Постоялые дворы на руси. Технология поиска по старым дорогам Современный постоялый двор

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-261686-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-261686-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Добра всем посетителям этого блога! Хотелось бы мне сейчас поведать вам о поиске на старых дорогах. Ведь в местах, где когда-то были люди, всегда можно что-нибудь найти. А дорога как раз таки является местом относительной концентрации людей. А если их было много, значит они там теряли свои монеты и украшения.

Самые вкусные дороги в плане плотности транспортного потока и соответственно наиболее перспективные в плане находок — это старые тракты. Некогда, до постройки железной дороги, это были крупные магистрали, по которым во все времена года ездили и ходили люди разного достатка. Наиболее крупная дорога у нас в России — это Старый Екатериненский тракт или Сибирский тракт. По другому звали его еще Колодным трактом. Большая часть этой в прошлом оживленной дороги теперь заброшена и не используется. В пыли этой старой дороги и в наши дни лежит множество разных монет. Ассортимент широк. От чешуи и до упора 🙂 . На таких старых трактах еще остались частично высаженные по приказу Екатерины 2 березы, названные позже Екатерининскими. Сейчас они представляют собой большие уродливые трухлявые деревья, а в некоторых местах стоят просто большие пни. Такие ориентиры тоже выдают место старой дороги. Ну и конечно же вдоль больших дорог издревле стояли деревни.

Дороги между деревнями тоже довольно интересные места. Но в отличие от трактов, которые более менее имели одно и то же местоположение, междеревенские время от времени сдвигались. например при распутице или объезде образующихся неровностей или луж с грязью. Там тоже можно неплохо накопать монет.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-261686-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-261686-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Дороги к мельницам тоже имеют место быть. Туда часто кни-нибудь да ездил и терял свое добро. Мог и сам мельник с деньгами уезжать, например на базар и растерять монетки из своего кошеля.

Также тщательно прозваниваем все мосты, переправы, подъемы и спуски. Ведь любая тряска могла привести к высыпанию монет из карманов!

Также по обочинам дорог путник мог присесть за кустом по нужде, ну и конечно же производя естественный природный процесс, вытрясти свои монетки на землю и уйти, забыв про них.

Если дорога плотно использовалась в советское время, то будьте готовы к огромному количеству металломусора! Проволока, запчасти от техники, железо и многое другое. Также дороги могли подсыпать и, следовательно, все находки погребаются под слоем засыпки и металлоискатель их уже не учует. Именно с такой проблемой я столкнулся на копе на старом тракте. Его подсыпали песком, а в нем ничего, кроме алюминия не было. Если по дороге долго ездили, то непременно будут выскакивать гнутые монеты. Видел, как народ поднимает имперские и советские медные пятаки, согнутые чуть ли не пополам!

Поиск на дорогах тоже интересен. В любой момент можно наткнуться на старинное исчезнувшее строение. Например на старую почтовую станцию. Или постоялый двор, которые не были отмечены на картых. Но в то же время чтобы копать на дорогах, нужно обладать терпением паровоза из-за большого количества мусора.

VK.Widgets.Subscribe("vk_subscribe", {}, 55813284);
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-261686-5", renderTo: "yandex_rtb_R-A-261686-5", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Поиск монет и кладов на старых дорогах, и вдоль них дело перспективное, если знать некоторые “хитрости” и законы, которые негласно соблюдают опытные поисковики.

Подготавливая данную статью, я перечитал практически всю информацию о данном виде поиска монет, ещё раз проверил её на практике, и в итоге изложу здесь все главные моменты, читайте внимательно, авось пригодится.

Итак, правило первое, искать монеты нужно только на старинных дорогах, их можно вычислить накладывая карту Вашей Губернии на современную карту.

Если Вы в этом не сильны, или не можете этого сделать (но знаете по рассказам сторожил, что где то в лесу она была, примерно) , то учимся определять место прохождения древней дороги визуально.

Ну даже и наложением определить место с точностью не всегда удаётся, всё как говориться “гуляло” , иногда на 50-200 метров влево, или вправо.

Признаки старинной дороги:

  • Туман в таком месте по утрам стелиться ниже, это происходит из-за разности температур, отличных друг от друга поверхностей, над тёплой поверхностью интенсивность тумана выше;
  • Старые дороги на местности отлично видны в косых лучах утреннего или вечернего солнышка (большая плотность грунта на местах дорог, и земля тут немного углублена, по сравнению с другими участками) ;
  • На древних заброшенных трактах любит расти трава мурашка.

Итак, как монеты попадали на дороги, или на обочину? В старые времена многие передвигались пешком (особенно бедняки) по дорогам, которые как и в наше время соединяли деревни между собой, более крупные дороги-тракты вели путников в соседние губернии.

Кто побогаче передвигался на лошади верхом, либо в телеге. Это всё я говорю к тому, что путники могли терять монетки, или даже целые кошели. Немало случаев находки на дорогах редких и очень ценных монет, но скажу Вам откровенно, почти все монеты в очень плохой сохранности, наша эра внесла тяжёлые машины, я уже не говорю о гусеничных тракторах, которые передвигались по этим дорогам многие годы.

Монеты найденные в чреве дороги, в большинстве своём покоцаны, имеют множество царапин, иногда сильно гнутые. Вам сильно повезёт, если Вы найдёте дорогу, которую забросили ещё в те далёкие времена.

Какие старинные дороги нас интересуют?

  • Все старые дороги, на пути которых располагалась: ярмарка, трактир, постоялый двор, мельница, водная переправа, церкви;
  • Лесные дороги могут вести в барскую усадьбу;
  • Особое внимание обратите на пересечение крупных дорог, там наверняка мог находиться постоялый двор.

При поиске металлоискателем ходим не только по самой дороге, но и уходим от неё вправо и влево на 10-20 метров. Зачем это нужно? Путник во время длинного перехода мог сделать привал, могли закопать ценные вещи около дороги, если вести их было дальше опасно, разбойники, промышлявшие в лесах могли спрятать в землю монетки и драгоценности не далеко от дороги, путник захотел сходить в туалет в кусты, и отвязался кошель, или выпала монета, и др. , причин потери может быть много. Эти монетки как Вы понимаете уже в хорошем сохране.

Особое внимание при поиске клада вдоль дорог обращаем на вечные ориентиры, большие камни на краю дороги, крупные деревья, которым больше 100 лет.

Ещё один совет отправляющимся на коп по дорогам – берите запасную лопату, так как Вы понимаете что почва утрамбована до неприличия, в некоторых случаях как камень, копать тяжело и утомительно.

Много старинных дорог переформировали в современные, на некоторые крупные наложили асфальт. На новых современных дорогах искать не имеет смысла, старины там нет, ну горстку советских монет (кстати могут попасться) Вы найдёте, и кучу металлолома, ну как крайний вариант, в момент кризиса хороших мест, не нужно скидывать со счетов, так же эта дорога может строится на привозном древнем грунте, где могут находится старинные монеты.

Что можно найти на старинной дороге? Если сильно не повезёт: кованные гвозди, элементы упряжи лошади, пуговицы, пару убитых потеряшек (бывало и такое) .

Если сильно повезёт: закладуху на обочине, серебряные и золотые монеты (были случаи, жаль не со мной) , крестики, цепочки, колечки, дорогие медные монеты – , кольцевики, пятачки масоны находили. В общем находки Вас не разочаруют, они идентичны копу в деревне.

Вычитал тут на днях, что в месте въезда в деревню существовала традиция делать “сходы” жителей, и называлось это место “Красные Ворота” – ещё один “жирный уголок” для искателя, возьмите на заметку.

В общем кладоискательство в России развивается бешенными темпами, “невыбитых” мест становится всё меньше, и вид поиска на дорогах, весьма перспективная цель. Посещайте архивы и библиотеки, ищите старинные схемы, рассказы сторожил, и найдите свою мечту, воплощённую в редкой монете. И помните, найти монету можно даже в неожиданных местах …может это придаст Вам оптимизма при копе на старинной дороге. Удачи.

Любая заброшенная или просто старая дорога представляет собой еще одно отличное место для поиска старинных артефактов и монет. Недаром народная пословица гласит: «Красна дорога ездоками, а обед пирогами». И чем больше ездоком в стародавние времена проезжало по дороге и вдоль нее, тем больше находок сулит вам поиск на ней. Но давайте разбираться по порядку.

На каких дорогах копать

И первый вопрос, который обычно возникает у новичков – это как выбрать и найти интересующую нас дорогу? С первой частью данного вопроса проблем обычно не возникает никаких. Поскольку искать с металлоискателем лучше на старых дорогах, то наша задача обнаружить таковую. Для этого достаточно взять две карты – одну старинную (чем старше и подробнее, тем лучше!) и одну современную и сопоставить их. Можно сделать это при помощи компьютерных программ, можно вручную, но вся задача сводится к тому, чтобы дороги, отмеченные на (в идеале, если это будут крупные тракты!) перенести на современную карту. Что делать дальше думаю понятно? Необходимо ехать на местность, при помощи современной карты искать место, где проходила дорога 100-200 лет назад, и собирать при помощи металлоискателя собирать урожай в виде монет. Предупреждаю сразу, что на старых дорогах, отмеченных на вашей карте, уже давно мог вырасти лес или быть перепаханное поле, или еще что-то. Поэтому кроме всего прочего, неплохо знать и уметь применять основные приметы старых забытых дорог на местности:

  • обращаем внимание на растительность, стараемся найти те растения, которые любят произрастать вдоль дорожной обочины: лапчатка, горец птичий, крапива и т.п. На старых дорогах растительность более редкая, более низкая.;
  • при определенных условиях освещения, в частности, ранним утром при косых солнечных лучах заброшенные дороги лучше видны на поверхности почвы. Происходит это из-за того, что несмотря ни на что колеи, которые некогда располагались на дороге, зарастают очень долго, и хотя бы минимальный перепад рельефа почвы в участке их прохождения все равно имеется. Просто при стандартном освещении этот перепад невооруженным глазом мы заметить не можем;
  • в местах прохождения заброшенных дорог туман стелется ниже к земле, что объясняется перепадом температур из-за разности плотности почвы.

Давайте еще раз, акцентируем внимание на том моменте, как можно найти дороги для поиска. Предположим, что нет у вас возможности скачать старые карты, что делать в этой ситуации? Тут тоже варианты:

  • можно просто поехать наугад в поля и леса, находить визуально обычные грунтовки и ходить по ним. Поверьте, уж как минимум «советы» () точно среди находок будут, а там уж как повезет;
  • вы можете воспользоваться современными подробными картами. Ищите также грунтовки, которые имеют определенное собственное обозначение, желательно, чтобы они соединяли два населенных пункта и проверяйте;
  • воспользуйтесь сервисами спутниковых карт (Яндекс.Карты, Google Maps и т.д.).

Где и что искать на дорогах

Поиск на старых дорогах осуществляется стандартным, точно так же как вы делаете это в поле и на урочище. Просто тут участок, который вам предстоит обследовать, не такой широкий, но при этом вытянутый.

При поиске старинных монет на заброшенных и лесных дорогах обследовать не только дорожное полотно, но и обочину. Почему именно так? По дорогам перемещались и конные всадники, и повозки, и пешие странники. В большинстве случае пешеходы прижимались к краю (к обочине), потому как требовалось периодически пропускать конных.

Отдельного внимания заслуживают:

  • большие поляны. На полянах путешественники могли останавливаться отдохнуть, если дорога предстояла дальняя, там могла стоять придорожная харчевня или что-то подобное;
  • мосты. В старые времена мосты через реки, ручьи и канавы были деревянными, зачастую подгнивали, телеги могли проваливаться, соответственно, в этот момент монеты могли выпадать из карманов путников. Можно представить и другие аналогичные ситуации;
  • перекрестки. Перекресток во все времена считался не просто пересечением одной дороги с другой, но был культовым местом. Именно, поэтому поиски на перекрестке стоит проводить особенно тщательно. Где как не здесь суеверные селянки проводили свои магические обряды и обряды гадания? Местные ведьмы и ворожеи устраивали свои ритуалы? Да и само по себе пересечение дорог – весьма удачное и прибыльное место для постоялого двора, почтовой станции и трактира;
  • броды. Здесь ситуация примерно такая же как с мостом, только еще стоит учитывать, что при переезде через брод монеты и другие вещи могли теряться при спуске в реку и подъеме из нее.

Отдельно хотелось бы сказать про поиск старинных кладов на заброшенных дорогах. Казалось бы, откуда им тут взяться? Но преступники существовали во все времена. Встречались и в старину разбойники и тати, именно они могли награбленные сокровища – монеты и украшения. Но поиск разбойничьих сокровищ – это скорее из серии приключений Индиана Джонса, а вот поиск небольших схронов или случайных кладов более, чем вероятен и возможен. Представьте, что вы богатый купец и едете с обозом из одного населенного пункта в другой и на вас напали лесные разбойники, что вы будете делать в первую очередь? Большинство скажет, прятать деньги. Куда? В землю, под корни приметных деревьев, в дупло, под камень…вот вам и такой случайный кладик. Конечно, найти их непросто, но ведь реально.

Однажды один знакомый озвучил мне правило поиска на старинных дорогах, проходящих в лесу, которое называется «правило большой нужды». Т.е. опять же, представьте ситуацию, едет челок на телеге, и вдруг ему приспичило в туалет по большой нужде, что он делает. Останавливает телегу и отходит от дороги в кусты, но при этом удаляется не на 500 метров от дороги, а «садится» там, где его с дороги не особо видно, а он за своим добром может следить без проблем. Именно на таком удалении от дороги и проходит граница поиска, т.е. отходя дальше, вы можете рассчитывать на монеты и вещи, которые когда то потеряли грибники и охотники.

Коп на старых дорогах один из самых богатых на находки мест поиска и может принести свои результаты не только благодаря усердию, но и тем факторам, которые были учтены при выборе места.

  • Нужно определить местонахождение старинной дороги. Для этого нужно наложить карту вашей губернии на современную. Это позволит приблизительно определить место прохождения старой дороги. Опытные искатели могут найти старинный тракт по визуальным признакам:
  • из-за разных температур над слегка утрамбованной почвой и остальными участками туман над тем местом, где проходила дорога стелется ниже;
  • почва на нужном месте слегка углублена;
  • на прежних местах растет трава, чуть ниже, чем в остальных местах, так называемая трава мураша.
  • После определения местонахождения нужного тракта больше шансов найти что-то ценное, если это была дорога, соединяющая соседние губернии, или на пути располагались церкви, ярмарки, постоялые дворы, таверны, барские усадьбы. Богаты на находки пути на пересечении крупных дорог, особенно когда там находился постоялый двор. Как монеты могла оказаться на дорогах? В старину бедняки передвигались по дорогам пешком, а более зажиточные представители — верхом на лошади или на телеге. Порой они теряли деньги: отдельные монеты или даже целые кошельки. Бывали случаи, когда деньги зарывались в страхе, что промышляющие на дорогах разбойники отнимут богатство.
  • При поиске не следует ограничиваться только дорогой и ближайшей обочиной. Есть случаи, когда с помощью металлоискателя обнаруживались ценности на расстоянии 30-40 метров от дороги – это возможные места отдыха и ночлежек во время пути.
  • Большинство дорог проложены сверху старых трактов, почва утоптана и утрамбована, и самое большое, что можно там найти, это монеты советских времен. Такие монеты редко бывают лучше категории VF, так как проезжающая техника, время сделали свое дело: монеты часто бывают поцарапаны, порой искорежены гусеничными тракторами.
  • Есть большая вероятность на удачный коп, если строительства дороги использовалась привозная земля, например, из заброшенной деревни. В ней вполне могут обнаружиться монеты царских времен. Около старой дороги следует особое внимание уделить таким участкам, как подходы к мостам, там, где была переправа через реку, группы деревьев недалеко от дороги, возвышенности, спуски к речкам.
  • Во время поисков не стоит ограничиваться обочиной. Радиус исследования можно расширить до нескольких километров. Связано это с тем, что некоторые дороги меняли свое направление, особенно там, где со временем появлялись овраги ли канавы.

Что можно найти на старой дороге?

Чаще встречаются не слишком удачные находки: элементы упряжи, гвозди, пуговицы. Повезло, если найдены монеты от петровских пятаков до советской мелочи. На обочине бывают встречаются серебряные и золотые монеты (мечта любого кладоискателя), крестики, колечки, цепочки, медные монеты разного достоинства. Как правило, они в лучшем состоянии, чем изделия, найденные непосредственно на дороге.

Кладоискательство развивается огромными темпами, осваиваются все возможные места поиска. Как найти ту самую редкую монету, на поиски которой направлены средства, время и азарт? Совет один: станьте частым гостем в архивах и библиотеках, старинные карты и рассказы сторожил помогут найти ту заветную старую дорогу.

В старте поиска с металлоискателем, для Новичка есть два основных вопроса. Первый, какой купить металлоискатель. Второй, где начать искать. Хорошо если Новичок имеет камрада, который уже с опытом и поможет. Если такового нет, придется самому проходить разбираться в азах (все на самом деле не сложно!).

Моя пошаговая инструкция, как я выбираю точку для поиска с металлоискателем. Какие использую программы и в какой момент. Поняв конструкцию действия, у вас уже не будет вопроса “Как найти место для копа?”.

Куда поедете копать

Куда вы поедите со своим металлоискателем, то и накопаете. Если вы приехали на хутор 19 века, можно ждать монеты, конину, пара крестиков, ладанка и куча всякого железного обвеса, быта человека того времени. Если вы приехали на место, где 1942 году стоял немецкий госпиталь (а еще зимой, чтоб потеряшек в снег было побольше). Тут ваши находки ВОВ. Вышли на зольник раннего железного века, тут вам сразу и выпрыгнула))

Для начала определите какие находки вы ищите. Например я в основном копаю царские монеты. Найти место несложно, находки предсказуемые и самое главное удовольствие от самого поиска.

Инструменты

Для поиска по старине (у меня монеты 17-19 век), точку копа выбираю на карте. Но для того, чтобы это было удобно, нужны программы в которых такие карты можно “крутить” и как-то сопоставлять с современной картиной мира. Раньше у меня была целая батарея таких программ, сейчас использую всего две.

Ozi Explorer

Программа для растровых карт (те, которые раньше были бумажными, а теперь их загнали в картинку цифрового формата). Использую достаточно старую версию Ozi Explorer для большого компьютера (пол Windows). Версия хоть и пожилая, но в ней все работает стабильно и есть все, что мне надо.

И самое главное на большом экране компьютера (не на телефоне или планшете), мне удобнее всего одним махом обозрять просторы. Любое масштабирование, переключение между картами.

Например, карта 19 века:

Эта же точка на советской военной карте генерального штаба:

И тут же, это место я могу посмотреть современном спутниковом снимке:

Это для большого брата (в смысле настольного ПК), но ноутбук с собой на коп таскать неудобно. Теперь нужна подобная программа, которая умеет работать с теми же картами, но на телефоне.

Аналог программы Ozi Explorer (и с картами того же формата), для телефонов на базе ОС Андроид. Достаточно стабильная и надежная, чтобы в поле выйти на точку копа. К тому же бесплатная. Скачать ее можно .

Как установить старую трехверстовку карту в смартфон на Андроиде – .

Из инструментов все. Теперь нам нужны карты. Кто и что собрался копать. Если вы по ВОВ, вам нужны карты РККА, немецкие и прочие. Мне же нужны старые карты, до начала 20 века.

Здесь я еще описывал варианты программ с металлоискателем.

Карты

Если речь только о копе (не о бытовой повседневной навигации), и поиска монет, мне достаточно всего 3 набора карт. Трехверстовка 19 века, карта советского генштаба и спутниковые снимки Google.

Карты 3-верстовка

Очень подробная карта. которая меня все время удивляет точностью (конечно на то время). Как можно было создать такую карту, в масштабах Российской империи и при этом только с земли? (аэрофотосъемки не было)

Обзаводимся этой картой. К ней потребуется и файлы привязки, для того чтобы вы могли легко переключатся на одной и той же точке на более современные карты. Ну и в поле идти по ней, это само собой.

Как вариант без установки программы Ozi Explorer и поиска привязанных карт, можно использовать уже в интернете. Сервис это место.

Подробнее 3-х верстовки, есть еще старые карты ПМГ, Планы Генерального Межевания. Они более старые, подробнее (например обозначают колодец, родник и т.п). Их масштаб около одной версты. Но сколько я не пытался из привязать к GPS, у меня не получалось. К тому же, их реже можно встретить (особенно нужное место) в интернете.

Карты генштаба СССР

Военные карты генерального штаба СССР. Точность супер! Я очень часто использую ее как эталон, для привязки других карт. В интернете ее найти легче всего и сразу с привязкой для Ozi Explorer и Androzic. Будет полезна при любом типе поиска.

Например, можно сопоставлять рельеф, со старыми картами. Или в поиске скифского поселения найти самую высокую точку в этом месте. Да и просто не заблудиться, и выйти без проблем на исходную точку.

Есть несколько вариантов масштаба карт. Если есть 500-метровка вашей местности, это хорошо. Километровка тоже супер. Масштаб выше 2 километра в одном сантиметре, уже мало что поможет.

Кстати, если внимательно смотреть на эти карты, можно увидеть обозначения нежилых мест. Возможно это есть места бывших хуторов, которые перед ВОВ согнали в колхозы. Я по таким местам накопал с полсотни серебряных монет СССР (ранние Советы), ну а обычных уже и не счесть.

Карты спутниковые

Эти карты я использую как вспомогательный инструмент, и чаще всего на большом компьютере. Что быстро понять, что сейчас на месте, куда я хочу поехать. Часто бывает что на месте трактира сейчас стоят дома. Или а месте перекрестка где стоял наливайчик построили заправку. Чтобы это не привело к холостому выезду, я всегда смотрю чтобы там было поле или лес.

Выбор точки копа

Когда у меня есть программы для навигации и “кручения” карт, сами карты в разных вариациях, процесс выбора точки приятен и не менее увлекателен чем сам поиск.

Если я ищу монеты, я должен выбирать места где их теряли. А где их теряли? Там где они были в постоянном обращении! Это трактир, постоялый двор, почтовая станция, таможенная застава, ярмарка, наливайчики. Чуть меньше улов на местах бывших деревень и хуторах (как попадется, не факт).

Еще очень хорошие точки для поиска с металлоискателем, места где стояли церкви. Есть супер примеры, и если до вас там не копали, по ценности находки не уступят наливайчику (сори за баланс понятий, говорю как есть).

А вот у меня результатов не дал. Я объясняю себе тем, с мельником не рассчитывались деньгами а отдавали за работу мукой.

Изучите обозначения на старых картах, и выберете что вам нравится. Но скорее всего “жирные” места, как то трактиры и постоялые дворы, уже обследованы до вас и не ждите что вы там будете первым)) Попробуйте с хутора, их очень много и они легко за день отдают 5-6 монет плюс бонусы в виде крестиков, ладанок и т.п.

На точке копа

Ну вот вы и приехали на свою точку копа. Чудно если перед вами вот такой вид! Когда я вижу такую свободу и знаю что здесь лет 150 назад что-то было, ноги сами бегут от машины, а руки на ходу собирают металлоискатель))

Но прежде чем полностью погрузиться в коп, надо все-таки удостоверится что вы правильно вышли на нужную точку. Самым частым подтверждением (еще до того, как я вырыл первую монету здесь), служит . Если таковые есть, начинаем искать в полную силу.

Похожие публикации