Дидактические игры по обж для детей старшего возраста. Картотека игр по обж Игры по обж в старшей группе

Игра «Собери опасный предмет»

Цель: Совершенствовать умение детей собирать из частей - целое. Закреплять знания об опасных предметах и правила обращения с ними.

Материал: разрезные картинки опасных предметов.

Игровые действия: собрать из частей опасный предмет, рассказать правила безопасного обращения с ним.

Игра «Цепочка безопасности»

Цель: Повторить правила безопасности.

Материал: фишки на каждого ребенка.

Игровые действия: В игре принимают участие любое количество детей, им необходимо дать ответы на вопрос, например: Какие вы, знаете причины пожаров? Каждый ребенок по очереди должен назвать свою причину. За правильный ответ ребенку дается фишка, побеждает тот, кто набрал больше фишек.

Примерные вопросы: Как можно предотвратить пожар? Что нужно делать, если в квартире возник пожар? Назови правила обращения с электроприборами. Назови опасный предмет и объясни, почему он опасен. И т. д.

Игра «Кубик безопасности»

Цель: закрепления знаний, полученных на занятиях по ОБЖ.

Материал: картонные кубики с изображением различных опасных предметов и объектов природы.

Игровые действия: Ребенок бросает кубик и рассказывает, чем опасен выпавший предмет или объект природы и правила обращения с ним.

Игра » Четвертый лишний«

Цель: Учить находить среди предметов - опасные, объяснять правила безопасного обращения с ними. Развивать внимание, логическое мышление.

Материал: набор карточек с изображением различных предметов.

Игровые действия: выбрать среди изображенных предметов - опасный и объяснить свой выбор.

Игра «Дом, в котором я живу»

Цель: закреплять знания домашнего адреса и телефона.

Материал: мяч.

Игровые действия: педагог бросает мяч, ребенок должен поймать и четко назвать домашний адрес, домашний телефон.

Игра » Подбери игрушку Танюшке«

Цель: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание.

Материал: картинки с изображением различных предметов быта.

Игровые действия: ребёнок выбирает из предложенных картинок, только те на которых изображены предметы, которыми можно (нельзя) играть.

Игра «Раз, два три, что может быть опасного - найди»

Цель: закреплять представления об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, внимание.

Материал: картинки с изображением предметов домашнего обихода.

Игровые действия: выбрать из предложенных картинок, те на которых изображены источники опасности, объяснить свой выбор.

Игра «Внимание: природа!»

Цель: знакомить детей с опасностями, которые могут случиться с людьми на природе, что может нанести вред здоровью человека.

Материал: картинки с изображением объектов и явлений природы.

Игровые действия: выбрать явления или объект и рассказать о том, какие опасности он таит в себе.

Игра «Съедобное - несъедобное» .

Цель: закрепить представление о съедобных и несъедобных грибах (ягодах)

Материал: мяч.

Игровые действия: педагог бросает мяч, ребенок ловит, если гриб (ягода) съедобный, если нет, ребёнок отбивает мяч.

Игра «Пригласи Мишку в гости».

Цель: закрепить знание домашнего адреса, учить правилам приглашения гостей.

Материал: дома построенные детьми из строительного материала или конструктора, игрушка медвежонка.

Игровые действия: каждый ребенок выбирает себе дом, вежливо приглашает к себе в гости Медвежонка, называя ему свой домашний адрес.

Игра «Напиши телефон спасения».

Цель: активизировать в памяти детей номера телефонов служб спасения.

Материал: карточки с цифрами «0», «1», «2», «3», картинка с изображением «скорой», «пожарной», «милиции». Счетные палочки, пластилин (для усложнения).

Игровые действия: выбрать картинку спасательной службы, «написать» телефон спасения с помощью цифр, счетных палочек, пластилина.

Игра «Хорошо - плохо».

Цель: Учить видеть объект в различных его проявлениях, развивать логическое мышление.

Игровые действия: Педагог предлагает любой объект (огонь, ножницы, топор, вода и т. д.) ребёнок должен найти его хорошие и плохие стороны.

Название: Дидактические игры по ОБЖ для старших дошкольников.
Номинация: Детский сад — Развивающие игры — Дидактические


Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 66
Месторасположение: Томская область, Г. Томск

Игры на формирование чувства собственной безопасности

Игры на формирование правовой культуры

Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

«Я имею право...»

Цель.

  • Расширить область правовых знаний детей.

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).

Ход игры

Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею пра-во». Затем каждый ребенок объясняет причи-ну своего выбора, остальные обсуждают пра-вильность принятого решения.

«Я не должен...»

Цель.

  • Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу».
  • Совершенствовать знания детей о соци-альных нормах.

Материал. Серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

ХОД ИГРЫ

Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.


«Скорая помощь»

Цель.

  • Учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03.

Материал. Игрушечная машина «Скором помощи». Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца) и т.д. Белые докторские колпаки и халаты - на каждого участника игры.

Ход игры

На столе разложены сюжетные картинки. Бригада «Скорой помощи» (5-6 детей) повторяет номер телефона своей экстренной службы, едет по «вызовам» (дети двигают машинку от картинки к картинке) и забирает в больни-цу (собирают картинки) только «тяжелоболь-ных людей».

Остальные обсуждают действия бригады «Скорой помощи».

«Помогите! Милиция!»

Цель.

  • Сформировать представление о том в каких случаях необходимо обращаться за помощью в милицию.

Материал. Карточки с изображением телефонного аппарата на котором написан номер службы милиции - 02. Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства милиции.

Ход игры

Дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова милиции. Играющие стараются как можно 6ыстрее разложить карточки с

изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют в мешательства милиции. После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.


«Если возник пожар»

Цель.

  • Знакомить детей с правилами безопасно-го обращения с огнем.
  • Закрепить знание номера телефона экс-тренной пожарной службы.

Ход игры

Дети становятся в круг. В центре - воспита-тель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар од-ному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он

выбывает из игры, а шар пе-реходит к педагогу.

Воспитатель.

Этот шар в руках недаром.

Если раньше был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар -

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой, безжалостный..,

(передает ре-бенку воздушный шар)

Ребенок. Пожар. (Передает шар другому.)

Воспитатель.

Раз, два, три, четыре -

у кого пожар...?

Ребенок. В квартире. (Передает шар.)

Воспитатель.

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил …?

Ребенок. Утюг (Передает шар.)

Воспитатель.

Красный отблеск пробегает

Кто со спичками …?

Ребенок. Играет. (Передает шар.)

Воспитатель.

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над …?

Ребенок. Газом. (Передает шар.)

Воспитатель.

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жег...?

Ребенок. Листву. (Передает шар.)

Воспитатель.

Дым увидел - не зевай и пожарных …

Ребенок. Вызывай. (Передает шар)

Воспитатель. Помни каждый гражданин этот номер - ...!

Ребенок. Ноль один.

«Если чужой стучится в дверь»

Игровой тренинг

Цель.

  • Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям живущим с ними в одной квартире.

Ход тренинга

Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации

Примерные ситуации:

Почтальон принес срочную телеграмму;

Слесарь пришел ремонтировать кран;

Милиционер пришел проверить сигнализацию;

Медсестра принесла лекарство для бабушки;

Мамина подруга пришла гости;

Соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;

Незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;

Женщине нужно вызвать «Скорую помощь».

Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.

«Куда бежать, если за тобой гонятся»

Цель.

  • Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.

Материал. Картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, пост ГАИ.

Ход занятия

Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.

«Купание в море»

Цель.

  • Предостеречь детей от несчастных случаев во время купания в море, реке.

Материал. Игрушки (разложены на полу) - на каждую пару детей.

Музыкальное оформление. Аудиозапись «Шум моря».

Ход занятия

Перед тем как «войти в воду», дети выполняют несколько гимнастических упражнений.

«Войдя в воду» они распределяются по парам (один исполняет роль взрослого, другой - ребенка) и берутся за руки. «Ребенок» закрывает рот, глаза, опускает лицо в воображаемую воду. После паузы поднимает лицо. Воспитатель напоминает, опускать лицо в воду можно только закрыв рот.

Затем «ребенок» выполняет следующие упражнения: приседает («уходит с головой под воду»), считает про себя до 5, встает; достает игрушку со «дна»; дует на «воду»; делает быстрый выдох под «водой».

Дети в парах меняются ролями.

«Съедобный грибок положи в кузовок»

Цель.

  • Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.

Материал. Набор картинок с изображением съедобных и несъедобных грибов (или муляжи). Вырезанные из картона деревья (или игрушки). Корзина.

Ход игры

Картинки с грибами (муляжи) разложены под «деревьями».

Дети собирают в корзину только «съедобные грибы».

По окончании игры воспитатель достает из корзины поочередно все грибы, дети называют их.

«Снежная королева»

Цель.

  • Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры

Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».

Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!

Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей.

После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.

Игру можно проводить несколько раз, отме-чая при последующем обсуждении, что с каж-дым разом удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.

«Угадай, кто это»

Цель.

  • Учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.
  • Ход игры

Воспитатель выбирает одного ребенка -- рассказчика. Остальные сидят на стульях, об-разующих круг. Рассказчик описывает кого--либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто до-гадался первым, выводит ребен-ка-«отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:

Станьте, дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Станьте в круг.

Я твой друг

И ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

На слова «ля-ля-ля» все хлопают в ладоши, а трое детей внутри круга танцуют.

Рассказчик и «отгадка» занимают места на стульях, угадавший становится рассказчиком.

« Колобок»

Цель.

  • Развивать коммуникативные навыки, воображение.
  • Работать над выразительностью речи.

Ход игры

Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч-«Колобок». Тот, к кому попадет «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказ-ки», «Колобок, давай с тобой дружить», «При-ходи ко мне в гости, Колобок!».

После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку.

Вариант. Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, от имени которого он должен обращаться к «Колобку».

«Поводырь»

Цель.

  • Развивать чувство ответственности за другого человека.
  • Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Материал. Повязка на глаза -по количест-ву пар детей. Предметы-«препятствия»: сту-лья, кубики, обручи и т.д.

Ход игры

В комнате разложены и расстав-лены предметы-«препятствия». Де-ти распределяются по парам: веду-щий - ведомый. Ведомый надева-ет на глаза повязку, ведущий ве-дет его, рассказывая, как дви-гаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».

Затем дети меняются ролями.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Игра-упражнение

Цель.

  • Продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.

Ход игры

Каждое упражнение выполняется 2-З ми-нуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель.

  • Закройте глаза, протяните навстречу друг

другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

  • Вытяните руки вперед, найдите руки соседа - «ваши руки ссорятся». Опустите руки.
  • Ваши руки ищут друг друга - «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась боль-ше, какие чувства возникали в ходе упражнения.

«Помоги се6е сам»

Игра-упражнение

Цель.

  • Обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

Ход игры

Воспитатель предлагает:

  • медленно, глубоко вдохнуть спокойно выдохнуть;
  • «занять делом» ступни ног: подбрасы-вать мяч или потанцевать;
  • «занять делом» все тело: побегать, по-прыгать, понаклоняться, поприседать и т.п. (то есть выполнить упражнения, требующие боль-ших затрат энергии);
  • «найти занятие» для голоса: поговорить, покричать, попеть.


«Нарисуй узор»

Цель.

  • Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.

Материал. Бумажный шаблон варежки -- на каждого ребенка. Набор карандашей -на каждую пару.

Ход игры

Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаб-лоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.

После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных ва-режек и сложность орнамента.

«Головомяч»

Цель.

  • Развивать навыки сотрудничества.

Ход игры

Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.

Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до

Трех, четырех, пяти человек.

«Цветик-семицветик»

Цель.

  • Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого.
  • Поощрять желание заботиться о других.

Материал. Цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

Ход игры

Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.

Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.

«Приятные воспоминания»

Цель.

  • Формировать умение внимательно выслу-шивать сверстников, не спешить говорить о себе и своих переживаниях, если собеседник еще не высказался.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать о том, что подарили им на день рождения, или о том, как они провели лето. Предупреждает, что внимательно будет выслушан только тот, кто умеет слушать сам. Дети обычно охотно рассказывают о себе, пepe6и-вая друг друга.

После того, как все выскажутся, педагог спрашивает: «Кто запомнил, что подарили Саше?» («Где отдыхал летом Сережа?») Правильный ответ поощряется.

Одной из самых актуальных на сегодняшний день проблем является сохранения жизни и здоровья детей.

Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. Ребенка может обидеть каждый, но мы в состоянии защитить его от подобных вещей.

Задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, знакомить с правилами пожарной безопасности, правилами дорожного движения, готовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. И объяснять, что неприятности подстерегают нас там, где мы меньше всего их ждете. Важно научить ребёнка уже в дошкольном возрасте правильно действовать в различных жизненных ситуациях, чтобы сохранить жизнь и здоровье. Данный материал содержит картотеку игр по основам безопасности жизнедеятельности ребёнка. Подобраны игры разной классификации (подвижные, развивающие, дидактические, игровые упражнения), физкультминутки, стихи, загадки, викторины, пословицы и поговорки.Этот материал будет полезен для практического использования воспитателям, специалистам детского сада, а также родителям.

И в заключении, прежде чем приступить к работе с картотекой, следует учесть, что первая цифра «6» во всех карточках означает безопасность, вторая цифра:

1 – пожарная,

2 – дорожная,

3 – встреча с незнакомыми людьми,

4 – безопасность в доме

и третья цифра означает номер по порядку.

Скачать картотеку

заместитель заведующего по УВР

МДОУ «Детский сад № 71 общеразвивающего вида»

города Магнитогорска, Челябинской области, России.

Ирина Петровна Попова
Картотека игр по ОБЖ

«Вызываем службу спасения »

Цель: развивать умение детей составлять небольшой рассказ, придерживаясь предложенного плана.

Условия игры: участники игры четко называют свое имя и фамилию, придумывают небольшой рассказ по слайдам о возникшей ситуации.

На экране появляются слайды, дети по телефону (игрушка) «докладывают» о происходящем.

«Юные спасатели»»

Цель: учить детей запоминать, а затем находить и выбирать из нескольких картинок нужную; развивать зрительное восприятие.

Условия игры: участники игры запоминают изображенный на картинке предмет (игрушку, животное и т. д.). После этого сквозь «задымление» (занавеску) выбирают из предложенных картинок ту, на которой имеется такое же изображение (спасают).

«Спасатели»

Цель: учить детей соотносить схему предмета с натуральным предметом; развивать зрительное восприятие.

Условия игры: «спасатели» сначала рассматривают схему, а затем отыскивают среди игрушек ту, которая соответствует данной схеме.

«Пожароопасные предметы»

Цель: способствовать развитию у детей быстроты реакции и внимания.

Условия игры: водящий называет различные предметы; дети, услышав слова, обозначающие пожароопасные предметы, хлопают в ладоши.

(Утюг, телевизор, часы, конфета, хлопушка, гармошка, котлета, суп, нож, розетка, спички, зажигалка и другие).

«Тушим пожар»

Цель: развивать ловкость и быстроту движений, воспитывать умение действовать согласованно.

Условия игры: участники делятся на две команды и строятся в шеренги. По сигналу последний игрок передает членам своей команды ведра с «водой» (4-5 ведер). Игрок, стоящий в начале шеренги, имитирует тушение пожара. Выигрывает команда, первая справившаяся с заданием.

«Спасатели спешат на помощь»

Цель: развивать навыки основных видов движений (ходьба по наклонной доске, перепрыгивание из обруча в обруч, ползание по гимнастической скамейке, ходьба по ограниченной поверхности – между лежащими недалеко друг от друга канатами); воспитывать смелость, желание выручить из беды.

Условия игры: участники делятся на две команды и по очереди, преодолевая препятствия, бегут к игрушкам (несколько игрушек) , берут по одной (спасают от пожара) и возвращаются назад, стараясь никого не уронить.

«Встреча с незнакомцем»

Условия игры: упражнять детей в правильном поведении при встрече с незнакомым человеком.

Игровые действия: дети рассказывают Незнайке, как вести себя при встрече с незнакомыми людьми.

Незнакомый гость: Здравствуйте, дети! Я очень рад встрече с вами и поэтому хочу угостить вас конфетами.

Незнайка сначала угощается сам, а потом дает конфеты детям. Они берут (не берут) угощение. Если кто-нибудь возьмёт конфеты (или другие сладости) , воспитатель спрашивает, правильно ли они поступили.

Незнакомый гость: А в моей машине ещё есть и шоколадки, и киндер сюрпризы! А сколько разных игрушек! Пойдёмте со мной – на всех хватит!

Незнайка собирается идти с незнакомцем.

Воспитатель: Правильно ли поступает Незнайка? (обращаясь к незнакомцу) А кто вы такой? Зачем пришли?

Незнакомец хватает Незнайку за руку и тянет за собой. Не слушай их! Я отвезу тебя к родителям, они попросили тебя забрать!

Незнайка плачет и идёт за Незнакомцем.

Воспитатель: Ребята, что нужно делать, если незнакомый человек тащит тебя за собой? (Вырываться, громко кричать, звать на помощь) Оставьте Незнайку в покое! (Отталкивает Незнакомца, уводит с собой Незнайку)

«Чтобы не было беды»

Цель: развивать умение составлять небольшой рассказ об опасных и безопасных ситуациях, изображённых на иллюстрациях.

Условия игры: быстро составить небольшой рассказ по картинке об опасной или безопасной ситуации.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр Кто летает Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь.

Картотека грамматических игр Классификация игр по развитию различных сторон грамматического строя речи Грамматические конструкции Игры Падежи: именительный «Живое -.

Картотека хороводных игр Картотека Хороводных Игр Составила: воспитатель МБДОУ детский сад № 10 Губа И. И. 2014г. «Подарки» Текст Движения Принесли мы вам.

«Ракета» На асфальте изображена ракета, на которой вперемешку написаны цифры от 0 до 20. «Классики» В игре участвуют 3-4 игрока. Для.

Картотека игр по конструированию «Выкладывание картинок» (мл. гр.) Рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них знакомые геометрические фигуры. Вырежьте из цветной.

Наталья Пустовалова
Картотека дидактических игр по ОБЖ (средний возраст)

КАРТОТЕКА

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО

(СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ )

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНА-КОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ

БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ.

Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубле-ние и систематизацию в основном через дидактические игры .

Преимущество использования дидактических игр , по сравнению с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента ОБП в быту, проявляется в следующем : каждый ребенок максимально ак-тивен; имеется возможность дифференцированно осуществ-лять уточнение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их наличного уровня, поскольку игры проводились с под-группой (от 2 до 8 человек) или индивидуально; поддержание устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон.

Подобранные дидактические игры дают возмож-ность : познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности, о способах без-опасного поведения; познакомить с необходимыми действия-ми в случае опасности.

При этом активно развивается внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок , поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть, активизиру-ет их психические процессы. Положительная оценка со сторо-ны игрового персонажа и взрослых позволяет ребенку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.

«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ»

Задачи : закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; вос-питывать чувство взаимопомощи.

Материал :

Игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;

- картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.

Ход игры : воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человеч-ками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО - НАЙДИ»

Задачи : закреплять представления об источниках опас-ности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.

Правило : не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал : макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки ) .

Ход игры. Воспитатель, или Стобед, или ребенок отво-рачивается и считает до 3-5 (при необходимости до 10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы по-ощряются призами.

«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?»

Задачи : расширять представления детей о правилах безопас-ного поведения в быту; развивать внимание, память; воспиты-вать чувство сотрудничества.

Материал :

* четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, уши-ба руки и пожара;

* картинки

карте с изображением «травмы» . Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он по-очередно поднимает картинку с изображением предмета. Участ-ники должны догадаться, к какой травме может привести непра-вильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку

«ДОМИК УЛИТКИ»

Задачи : обобщать представления детей о правилах без-опасного поведения; развивать охранительное самосозна-ние; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.

Правило : соблюдать очередность.

Материал : игровое поле с изображением улитки, внутри домика которой нарисованы различные предметы домаш-него обихода; фишки; кубик.

Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке , на которой стоит его фишка : что изображено, правила обра-щения с этим предметом.

«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»

Задачи : закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользова-ния карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Материал (из то-чек) .

Задание : соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опа-сен данный предмет.

«УБЕРИ НА МЕСТО»

Задачи : закреплять представления о правилах без-опасного поведения, формировать знания о том, что для без-опасности все предметы надо убирать на свои места; раз-вивать наблюдательность, внимание; воспитывать жела-ние соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.

Материал картинки-предметы .

Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изоб-ражением вниз) . Каждый ребенок берет одну картинку

Варианты.

* На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы . Дети по очереди раскладывают их на место.

* На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне» , а потом и во всей «квартире» .

* То же в игровом уголке.

«ТАК И НЕ ТАК»

Задачи : учить отличать опасные для жизни ситуации от не-опасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Материал :

* 2 карточки - с красным и с зеленым кружком,

* картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.

Правила : под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую- неопасных (разрешенных) .

Варианты :

* индивидуально с воспитателем,

* несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

Вариант : «МОЖНО - НЕЛЬЗЯ»

(с использованием фотографий детей) .

В отличие от картинок , использование фотографий дает возможность показать ребенку реальную опасную бы-товую ситуацию, обратить внимание дошкольника на детали, закрепить знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосто-рожности. Кроме того, данный прием выступает в ка-честве своеобразного «мостика» от знаний к форми-рованию умений : ребенок, рассматривая и анализируя («проговаривая» ) изображенную ситуацию, утвержда-ется в нормах (правилах) безопасного поведения. Для этого можно попросить некоторых родителей сфото-графировать своего ребенка в различных домашних ситуациях, приближенных к опасным (например, заг-лядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с игрушками, играет с молотком и вилками и т. п.). Сделанное в результате пособие «Можно - нель-зя» дети с удовольствием будут рассматривать и об-суждать (и без участия взрослых) .

«СТО БЕД»

Задачи : закреплять представления об опасных ситуаци-ях, которые могут произойти дома, учить правилам без-опасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал :

картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.

Ход игры : несколько картинок лежат на столе изобра-жением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает : что на ней изображено, почему такое слу-чилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку.

«Я ИГОЛКИ НЕ БОЮСЬ»

Задачи : закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчи-вость.

Материал : иголки с нитками, прикрепленные к основанию ко-робки; пуговицы.

Задания : собрать «пирамиду» из пуговиц, нанизывая их на игол-ку с ниткой; собрать «бусы» , продевая иголку с ниткой в обе ды-рочки пуговиц.

«МЫ - СПАСАТЕЛИ»

Задачи : закреплять представления об опасных ситуациях в бы-ту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; раз-вивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал :

* игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два - внизу) ;

* картинки , на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях;

* набор карточек с изображением тех действий, кото-рые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Ход игры. На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»

Задачи : закреплять представления об источниках опас-ности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Материал : листы с изображением контуров предметов (из точек) .

Задание : соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

"ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?» (лото)

Задачи : расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чув-ство сотрудничества.

Материал : четыре игровые карты с изображением пореза, ожо-га, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.

Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы» . Воспита-тель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники долж-ны догадаться, к какой травме может привести неправильное об-ращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку . При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

«УБЕРИ НА МЕСТО»

Задачи : закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасно-сти все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание со-блюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.

Материал : игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы .

Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображе-нием вниз) . Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле - на место, объясняя свой выбор.

Варианты. На игровом поле «разбросаны» картинки предметы . Дети по очереди раскладывают их на место. На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне» , а потом и во всей «квартире» .

* То же в игровом угол-ке.

Похожие публикации