникам предлагается начать проектирование с ключевого понятия новой темы урока. Для примера в данной статье приведем тему из курса информатики 11 класса «Вредоносные и антивирусные программы», фрагмент работы представлен на рисунке 2. В начальном «облачке» ставим термин «вредоносная программа», а от него далее раскрывается тема:

1) виды вредоносных программ;

2) их классификация;

3) развернутое определение каждого понятия;

4) способы защиты технических устройств.

Рисунок 2. Фрагмент ментальной карты «Вредоносные программы»

Каждая ветвь прорабатывается учеником самостоятельно. Тем самым побуждая его к познанию новой темы, выбору собственного оформления проекта, проявлению творческой деятельности. Благодаря процессу конструирования ментальной карты ученики учатся самостоятельно сосредотачиваться на главных аспектах предложенной к освоению темы, выделять основные термины и осуществляют познавательную деятельность в ходе всего урока.

В дальнейшем ученики приобретут опыт проектирования ментальных карт и в личных целях, ведь они являются не только средством наглядного представления процесса нашего мышления, но и одновременно его диагностикой. Сама форма карты, то, как она визуально выглядит, говорит об отношении к выбранной для отображения теме, о том, насколько понятны ее отдельные аспекты (представленные основными ветвями), о способе восприятия этой информации. Если обобщить приведенные выше рекомендации и правила, то в их основе лежат несколько принципов:

1) ментальная карта должна активировать восприятие и память;

2) стремление к большей четкости карты дает больше осознанности в мышлении;

3) анализ уже нарисованной карты дает подсказки к «устройству» мышления по заданной теме.

Таким образом, внедряя новый интерактивный элемент при изучении стандартных тем дисциплины «Информатика и ИКТ» педагог даст ученикам лучше усвоить новый материал, активизирует мышление детей и осуществит переход на новый уровень преподавания в целом.

Список использованной литературы

1) Бехтерев С. В. Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт. - М.: «Альпина Паблишер» , 2011. - С. 312. -

Использование интерактивных ментальных карт

для организации образовательного процесса по информатике

Макаренко С.О., г.Евпатория, Республика Крым

Часто во время проведения уроков возникает потребность в сжатом представлении учебной информации, когда значительный объём материала нужно уложить в рамки схемы-опоры. И тут учитель может использовать различные педагогические приёмы: «Своя опора», «Инвентаризация знаний», «Сжатая информация», «Ключевые слова» и другие.

Однако, с более широким внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, перед учителем возникает задача совместить известные педагогические приёмы с современным уровнем развития компьютерных технологий.

Если ещё каких-то десять лет назад главным помощником учителя на уроке были доска, мел и набор плакатов, то теперь предпочтение отдаётся интерактивным комплексам. Их правильное использование улучшает темп урока, делает занятия интересными благодаря разнообразному использованию ресурсов, усиливает подачу материала, позволяя учителю эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами. В результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала обучающиеся начинают понимать сложные идеи.

Не секрет, что составление диаграмм связей, причинно-следственных блоков, схем, опорных сигналов, – все эти приёмы способствуют визуализации мышления. Тем боле, если научиться реализовывать их с использованием компьютерных технологий. Наряду с популярными программами, которые традиционно используются для создания мультимедийных приложений, следует обратить внимание на программы для создания, так называемых, ментальных карт.

«Ментальная карта», «карта ума», «карта памяти», «ассоциативная карта», «интеллект-карта» - это технология изображения информации в особом графическом виде. Выглядеть эти рисунки могут по-разному, но принцип их построения - один: в центре картинкой или одним-двумя словами обозначается основная идея или проблема – ядро, от которого отходят ветви – связанные с ним понятия, свойства, ассоциации. Каждая ветвь, в свою очередь, может делиться на другие ветви – так происходит детализация свойств, углубляются ассоциации. Чтобы чётко выделить смысловые блоки, рекомендуется каждую новую ветвь рисовать другим цветом и придерживаться это цветовой гаммы при дальнейшем ветвлении.

Реализованная при помощи программных средств, такая карта не просто обеспечит хорошую систематизацию и визуализацию учебной информации, но и интерактивность за счёт ссылок на другие файлы или карты памяти, а также, в ряде программ, за счёт возможности использования функций «спрятать» или «показать» отдельные блоки. Кроме того, готовую ментальную карту можно экспортировать файлы других форматов для последующей распечатки.

Карту памяти можно использовать на различных этапах урока: при планировании образовательной деятельности, для проведения мозгового штурма на этапе актуализации опорных знаний, а также для обобщения и систематизации знаний. Она может служить хорошей опорой для запоминания и последующего воспроизведения информации. Ведь именно электронная ментальная карта позволяет хранить информацию в свёрнутом виде и разворачивать её поэтапно, по мере необходимости. Ментальную карту можно создать заранее, а можно выстроить по ходу изучения нового материала.

Так, например, при изучении темы «Устройство компьютера» можно построить общую схему основных элементов архитектуры персонального компьютера, а затем конкретизировать сведения о каждом из блоков, добавив подчинённые узлы с наименованиями устройств, относящихся к данному блоку. Такую карту памяти можно использовать для обобщения и закрепления знаний в конце урока. Если же эту карту дополнить изображениями каждого из устройств, организовав доступ к ним по ссылкам, то организованную таким образом карту можно использовать на этапе изложения нового материала.

На рисунке представлен фрагмент карты памяти «Структура ПК». При нажатии ссылки (они обозначены красными стрелками), относящейся к элементу «Клавиатура», откроется файл, где представлены изображения различных типов клавиатур. Аналогичные действия можно выполнять и с другими узлами карты.

Существует достаточно много программ для создания ментальных карт. Среди них, например, бесплатная программа Free Mind Map - Freeware. Эта программа построена на векторной графике. Построение карты в этой программе похоже на сборку конструктора: в любую часть рабочего пространства можно добавлять элементы: картинки, стрелки, блоки. Элементы имеют несколько вариантов графического дизайна. Также можно добавлять рисунки при помощи карандаша и подписывать их. Ещё одной интересной программой является ScreenHunter 5 Free. Особенность этой программы состоит в том, что она позволяет превратить в картинку, символ или значок видимое на экране монитора и сразу же использовать для построения ментальной карты. Наиболее распространённой среди бесплатных программ является FreeMind. Она отличается интуитивно понятным управлением и позволяет сохранять карту в различных форматах.

Существуют и онлайн-сервисы для создания ментальных карт. Сервисы MindMeister, Bubbl.us, Mind42 позволяют не только создавать и редактировать карты памяти, но и сохранять их на сервере и меть доступ к ним с любого компьютера, подключенного к сети, а также обеспечивают работу с картой одновременно нескольких пользователей.

Более широкие возможности по созданию ментальных карт предоставляют платные программы. Например, Mindjet Mind Manager интегрирована с MS Office приложениями (Word, Excel, Outlook, PowerPoint), позволяет присоединять любые файлы и ссылки. MindMapper Jr представляет собой софт для построения ментальных карт для детей. Интерфейс программы имеет хорошую визуализацию, есть интерактивные подсказки, большинство действий по созданию карты выполняется при помощи мыши. Используя такую программу, обучающиеся сами могут составлять карты ума, работая над проектом или обобщая изученный материал.

Опыт использование интеллект-карт для организации образовательного процесса по информатике показал, что такой способ организации изучения материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его интерактивным, динамичным, но и улучшает запоминание информации, развивает способность к изображению окружающего мира в виде образов, ускоряет процесс обучения. При самостоятельном составлении карты памяти обучающимся или группой обучающихся способствует формированию метапредметных навыков. Кроме того, что немало важно для изучения информатики, развивает компетенцию школьников в области современных компьютерных технологий.

Рациональное применение ментальных карт в урочной и внеурочной деятельности позволит сделать процесс изучения информатики увлекательным и не скучным для школьников.

Литература_____________________________________________________________

1. Галицкая Н.М., Фещенко Т.С. Использование «Интеллект-карт»: новые образовательные результаты школьников// Журнал «Физика. Всё для учителя!». - № 1 (37), 2014.

2. Плинк Е.Н. Создание ментальных карт// Современный учительский портал. - http://easyen.ru/load/informatika/mp/sozdanie_mentalnykh_kart/257-1-0-18282.

3. Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок».

4. Материалы сайта «ФГОС. В поисках главного…»

5. Материалы персонального сайта Зобниной А.А. - http://teacherivt.ru/


Ментальные карты

Обычно для записи своих мыслей, идей люди пользуются линейной формой, используя текст, или более сложные структуры данных: схемы, таблицы, списки. Однако в настоящее время появился более эффективный способ работы с подобной информацией…

С одной стороны привычные формы записи данных позволяют отразить на бумаге свои рассуждения, но слишком всё выглядит логично и монотонно. Для прочтения такого текста требуются огромные усилия, чтобы вникнуть в его суть, сосредоточиться на прочтении. Дело в том, что такая форма выражения мыслей производится левым полушарием мозга. Такой текст трудно запомнить, трудно выделить главное, затрачивается много времени на создание такой записи. А самое неприятное - это то, что интерес к написанному может пропасть настолько, что идея просто не будет воплощена в жизнь.

Тони Бьюзен предложил в 70-х годах 20-го века идею создания диаграмм связей с помощью правого полушария. Подход очень простой, необычный и позволяет ощутить радость от самого процесса создания таких диаграмм, называемых ментальными картами или интеллект-картами .

Суть их заключается в том, что здесь используется радиальная запись, то есть основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Пишутся не фразы, а ключевые слова, которые передадут смысл всей фразы, некие слова-ассоциации. Эти слова размещают на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Для лучшего запоминания могут использоваться рисунки.

Со временем у каждого человека развивается свой стиль создания ментальных карт, а на первых порах используют готовые примеры. Некоторые ментальные карты похожи на картины, так как происходит раскрытие творческого потенциала при их создании. Идеи, которые возникают при создании ментальных карт, поражают своей оригинальностью.

Тони Бьюзен даёт несколько советов по созданию ментальных карт :

  • Ключевые слова помещаются не в прямоугольниках или всевозможных пузырях, висящих на ветках, идущих от основной идеи, а на самих ветках.
  • Ветки должны быть живые и гибкие, чтобы исключить создание монотонных объектов.
  • На каждой линии пишется только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
  • Длина линии равняется длине слова.
  • Слова пишутся печатными буквами, чёрным цветом. Они должны быть чёткие и легки в прочтении.
  • Размеры и толщина букв и линий должна варьироваться в зависимости от важности. Это же позволит внести разнообразие, поможет сосредоточиться на главном.
  • Используются разные цвета. Каждая ветвь может иметь свой цвет.
  • Должны использоваться рисунки и символы, особенно в центральной части, а лучше - для всех основных ветвей.
  • Пространство должно быть заполнено, на карте не должно быть пустых мест, однако она не должна быть перегружена. Для создания небольших карт используется формат бумаги А4, для более крупных - А3.
  • Если ветви чересчур разрослись, их можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
  • Лист должен быть расположен горизонтально. Тогда будет удобней читать карту.
  • Если вы рисуете сложную карту, есть смысл вначале набросать мини-карту с основными ветвями, чтобы определить структуру будущей карты, поскольку выбор основных ветвей влияет на организацию и читаемость карты.

Когда создание карты закончено, следует визуально оценить её. В случае, если какая-то ветвь покажется некрасивой, это означает, что этот вопрос требует доработки, мало ясности в понимании этой части вопроса.

Идея Тони Бьюзена помогает восстановить живые мысли, развивает память и креативность, обращается к нашему подсознанию, в котором находятся ответы на все вопросы. В результате человек быстро находит верное решение любого вопроса или проблемы.

Сферы использования этих карт весьма разнообразны :

  1. Обучение : создание конспектов лекций, прочтения книг и учебников, написание рефератов и курсовых работ.
  2. Запоминание : подготовка к экзаменам, запоминание списков и прочее.
  3. Презентации : проведение деловых встреч и переговоров.
  4. Планирование : времени, бюджета, разработка новых идей для бизнеса или любого мероприятия, составление планов на неделю, месяц и т.д.
  5. Мозговой штурм : генерация идей, коллективное решение задач.
  6. Принятие решений : даёт чёткое видение предмета.

На самом деле сфера применения гораздо шире. Этот метод стали использовать в работе с детьми, в процессе обучения, он популярен в бизнесе и у студентов. Он является идеальным средством для создания творческих идей. Использование ментальных карт может создать революционный прорыв в жизни человека, быстро привести его к желаемой цели.

Ментальные карты используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, которые лично для вас являются значимыми, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать её.

Старайтесь получать удовольствие от самого процесса рисования ментальной карты. Сделайте свою карту красивой, ведь для этого ведь нужно совсем немного - аккуратный текст печатными буквами, ровные линии той же длины, что и ключевые слова, разные цвета для ветвей, чтобы они не путались между собой, самые простые рисунки-символы, обозначающие важные для вас моменты… Разумеется, степень «красоты» может варьироваться в зависимости от задачи, однако не жалейте времени, особенно в начале освоения техники. После определенной практики времени будет уходить совсем немного.

Интересный момент в ментальных картах - то, что они являются не только средством наглядного представления процесса нашего мышления, но и одновременно его диагностикой. Сама форма карты, то, как она визуально выглядит, многое говорит о вашем отношении к теме, о том, насколько понятны вам её отдельные аспекты (представленные основными ветвями), о вашем способе восприятия этой информации.

Рекомендуется начинать с рисования ментальных карт руками. Для начинающих кажется быстрее и легче воспользоваться компьютерными программами, но это не даёт ни навыков самого майндмэппинга, ни полезного эффекта организации собственного мышления в процессе этого. Программа для построения ментальных карт никогда не позволит вам нарисовать неправильно закомпонованную карту, и это на самом деле проблема, потому что, думая за вас, она лишает вас возможности диагностировать свое мышление. Дело в том, что благодаря рисованию руками Вы можете наглядно увидеть, как и насколько эффективно организовано Ваше мышление по какой-то теме.

Принципы создания ментальных карт

  • Ментальная карта должна активировать восприятие и память.
  • Стремление к большей четкости и удобочитаемости карты дает больше осознанности в мышлении.
  • Анализ уже нарисованной вами карты дает подсказки к «устройству» вашего мышления по теме.

Идея ментальных карт основывается на сходствах между изображением процесса мышления при помощи ментальной карты и устройством человеческого мозга: во-первых, ментальная карта имеет, как и нейрон, радиальную структуру, а во-вторых, мысли на физическом уровне отображаются как «деревья» биохимических импульсов.


Mind Map Inspiration - блог Пола Формана о ментальных картах с великолепными примерами автора (на английском языке). iMindMap - программа очень удобна в обращении, получаются красивые и эффектные карты. Но она имеет существенный минус - большую стоимость, покупать стоит если собираетесь точно пользоваться постоянно.

Xmind - популярная кросс-платформенная программа, существующая в платной и бесплатной версиях. Помимо майндмэппинга поддерживает диаграммы исикавы. Достаточно полезен для тайм-менеджмента.

Mapul - платная программа, работающая на ежемесячной подписке. Отлична своим оригинальным оформлением. Хорош для создания рукописных карт, в настройках есть русский язык.

MindMeister - простая программа без запутанного интерфейса. Есть приложение для Android и iOS. Вообще платная, но имеется бесплатная пробная версия. Позволяет работать совместно в режиме реального времени.

WiseMapping - программа, позволяющая работать над картами в режиме онлайн, без скачивания на свой компьютер. Поддерживает как совместную, так и персональную работу. Позволяет экспортировать готовый продукт в другой формат, вставлять в сайты, презентации и прочее.

А Вы ведь стремитесь к успеху, верно? Никогда не сдавайтесь, и пусть интеллект-карты будут вашими верными помощниками даже в самых запутанных ситуациях!

Похожие публикации