Скачать музыкальные игры в доу. Музыкально-дидактические игры для старшей группы. Хороводная игра «Теремок»

Музыкальные подвижные театрализованные игры для детей старшего дошкольного возраста


Холодная Ирина Владимировна, музыкальный руководитель МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 191»

Описание материала:
Предлагаю Вашему вниманию авторские музыкальные театрализованные игры для дошкольников. Возраст 5-7 лет. Использование музыкальных игр с озвучкой позволяет максимально сократить процесс разучивания - до одного занятия, и сделать возможным применять игру в группе или на прогулке при наличии МП3 плеера.
Оборудование: Атрибуты к играм, шапочки-ободки.
Подготовительный этап: прослушивание игры, краткое объяснение.

1.Игра "Дирижер" (замри)
Автор И. Холодная
Задачи: Учить детей ритмично двигаться, ритмично аккомпанируя себе на шумовых музыкальных инструментах. Закреплять умение чётко реагировать на смену музыкальных фрагментов. Развивать двигательную координацию, согласовывая свои движения с движениями ведущего.
Атрибуты: дирижерская палочка.
Ход игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия.
«Мы в «замри» играть все любим, будем прыгать и скакать
Дирижер сегодня будет всем нам палочкой махать.
На него мы поглядим и движенья повторим
1-2-3 – замри!»
Дирижер – ребенок с дирижерской палочкой в сторонке дирижирует. Дети двигаются произвольно, стучат в такт музыке шумовыми муз. инструментами.
На слово «замри» Дирижер сам замирает, показывая позу детям. Дети повторяют позу Дирижера. Далее Дирижер выбирает понравившегося ребенка, передает дирижерскую палочку. Игра повторяется.

2. Игра "Принцессы и драконы"
Автор И. Холодная
Задачи: Развивать выразительность музыкально-игровых образов. Согласовывать движения с характером музыкального фрагмента.
Атрибуты: Ленточки
Ход игры: Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия.
«Драконы большими шагами шагают
Огромные крылья свои распускают
Принцессы драконов совсем не боятся
Заставят Драконов себе подчиняться!
Принцесса ленточкой взмахнет –
Дракон, как каменный, замрет!»
Девочки – Принцессы с ленточками в руках стоят в четырех углах зала.
Мальчики – Драконы шагают высоким шагом, машут руками.
До какого Дракона принцесса ленточкой дотронется, тот замирает.
Далее Принцессы считают пойманных драконов.

3. Игра Колпачок и палочка
Автор И. Холодная
Задачи: Совершенствовать лёгкий танцевальный бег по кругу. Развивать слуховое внимание и чувство ритма.
Атрибуты: Колпачок, палочка.
Ход игры:

"На носочках друг за другом мы бежим веселым кругом
Будет палочка стучать, а ладошки повторять
И обратно друг за другом мы бежим веселым кругом,
Палочка, ты не молчи! Ритмы четко простучи!"
Дети стоят в кругу. В центре круга Водящий с палочкой, достающей до пола и в ярком колпачке, закрывающем глаза ребенка.
1.Дети легко на носочках бегут по кругу в одну и другую сторону. Водящий стоит.
2.Водящий отстукивает ритм палочкой по полу, дети одновременно хлопают в ладоши.
3.Дети два раза хлопают и говорят «Повернись!»
Водящий прыжком, опираясь на палочку, поворачивается на 180 %, и так 3 раза, когда дети говорят «Покажи!», водящий поднимает двумя руками перпендикулярно палочку, указывая на какого – либо ребенка. Поскольку колпачок закрывает глазки, водящий не видит на кого показывает, игра приобретает достаточный интерес у детей.
Ребенок, на которого указала палочка выходит. Сам, или с помощью педагога снимает колпачок, затем берет палочку, становится Водящим. Игра повторяется.

4.Летчики, на аэродром!
Авторская компиляция игры М. Раухвергера.
Задачи: учить ориентироваться в пространстве, используя различные виды имитационных движений; развивать знания о странах и континентах, совершенствовать коммуникативные навыки; способствовать созданию положительного эмоционального фона в детском коллективе
Ход игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия:
1. «Летчики, на аэродром!» Дети присаживаются
2. «Заводим моторы!» Дети сидя (обязательное условие, чтобы было чередование двигательной активности и отдыха) делают «моталочку» согнутыми руками.
3. «В полет!» Дети изображают полет самолета (летают)
4. «Внимание, посадка!» Дети присаживаются на корточки.
5. Далее выполняются подражательные движения животных тех стран и континентов, в которые прилетают самолеты.

5. Игра "Маленькая Фея"
Автор И. Холодная
Задачи: Выразительно передавать характер музыки. Учить творчески использовать знакомые танцевальные движения.
Атрибуты: Цветок, шапочка Феи
Ход игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия:
«Маленькая Фея кружится, танцует!
Веточкой чудесной волшебство рисует!
Кому на плечо цветок упадет,
Тот с Феей в кружок танцевать пойдет!
Что же, Феечка, давай!
Ребятишек выбирай!»
Девочка - «Фея» с цветком импровизирует под музыку, на окончание дотрагивается цветком до сидящих или стоящих в кругу детей, выбранные дети танцуют вместе с Феей. Далее выбирается новая Фея.

Елена Приходько
Музыкально-дидактические игры на ритм, старшая группа

Старшая группа.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма.

«Слушай и повтори».

Ход игры: Дети свободно располагаются на ковре, у каждого в руках музыкальный инструмент. Педагог проигрывает на ложках или на ксилофоне простой ритмический рисунок, предлагает детям повторить его. Ведущим может быть ребенок.

«Песня гриба».

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Эхо» и дает установку на запоминание ритма и пропевание слов в тексте. У каждого ребенка в руках музыкальный инструмент.

Текст песни: Дождь идет…дождь идет,

Дождь грибной…дождь грибной.

Я расту…я расту

Под сосной…под сосной.

Лес притих…. Лес притих

Под дождем… под дождем.

Еж сидит…еж сидит

Под кустом … под кустом.

«По какому предмету стучу?»

Цель: Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровай и ритмический слух.

Ход игры: На столе за ширмой лежат деревянные палочки, треугольник, коробочки с горохом. Дается установка на восприятие шумовых звуков.

Надо музыку послушать, инструменты подобрать.

Их звучание запомнить и по тембру различать.

Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем прослушивают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шуман, «Сарабанда» А. Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха из оперы «Орфей в аду».

При повторном слушании музыкальных пьес дети сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, втряхиванием коробочек, ударами в треугольники. Шумовое звучание соответствует характеру музыкальных произведений.

«Передай ритм».

Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.

Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.

«Музыкальные стульчики».

Цель: Развивать творческую активность детей, их слуховую память, учить точно, воспроизводить ритмический рисунок.

Ход игры: Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.

«Барабанщики».

Цель: Развивать творческую активность детей, слуховую память, чувство ритма.

Ход игры: Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлапывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают барабан. Он идет впереди колонны и играет на барабане.

«С кем дружит зайчонок?»

Цель: Формировать у детей слуховые ощущения фразы, ее начало и окончание. Сохранять темп движений на протяжении всей игры, развивать чувство ритма.

Ход игры: Дети стоят в кругу лицом друг к другу (в руках у детей музыкальные инструменты). Педагог держит зайчонка в руках и со словами идет по кругу с внешней стороны.

Зайка – верный, добрый друг, к нам пришел играть он в круг.

С кем он дружит, назовите, никого не пропустите.

В конце первого предложения педагог останавливается напротив кого-нибудь из детей и лапкой зайчонка дотрагивается до одного игрока. Остальные называют его имя (например, «с Сашей»). Ребенок отстукивает на инструменте ритм, дети его повторяют. На второе предложение по кругу с игрушкой идет «Саша» и лапкой зайчонка дотрагивается до одного из игроков. Дети называют имя этого участника игры и т. д.

«Какая бывает зима».

Цель: Развивать творческую активность детей, учить передавать на музыкальном инструменте простой ритмический рисунок, одновременно пропевая слова.

Ход игры: В центре круга на детском стуле стоит игрушечный слон и колокольчик. Взявшись за руки, дети двигаются по кругу со словами:

Слон совсем не знает, какой зима бывает.

К кому колокольчик придет, тот ответ слону дает.

Ребенок, остановившись напротив слона, берет колокольчик и передает ее по кругу на сильную долю музыкального произведения в четырехдольном размере и умеренном темпе. При этом он пропевает приметы зимы, например, «снежная, холодная, белая и т. д.», одновременно играя на колокольчике.

Разучивание игры начинается с подготовительного упражнения на развитие метра, в дальнейшем – перейти к пропеванию признаков существительного.

«Ритмический оркестр».

Цель: Формирование у детей способности к объединению различных видов деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах). Основываясь на полученные ранее знания.

Ход игры: Педагог разбивает детей на 4 равные подгруппы (по 4-6 человек, каждая их которых образует сторону квадрата. В руках у каждой группы однородные ударные инструменты (1-я – бубны, 2-я – ложки, 3-я – маракасы, 4-я – трещотки). В центре квадрата из подгрупп стоит дирижер.

Все дети исполняют песню «Андрей-воробей». По указанию дирижера, обращенному к какой-либо подгруппе детей, она исполняет данную фразу песни и играет на музыкальных инструментах. Усложнять игру можно ускорением темпа, а также использованием одновременного звучания всего оркестра.

Педагог должен обратить внимание на то, чтобы пение детей было протяжным, спокойным. При сочетании пения с игрой, игра не должна заглушать пение. В качестве дирижера сначала выступает педагог, а потом любой ребенок по желанию.

«Шаг и бег».

Цель: Дать детям представление долгих и коротких звуках.

Ход игры: Педагог дает детям прослушать марш и предлагает определить, что удобнее всего делать под эту музыку. После ответа детей педагог предлагает им прослушать под эту же музыку, произнося слово «шаг-шаг-шаг». Детям предлагается повторить то же самое, заменив «шаг» более удобным слогом «та». Далее педагог демонстрирует детям графическое изображение слога «та».

Звучит аудиозапись с музыкой для легкого бега, и педагог предлагает детям определить, что удобнее всего делать под музыку. После ответа педагог предлагает детям пробежать на носочках, говоря слово «бег-бег-бег». Детям предлагается повторить то же самое, заменив неудобное слово «бег» на короткие слоги «ти-ти». Затем педагог демонстрирует детям графическое изображение слога «ти-ти».

Примечание: Графические обозначения звуков по длительности по усмотрению педагога. Музыкальные фрагменты в аудиозаписи должны звучать не более 30 с. Движения шагом и бегом можно заменить хлопками, шлепками или притопами.

«Имена и ритмы».

Цель: Развитие у детей чувства ритма.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть, стараясь выполнять все, что будет предложено. Педагог: «Сколько слогов в имени Клим? (Сколько раз открывается рот, столько и слогов, правильно) Если слоги заменить хлопками, сколько хлопков придется на имя Клим? Конечно, один. А сколько слогов в имени Оля? Верно, два. Какой слог в имени Оля ударный, а какой безударный? (Для того, чтобы определить ударный, пропойте имя, сразу догадаетесь, потому что ударный слог всегда будет долее протяжным.) Разумеется, ударный слог в слове Оля – первый. Какой же хлопок должен быть сильнее, если первый слог ударный? Да, первый хлопок соответствует ударному слогу и поэтому должен быть сильнее, чем второй.

Давайте заменим хлопки в записи вот такими значками-черточками (показывает обозначение долгого и короткого звуков)».

Педагог предлагает детям прохлопать и пропеть имя Оля, Наташа. Затем детям предлагается пропеть и прохлопать свое имя, найти графическое обозначение, подходящее к его имени.

«Прогулка».

Цель: Развитие чувства ритма.

Ход игры: Дети рассаживаются вокруг взрослого, у каждого из них муз. молоточки.

«Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», - взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, - продолжает педагог. Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» Частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю», - педагог вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать: скок, скок. Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождик. Сначала это были маленькие редкие капельки, а потом начался сильный ливень» - педагог постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. «Испугались ребята, побежали домой».

Примечание: Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки, металлофон или ксилофон.

«Веселый паровозик».

Цель: закреплять у детей знания о длительности звуков.

Демонстрационный материал: паровозик с вагончиками, в каждом окошечке изображен ребенок. Окна прорезаны по контуру справа, слева, внизу и по верхнему сгибу отгибаются вверх. Открывается изображение ноты по длительности (целая, половинная, четвертная, восьмая).

Ход игры: Педагог: Вот – смотрите паровоз, он вагончики повез.

Путь у него дальний, ведь поезд музыкальный.

Вызванный ребенок открывает любое окошко, показывает ноту, называет ее и пропевает. Все дети повторяют задание. Или все поют попевку, называя имя ребенка, который будет выполнять задание. «Ноту Катенька везет, Свою песенку поет». Названный ребенок открывает выбранное им окошко, определяет и называет по длительности. Все отхлапывают и пропевают на слоги «ля» длительности нот.

«Сладкое дерево».

Цель: Закреплять знания детей о длительности звука.

Демонстрационный материал: Фланелеграф; игровое поле с изображением дерева, к веткам прикреплены на веревочках «конфеты», на обратной стороне которых изображены ноты различной длительности.

Ход игры: Педагог: На большой зеленой ветке – музыкальные конфетки.

Как конфетку повернешь – звук чудесный пропоешь.

Вызванный ребенок поворачивает «конфетку» и называет длительность ноты, затем все ее пропевают на слоги «ля».

Педагог: Посмотрите, наша детки, - это сладкие конфетки.

Дкти отхлапывают ритмический рисунок попевки, отстукивают на металлофоне и выкладывают его полосками на карточках.

«Сосульки».

Цель: Развивать слуховую память, тембровый, ритмический слух.

Ход игры: Дети делятся на три группы по 4-5 человек в каждой.

Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап».

Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап-кап-кап».

Третья группа – на счет шестнадцатыми: движения пальчиками вверх-вниз, произносят слова «кап-кап-кап-кап».

Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы соединяются.

Примечание: Можно использовать музыкальное сопровождение.

Сюжетная музыкальная игра

«Музыкальные картинки»

Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков», с.77.

Возраст: от 5 до 6 лет

Оборудование: музыкальные фрагменты иллюстрации с изображением грустной и веселой девочки, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши, краски, отражающие эмоции грусти, радости; бумага.

Образ: грустной и веселой девочки.

Игровое задание. Предлагаем:

а) послушать рассказ;

б)выявить сенсорные особенности музыки;

в)выбрать эмоциональные открытки, соответствующие характеру музыки;

г)рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоции грусти и радости;

е)нарисовать картину за окном;

Сюжетно-игровая интонация: Г.А.Никашина «Малыш и музыка» стр.78.

Музыкально-дидактическая игра

«Громко - тихо запоём»

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель : развитие диатонического слуха.

Оборудование : любая игрушка.

Ход игры : Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Игру можно провести, как развлечение.

«Громко - тихо»

Н.Г. Конова. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.

Цель: з акреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо (p), громко (f), не слишком громко (mf).

Описание дидактического пособия: Карточка, разделенная на три квадрата. Три маленьких карточки-квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, (одна оранжевого цвета, другая - розового, третья - бардового), которые условно соответствуют определенному динамическому оттенку. Карточка оранжевого цвета соответствует тихому звучанию музыки; розового - более громкому звучанию и карточка бардового цвета - громкому звучанию музыки.

Ход игры: Детям раздаются карточки, объясняется их назначение. Затем они слушают музыкальное произведение, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) - третьей. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей проводится музыкально-дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая разных героев, должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть потише», «чуть погромче» и изображать это. Каждый раз героев играли дети с разным уровнем сформированности динамического слуха, и день ото дня можно было наблюдать что-то новое с элементами творчества детей.

Алевтина Пурыскина
Музыкальные игры в ДОУ

Музыкальные игры в ДОУ

Музыкальные игры организуются на основе музыкальных произведений с яркими и

выразительными образами, которые дети способны воспринять и выразить пластически. Для эмоциональных перевоплощений детям могут быть предложены самые разнообразные темы: танцы зверей и птиц, танцы сказочных героев, танцы цветов, танцы огня, воды, облаков,снежинок и т. д.

Педагог может проявлять собственное творчество в поисках композиционных приемов для организации игр-импровизаций с детьми. В дальнейшем это могут быть более свободные пластические композиции или игры с сюжетами, придуманными самими детьми.

«Волшебный сад»

Исходное положение (в дальнейшем – И. П.): дети сидят на корточках по кругу, закрыв

голову руками и изображая цветы в закрытых бутонах.

С первых звуков музыки ведущий (педагог или кто-либо из детей по собственному желанию) «оживляет» цветы «волшебной палочкой». Цветы «распускаются», качаются, кружатся на месте, танцуют друг с другом и «волшебником»-ведущим в соответствии со звучащей музыкой.

В завершении пьесы звучит резкий пассаж – «порыв ветра», от которого «цветы» должны спрятаться, закрыться снова в бутоны.

]«Старинный танец»

Педагог выбирает двух или трех ведущих (как правило, детей, которым нравится быть в

центре внимания, нравится выступать, придумывать оригинальные движения). Ведущие

стоят в центре круга на некотором расстоянии друг от друга, лицом к общему кругу.

С началом музыкального звучания ведущие импровизируют различные движения в стиле старинного танца. Остальные выбирают себе ведущего, повторяют за ним движения и постепенно образуют вокруг ведущих самостоятельные группы.

«Веселые четверки»

И. П. : дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.

С началом звучания ведущий начинает импровизировать движения под музыку веселого

быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют движения за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль

ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего, и танец продолжается.

«Танец с платками»

И. П. : дети стоят в произвольном порядке по одному и держат в руках легкие газовые платки. С началом звучания дети начинают играть каждый со своим платком, придумывая движения, соответствующие характеру музыки. Педагог дает возможность детям поэкспериментировать в процессе манипуляций с платком, найти свои варианты движений. Затем дети встают в пары и под музыку находят совместное с партнером пластическое решение.

На следующем этапе дети встают парами по кругу (каждый со своим партнером в этой игре). Музыка начинает звучать с самого начала. Каждая пара по очереди выходит в центр круга и становится ведущей, показывая свой, уже найденный, вариант пластического решения музыкального образа. Все остальные копируют в парах движения ведущих.

«Тряпичная кукла»

Дети разбиваются на пары. Один в паре изображает тряпичную куклу – мягкую,

расслабленную, которой легко управлять. Второй ребенок играет с куклой. Музыкальное

сопровождение должно настраивать ребенка на ласковое, бережное отношение к своей кукле. Педагогу необходимо акцентировать внимание на характере музыки и на характере взаимодействий партнеров. Эта игра воспитывает детей в духе партнерских

взаимоотношений. Ведь «кукла» должна полностью положиться на своего партнера,

довериться ему. В свою очередь ребенок, который играет с «куклой», испытывает чувство ответственности, старается не причинить ей боль, придумать для нее удобную и эстетически выигрышную позу. В процессе игры дети обязательно меняются ролями.

«Водитель машины»

Дети разбиваются на пары. Один встает впереди с закрытыми глазами, изображая руками бампер машины. Второй управляет им сзади за плечи, изображая водителя машины. В процессе игры дети меняются ролями. Тот, кто изображает машину, не должен открывать глаз, проверяя, правильно ли ведет водитель, т. е. полностью довериться своему партнеру по игре. Водитель же должен вести свою машину аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская «аварий». Это проговаривается воспитателем перед началом игры как ее правило. На заботливый, бережный лад водителя может также настроить музыкальное сопровождение.

«Бабочка и ветерок»

Дети разбиваются на пары и встают в произвольном порядке. Один из них – «бабочка»,

другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка»

слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.

Звучащая музыка начинает импровизированный танец, в котором «ветерок» управляет

движениями «бабочки». В процессе танца партнеры меняются ролями («бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх).

«Зеркало»

Дети разбиваются на пары. Один из них – зеркало, а другой – дама или кавалер,

собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). «Зеркало» должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями.

На завершающей стадии игры педагог включает музыкальное сопровождение и предлагает детям «нарисовать» звучащую музыку. Ведущий в паре импровизирует движения под музыку – рисует ее, а зеркало воспроизводит движения. В процессе игры партнеры меняются ролями («теперь ты – зеркало»).

«Вопрос – ответ»

И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет жестами,

движениями и принимаемыми позами «задавать вопросы», а другой таким же способом на них отвечать. При этом педагог вводит правило: каждый «ответ» начинается с движения, которым закончился «вопрос». Пластическое соло каждого ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

«Найди пару»

И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.

С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.

По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.

Методически значимым моментом в организации творческих музыкальных игр с детьми

является выбор педагогом музыкальных произведений, составляющих основу этих игр.

Напомним, что произведение, призванное стать эмоциональным импульсом и одновременно эмоциональной канвой, основой для развертывания игровых сюжетов и образов детской фантазии, не обязательно должно укладываться в рамки традиционного детского репертуара.

Педагог может проявить свой художественный вкус, реализовать собственный творческий потенциал, подбирая музыкальное произведение, эмоционально соотносящееся с избранной тематикой. Для этого педагогу необходимо расширять свой художественный кругозор, учиться ориентироваться в стилях и направлениях музыкального искусства, уметь соотносить свои музыкальные предпочтения с педагогическими задачами.

Пожалуй, самым важным, что требуется педагогу для организации творческих музыкальных игр с детьми, – самому быть творческой личностью. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, педагог периода детства обретает главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза, обращенные к нему с радостью и любовью.

Публикации по теме:

Музыкальные игры как средство оптимизации детско-родительских отношений «Музыкальные игры как средство оптимизации детско-родительских отношений». В дошкольном возрасте ведущая деятельность - это игровая деятельность.

Конспект музыкального занятия «Музыкальные игры» Ход НОД: Дети заходят в зал, здороваются. Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга веселой игрой. Дети говорят.

Консультация для родителей «Музыкальные игры в семье» Уважаемые мамы и папы! Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога.

Музыкальные игры «Божьи коровки», «Страус» Муз. игра " Божьи коровки" Дети стоят в кругу и поют песенку со звучащими жестами про Божью коровку. Затем звучит веселая музыка - дети.

(на развитие музыкальной памяти, песенного творчества, знакомство с новым музыкальным материалом, закрепление знакомого музыкального материала)

Цель: формирование умения придумывать простейшие мелодии на рифмованные строчки в разных ритмах.

Материал и оборудование: фланелеграф, конверт с письмом, разрезанная на части карточка.

Дети заранее в группе разучивают стихотворные строчки для исполнения роли почтальона:

Я - веселый почтальон, приношу я письма в дом!

Саше я письмо отдам, прочитай скорее нам!

Во время проведения игры выбирается почтальон. Он должен на стихотворные строчки придумать мелодию и спеть песенкой. После этого отдаёт конверт с письмом тому ребёнку, чьё имя он спел.

Музыкальный руководитель говорит, что письмо необычное, музыкальное.

В конверте находится карточка, разрезанная на части. Ребёнок, которому отдали письмо, складывает её на фланелеграфе. Дети по сюжету карточки вспоминают, какому музыкальному материалу она предназначается. После этого исполняют знакомый музыкальный материал (песню, танец или музыкальную игру) или знакомятся с новым музыкальным материалом.

Маленький композитор

(дидактическая игра на развитие образного мышления, творческих способностей в вокальной деятельности, звуковысотного слуха, по закреплению знаний о длительности музыкальных звуков)

Цель: развития умения выкладывать карточками разный ритмический рисунок, пропевая его звуками разными по высоте и длительности.

Материал и оборудование: фланелеграф, большие и маленькие карточки.

Музыкальный руководитель знакомит детей с разными по размеру карточками: большими и маленькими. Большая карточка обозначает долгий звук, маленькая - короткий. Затем выкладывает на фланелеграфе эти карточки, (например, цветы) ритмическим рисунком. После этого предлагает пропеть долгими и короткими звуками ритмический рисунок, используя слово «цветок».

Когда дети хорошо усвоят длительности звуков, музыкальный руководитель усложняет им задание, предложив спеть ещё высокими и низкими звуками. При этом располагает карточки цветов высоко и низко.

В игре могут использоваться любые карточки: листья, рыбки, птички, ягоды, грибы, зверята и т.д.

Музыкально-дидактическая игра «Разноцветные кубик»

(на развитие музыкально-сенсорных способностей)

Цель: формирование умения выделять в песне составные части: музыка вступления, количество куплетов, музыка заключения, запев, припев, ; развивать умение отображать карточкой эмоциональное настроение музыкального материала.

Материал и оборудование: фланелеграф, разноцветные квадратики, эмблемы.

Музыкальный руководитель показывает детям разноцветные квадратики и говорит: «Эти квадратики-карточки необычные, с ними можно поиграть, раскладывая их на фланелеграфе. Сейчас я вам расскажу, что они обозначают». Затем знакомит детей с эмблемами, отображающими составные части в песне, динамические оттенки, виды музыкальной деятельности, эмоциональное настроение человека. Объясняет, как можно применять эти квадратики-карточки, рассказывая про песню или про музыкальное произведение.

Педагог предлагает детям вспомнить знакомую песню и спеть её. После этого они с помощью взрослого определяют части в песне, её динамическое звучание, эмоциональное настроение, выкладывая на фланелеграфе соответствующие карточки-квадратики.

Сколько нас поёт?

(дидактическая игра на закрепление знаний детей о количественном составе исполнителей-вокалистов: солист, дуэт, трио, ансамбль, хор)

Цель: , используемых в исполнительской музыкальной деятельности.

Материал: кубик, на сторонах которого - карточки с изображением певцов с разным количественным составом.

Музыкальный руководитель показывает детям кубик, на сторонах которого - карточки с изображением певцов с разным количественным составом. Затем вместе с детьми повторяет музыкальные термины: «солист», «дуэт», «хор», «ансамбль», «трио». После предлагает детям спеть знакомую песню, но перед этим прокатить кубик и уточнить, каким певческим коллективом будет исполняться песня.

Предлагает кому-нибудь из детей прокатить кубик. Как только кубик остановится, посмотреть, какая карточка будет наверху, таким составом и необходимо исполнить знакомую песню по выбору детей.

Музыкально-дидактическая игра «Музыка и движении»

(на развитие ритмического слуха, музыкальной памяти, закрепление музыкальных жанров)

Цель: , передавая его характерным движением: марш, полька, вальс, колыбельная.

Материал: кубик с характерными карточками.

Музыкальный руководитель показывает детям кубик с характерными карточками. Дети рассматривают их и называют действие: танцуют вальс, польку, бегают, спят, маршируют, прыгают.

Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение и найти на кубике карточку, соответствующую звучанию музыки, например: «Военный марш» (муз. Г. Свиридова), «Колыбельная» (муз. Н. Римского-Корсакова), «Полька» (муз. С. Рахманинова), «Попрыгаем» (муз. А. Сатулина) и т.д. Дети находят карточку и выполняют соответствующее движение.

Эту игру можно применить для знакомства с новым музыкальным материалом по всем видам музыкальной деятельности.

Музыкально-дидактическая игра «Кто как гудит?»

(на развитие чувства ритма, ритмического и звуковысотного слуха)

Цель : развитие умения правильно пропевать долгие и короткие звуки разными словами в конкретной игровой ситуации, используя также звуки разной высоты: высокие и низкие.

Материал и оборудование: фланелеграф, карточки с изображением разного транспорта (паровоз, самолёт, машина, пароход), значки, обозначающие длительности звуков.

Музыкальный руководитель показывает детям карточки для фланелеграфа с изображением разного транспорта (паровоз, самолёт, машина, пароход) и говорит: «С этим транспортом вы все хорошо знакомы и, конечно, слышали, как он подаёт сигнал».

Дети вспоминают, как гудит каждый транспорт.

Педагог-водитель говорит: «Транспорт не просто сигнал подаёт. Это у него песенка такая. Давайте попробуем спеть эти песенки». Затем предлагает ребятам выбрать себе карточку транспорта, установить её на фланелеграфе, а рядом из значков, обозначающих длительности звуков, выложить ритмический рисунок. Музыкальный руководитель напоминает детям, что петь песенку можно не только долгими и короткими звуками, но и высокими и низкими звуками, выложив их по высоте на фланелеграфе. Дети выполняют игровое задание.

Для этой игры с детьми нужно закрепить знания о высоком и низком, о долгом и коротком звуках.

Музыкальные сказки

(на закрепление знакомого музыкального материала, знакомство с новым музыкальным материалом)

Цель: развитие умения детей сопоставлять, характеризовать, анализировать звучание музыкального произведения со сказочным образом.

Музыкальный руководитель показывает детям большую красочную книгу и говорит: « Это книга сказок! Но сказки в ней все музыкальные! Одни герои сказок любят танцевать, другие - песни петь, а третьи - играть на музыкальных инструментах. Сейчас мы откроем книгу и всё увидим! На первой страничке живёт сказка про Золушку». Показывает страничку с изображением Золушки.

Музыкальный руководитель: «Послушайте и скажите, какую песню поёт Золушка: весёлую или грустную? Какое у неё сегодня настроение?».

Дети слушают музыкальную пьесу П. Чайковского «Старинная французская песенка», а затем анализируют звучание пьесы.

Аналогично можно использовать эту игру по всем видам музыкальной деятельности.

Телевичок

(дидактическая игра на закрепление выученного музыкального материала, знакомство с новым музыкальным материалом)

Цель: для запоминания выученного музыкального материала, творческих способностей детей для артистичного исполнения музыкального номера.

Материал и оборудование: маленький телевизор, карточка с изображением музыкального материала.

Музыкальный руководитель показывает детям маленький телевизор и говорит: «Это телевизор для маленьких детей, поэтому он называется телевичок. Сегодня по нашему телевичку мы посмотрим детские музыкальные передачи. Мы не только будем смотреть, но и сами поучаствуем в этих передачах».

Педагог вставляет в телевизор заставку-карточку с изображением нужного музыкального материала. Дети рассматривают карточку (например, дети танцуют). Музыкальный руководитель говорит: « По телевизору идёт передача «Будем танцевать!» Мы, ребята, будем не просто зрители, мы тоже потанцуем!» Дети исполняют знакомый танец.

Эта игра может быть использована по всем видам музыкальной деятельности как со знакомым музыкальным материалом, так и во время знакомства с новым музыкальным материалом.

Похожие публикации