Название монет в древней руси. Чеканка монет в России: от истоков до современности. Монеты Киевской Руси

В денежном деле и денежном обращении все взаимосвязано. Изучение всеовых данных монет идет попутно с исследованием изображений и надписей на них, с анализом названий монет. Реконструкция древних монетных и денежных всеовых систем, выявление денежных реформ невозможны без разбора денежных кладов. Рассмотрим несколько моментов из истории денег и монет на Руси.

На Руси, как и повсюду, вначале деньгами при обмене служили скот или шкуры животных, например белки, соболя, куницы и другой «мягкой рухляди», как называли тогда меха. Русская пушнина — теплая, мягкая, красивая — привлекала на Русь купцов и с Востока, и с Запада во все времена.

Знакомы были Руси и раковины каури. Их завезли к нам заморские купцы, торговавшие с Новгородом и Псковом. А потом уже сами новгородцы распространили каури по всей русской земле вплоть до Сибири. В Сибири раковины каури использовались в качестве денег до XIX века. Там каури называли «змеиной головкой»...


До появления своих монет на Руси ходили и римские денарии, и арабские дирхемы, и византийские солиды. Кроме того, расплатиться с продавцом можно было и мехом. Из всех этих вещей и возникли первые русские монеты.

Как и везде, с развитием торговли на Руси появились первые металлические деньги. Правда, сначала это были крупные серебряные арабские дирхемы. Их у нас называли кунами. Слово это нумизматы производят от латинского cunas, что значит кованый, сделанный из металла.


Когда ученые стали выяснять денежно-весовую систему Древней Руси, они столкнулись с трудностями, которые сначала казались непреодолимыми. Прежде всего, поражало воображение многообразие названий монет. Куна? Ну конечно, это куница, шкурка куницы, которая очень высоко ценилась, а особенно на Востоке.


А что такое ногата? Может, это часть шкурки, нога, лапка животного? Мелкая денежная единица - векша, или веверица, объявлялись шкуркой белки. Сопоставление куны с мехом куницы казалось очень удачным. В ряде славянских языков куна также означает куницу. Но некоторые ученые всё же считали, что куны и ногаты - это металлические деньги.


Куной же в древности называли не только дирхем, но и римский денарий, и денарии других европейских государств, и даже собственный русский сребреник. Значит, так называли деньги вообще. Тогда сребролюбие и кунолюбие обозначало одно и то же.


Ногата (от арабского «нагд» — хорошая, отборная), резана (часть разрезанной куны). 25 кун составляли гривну кун. А что такое гривна?


В древнеславянском языке так называли шею, загривок. Потом гривной назвали и шейное украшение — ожерелье. Когда появились монеты, ожерелье стали делать из них. На каждое и уходило по 25 кун. Отсюда и пошло: гривна кун, гривна серебра. Потом гривной стали называть серебряные слитки.

Свои монеты на Руси стали чеканить с конца X века. Это были златники и сребреники. На них изображался великий князь Киевский и трезубец — родовой знак князей Рюриковичей, он же — герб Киевской Руси.


Об этих монетах нумизматы узнали, исследуя находки в кладах IX—XII веков. Это позволило восстановить картину денежного обращения в Древней Руси. А до этого полагали, что на Руси собственных денег не было. Другое дело, что златники и сребреники исчезли из оборота во время нашествия татаро-монголов. Потому что при этом заглохла сама торговля.


В это время пользовались для мелких расчетов раковинами каури, а для крупных — тяжелыми серебряными слитками — гривнами. В Киеве гривны были шестиугольные, в Новгороде — в форме брусков. Вес их был около 200 граммов. Новгородские гривны со временем стали называться рублями. Тогда же появились и полтины — половина рубля.


Как их изготовляли — рубли и полтины?.. Мастер расплавлял серебро в жаркой печи и потом разливал его в формочки. Разливал специальной ложкой — льячкой. Одна льячка серебра — одна отливка. Поэтому вес рублей и полтин выдерживался довольно точно. Постепенно новгородские рубли распространились по всем русским княжествам.

Серебряник


Первая монета, отчеканенная на Руси, называлась серебряником. Еще до крещения Руси, во времена правления князя Владимира, она была отлита из серебра арабских дирхемов, в которых на Руси начал ощущаться острый дефицит. Причем существовало два дизайна серебряников. Вначале они копировали образ византийских монет солидов: на лицевой стороне был изображен князь, восседающий на престоле, а на оборотной - Пантократор, т.е. Иисус Христос. Вскоре серебряные деньги прошли редизайн: вместо лика Христа на монетах стал чеканиться родовой знак Рюриковичей - трезубец, а вокруг портрета князя помещалась легенда: «Владимир на столе, — а се его сребро» («Владимир на престоле, а это его деньги»).

Златник

Наряду с серебряником князь Владимир отчеканил и аналогичные монеты из золота - златники или золотники. Они тоже были изготовлены на манер византийских солидов и весили около четырех граммов. Несмотря на то, что по числу их было совсем немного - до сегодняшнего дня дошло чуть более десятка златников - их название прочно засело в народных поговорках и пословицах: мал золотник, да увесист. Мал золотник, да золото весят, велик верблюд, да воду возят. Недоля пудами, доля золотниками. Беда приходит пудами, а уходит золотниками.

Гривна


На рубеже IX - X веков на Руси появляется уже полностью отечественная денежная единица - гривна. Первые гривны были увесистыми слитками из серебра и золота, которые были скорее весовым эталоном, нежели деньгами - по ним можно было отмерять вес драгоценного металла. Киевские гривны весили около 160 граммов и по форме напоминали шестиугольный слиток, а новгородские гривны были длинным бруском весом около 200 граммов. Причем гривны были в ходу и у татар - на территории Поволжья была известна «татарская гривна», изготовленная в форме ладьи. Свое название гривна получила от женского украшения - золотого браслета или обруча, который носили на шее - загривке или гривке.

Векша


Эквивалентом современной копейки в древней Руси была векша. Иногда ее называли белкой или веверицей. Существует версия, что наряду с серебряной монетой в обращении находилась выделанная зимняя шкурка белки, которая была ее эквивалентом. До сих пор идут споры вокруг известной фразы летописца о том, что же хазары брали в качестве дани с полян, северян и вятичей: монету или белку «от дыма» (дома). Чтобы накопить на гривну, древнерусскому человеку понадобилось бы 150 векшей.

Куна

В русских землях ходил и восточный дирхем. Его, а еще и европейский денарий, тоже пользовавшийся популярностью, на Руси называли куной. Бытует версия, что первоначально куна была шкуркой куницы, белки или лисицы с княжеским клеймом. Но есть и другие версии, связанные с иноязычным происхождением названия куны. Например, у многих других народов, которые имели в обращении римский денарий, для монеты существует созвучное русской куне имя, - например, английское coin.

Резана

Проблему точного расчета на Руси решали по-своему. Например, разрезали шкурку куницы или прочего пушного зверя, тем самым, подгоняя кусочек меха под ту или иную стоимость. Такие кусочки назывались резанами. А поскольку пушная шкурка и арабский дирхем были эквивалентными, то на части делили и монету. По сей день в древнерусских кладах находят половинки и даже четвертинки дирхемов, ведь арабская монета была слишком крупной для мелких торговых сделок.

Ногата

Еще одной небольшой монетой была ногата - она стоила примерно двадцатую часть гривны. Её название принято связывать с эстонским nahat — мех. По всей вероятности, ногата тоже первоначально была меховой шкуркой какого-либо зверя. Примечательно, что при наличии всевозможных мелких денег, каждую вещь старались связывать со своей деньгой. В «Слове о полку Игореве», например, говорится, что, если бы Всеволод был бы на престоле, то невольница была бы ценой «по ногате», а раб - «по резане».

Первые московские монеты.

Первые московские монеты стали чеканить при великом князе Дмитрии Донском. Так он стал называться после победы в Куликовской битве над ордынским ханом Мамаем. Однако на деньгах Дмитрия Донского вместе с его именем и изображением всадника с саблей и боевым топором чеканились имя и титул хана Тохтамыша, потому что Русь пока оставалась в зависимости от Орды.Серебряная монета Дмитрия Донского называлась денгой (без мягкого знака) . По-татарски это значит «звонкий». Денга чеканилась из серебряной проволоки, которая разрезалась на кусочки одинакового размера и веса, меньше одного грамма. Кусочки эти расплющивались, потом чеканщик ударял по заготовке чеканом и, пожалуйста, — монета готова со всеми нужными надписями и изображением.Такие монеты были похожи на крупную рыбью чешую. Постепенно всадник с саблей и топором на московских монетах уступил место всаднику с копьем. При царе Иване Грозном монеты стали называть по этому копью копейками.

Введению копеек предшествовала такая история... Дело в том, что вслед за Дмитрием Донским стали чеканить монеты почти все русские князья — как великие, так и удельные: тверские, рязанские, пронские, утлицкие, можайские. На этих монетах писали имена местных князей. А на монетах Ростова Великого писали имена сразу четырех князей — московского и трех местных. Свой характер был и у новгородских монет.

Такой разнобой и пестрота во внешнем виде да и весе монет затрудняли торговлю. Поэтому в начале XVI века, при пятилетнем Иване Грозном они были отменены. И на сцену вышла копейка — монета общегосударственная. Эти монеты чеканили на трех денежных дворах - в Москве, Пскове и Великом Новгороде.

Наверное, тогда же появилась поговорка «копейка рубль бережет», это отражало ее весомость. Ведь сто копеек Ивана Грозного составляли рубль, 50 — полтину, 10 — гривну, 3 — алтын... Такими русские монеты оставались до конца XVII века, до времени царя Петра I.

Создание монет - одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.

Сейчас изготовление монет - это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы « пройдемся » по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.

Древний мир

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

Средние века

В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.

В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.

Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи - их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны - доспехи, одежда, атрибуты власти.

Киевская Русь

В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.

На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.

Откуда брались медальеры для монет XIII-XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.

Возрождение

В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.

Затем появились и другие великие мастера - Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.

В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.

Россия

Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.

А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.

Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.

При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию - она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа - гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие - полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Качество чеканки монет - в чем отличие

Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.

Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед . В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.

Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.

Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.

Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед . У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.

Следующий вид качества монет - наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.

Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки - чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.

Другой вид качества монет - пруф-лайк , или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться. Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.

Старые мастера и новая школа

Федор Толстой считал, что истинное мастерство в изготовлении монет невозможно без свободного владения графикой.

Только после создания рисунка, по-мнению Толстого, стоило приступать к лепке модели. Этот метод создания монет требовал от мастера не только художественных знаний, но технического, профессионального мастерства настоящего гравера. Именно при таком методе работы можно было сохранить индивидуальный почерк мастера.

Эти основы знали и передавали знания следующему поколению. Например, в медальерном классе Императорской академии художеств ученики обучались не только рисунку и скульптуре, но и гравированию на стали, а также термической обработке штампов.

Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин, В.С. Баранов.

Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.

Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.

Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.

Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.

Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6-0,8), диаметр составлял 90 мм.

В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка - центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.

Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа - это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.

В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш А также не забывайте на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.

На Руси монеты имели хождение уже с 1 века, однако основу денежной массы составляли изделия из других государств, привозимые купцами и воинами. Среди множества монет можно было легко обнаружить талеры из немецких земель, дирхемы из арабских стран.

Первые древнерусские монеты

В летописях Киева и Новгорода впервые встречаются упоминания именно о славянских металлических деньгах:

Куны

Ногаты

  • Резаны;
  • Веверицы.

Если говорить о их курсе, то историки предполагают следующую зависимость: гривна=20 ногатам=25 кунам=50 резанам. Самой мелкой единицей была веверица (векша, белка), в гривне было 150 вевериц или треть грамма серебра. В свою очередь куна весила уже 2 грамма серебра и давала название «кунная» всей денежной системе Древней Руси. Ее название произошло от зверька куницы, мех которого был широко распространенным товаром для обмена с иноземцами. В обороте эта монета была до 15 века, ее покупательская способность была 1/50 гривны.

Правление великого князя Владимира Святославовича (978-1015гг) ознаменовалось выходом первых русских монет из драгоценных металлов:

На аверсе металлических денег был изображен восседающий на престоле князь, а на реверсе - лик Иисуса Христа, скопированный с солидов Византийской Империи.

На следующих монетах, которые чеканил Святополк и Ярослав Мудрый в Новгороде был изображен княжеский двузубец или трезубец, как символ власти конкретного правителя. В 1019 году Ярослав Мудрый прекратил чеканить металлические деньги.

Редчайшие серебряники Михаила (Олега) Святославовича, правившего в Тмутаракани, чеканились в 1078 году. На аверсе монеты имели изображение архангела Михаила, а на реверсе высеченную надпись «Господи помоги Михаилу». Последние княжеские серебряники появились в 1094 году, после чего на Руси настал безмонетный период почти на два столетия.

Монеты Руси XII-XIV веков

Только в середине 12 века на территории Руси появляются вновь собственные серебряные деньги. Они получили общее название «гривны», хотя значительно отличались по массе и форме:

  • Гривны Киевского княжества представляли собой вытянутый по диагонали ромб массой 160 грамм;

  • Черниговские гривны весили 196 грамм, они были более симметричной формы, имели острые края и грани;

  • В Поволжье расплачивались «гривнами-сомами», их внешний вид напоминал ладью, а вес составлял почти 200 грамм;
  • Литовское княжество изготавливало собственные гривны в виде палочек с широкими вмятинами поперек;
  • весили 200 грам изготавливались в виде немного вытянутых брусков.

Первый рубль появляется на Руси в 12 веке. Делали его весьма незамысловато: серебряный прут весящий около гривны разрубался на 4 равных части. Отсюда и пошло название внутренней российской валюты, оставшееся с нами по сей день. На каждой части рубля помещались зарубки, по которым считался вес.

Приблизительно с конца 13 века рублями стали назвать и гривны из Новгорода. ½ от этой гривны получила название «полтина». На монетах того времени впервые появились имена мастеров, которые отливали слитки. А вот на полтинах 14-15 века уже ставили настоящие клейма, буквы имени князя и изображения, что позволяет сегодня нумизматам точнее вычислять возраст и место производства монет.

В отличии от рубля и гривны монеты мелкого достоинства все сплошь были привозными:

  • Драхмы;
  • Гульдены;
  • Пфенниги;
  • И др., в том числе осколки и обломки.

Обычно на западе страны в обороте были монеты европейского образца, тогда как на востоке - деньги Золотой Орды.

К середине 14 века в разрозненных русских землях запустили чеканку серебряных монет с простым названием «деньга». Из изготавливали как из слитков, так и путем перештамповки золотоордынских монет, в великом множестве водившихся в это время. На деньги ставили новые клейма и буквы греческого алфавита, подчеркивая их славянское происхождение. Из серебра делали и более мелкие монетки «четверцы», «полуденги», весившие соответственно четверть или половину от деньги. Некоторые князья чеканили собственную медную мелочь «пулы», служившую для расчетов внутри их земель.

На деньгах Новгорода красовалась двухфигурная композиция и надпись «Великого Новгорода». Такой внешний вид монеты сохранили почти на 50 лет, до 1478 года. Деньги чеканили и в Торжке, а так же в Пскове. На последних была выбита надпись «Денга псковская».

Единая денежная система на Руси была сформирована в конце 15 века. В ней были монеты двух видов: новгородские и московские. Один рубль равнялся ста «новгородкам» или двум ста «московкам» или четырем сотням «полушек». Одна гривна серебра массой 204,75 грамм служила для чеканки монет на сумму 2,6 рублей. В 1530 году один рубль был равен 100 копейкам, двум полтинам, 10 гривнам. За три копейки давали алтын, а за копейку - 2 деньги или 4 полушки.

Традиционная история Руси считает, что чеканка монет на Руси началась в X веке н.э. Но длилась она якобы недолго – всего лишь в X веке, частично в XI веке и прекратилась в начале XII века.

Как пишет В. М. Потин в книге по истории русской нумизматики:

Время с середины XII до второй половины XIV века обычно называют безмонетным периодом. , с.186.

Русская чеканка возобновляется во второй половине XIV века. , с.186.

Таким образом, примерно двести лет Русь якобы вообще не чеканила собственную монету. А известный историк нумизматики И. Г. Спасский даже говорит о перерыве в три с половиной столетия в чеканке русской монеты , с.93.

Эта удивительная картина изображена на рис.1.3.11.

рис.1.3.11

Более того, как пишет В. М. Потин, «В. Л. Янин датирует „отказ“ русского денежного обращения от монеты на юге России началом XI века » , с.182. Таким образом, эпоха первой русской чеканки монет сужается практически до одного века, а именно – X века. Затем на Руси наступает мертвая «монетная тишина», длящаяся, как видим даже не двести, а триста лет.

На этот счет сегодня, конечно, «есть теория».

Русь, как пишут сегодня, якобы «отказалась » от монет. Другими словами, нам предлагают поверить, что после краткого эксперимента, русским людям монеты почему-то не понравились . Куда проще, – решили они, – натуральный обмен: гвозди на картошку, а картошку на рыбу.

Однако, мы все-таки не будем поддакивать этой нелепости.

Загадочный провал, – трехсотлетний перерыв, – в монетной истории Руси неоднократно обсуждался в литературе.

«Дискуссия о методах датировки клада у нас острее, чем в других европейских странах, ибо нигде не было столь длительного «безмонетного» периода (времени, когда в обращении чеканенная монета, можно сказать, полностью отсутствовала), чем на территории Древней Руси . Этот период начался на севере Руси практически с 30-40-х годов XII века, а южнорусских областях – значительно раньше . Заканчивается «безмонетный» период с возобновлением собственной русской чеканки – во второй половине XIV века» , с.182.

Робкие попытки объяснить мистический «безмонетный период» в истории Руси ссылками на татаро-монгольское нашествие, несостоятельны уже по той простой причине, что даже в рамках миллеровско-романовской хронологии это «нашествие» началось лишь в XIII веке, примерно с 1223 года. Ведь это ближе к концу «безмонетного периода», чем к его началу.

Поэтому известный историк И. Г. Спасский в своей книге «Русская монетная система» вынужден признать:

«Этот период представляет очень странное, необычное явление в истории русского денежного обращения » , с.62.


Ощущение странности усиливается при более близком знакомстве с монетным периодом X-XI веков. Именно ему посвящена, например, интересная монография М. П. Сотниковой «Древнейшие русские монеты X-XI веков» .

Оказывается, сегодня известно около 340 экземпляров русских монет X-XI веков, «из которых 75 не разысканы» , с.5. Считается, что чеканка велась в Киеве, в эпоху Киевской Руси. В основном это монеты князей

Владимира Святославича,

Святополка Ярополковича,

Ярослава Владимировича.

Весьма любопытно следующее.

Чеканенные 1000 лет назад, они всего только 200 лет известны науке; прошло всего только 100 лет, как было доказано, что они являются русскими ; всего только 30 лет, как окончательно стало ясно, что первоначальному русскому чекану именно 1000, а не 900…800 лет. Причина – в сравнительной малочисленности и плохой сохранности этих монет, в редкости их находок. , с.5.

Таким образом, реальная история древнейших монет Руси, а именно, Киевской Руси, прослеживается от нашего времени вниз только до восемнадцатого столетия ! Какова судьба этих монет ранее XVIII века – неизвестно . Лишь сравнительно недавно историческая наука «неопровержимо датировала их десятым-одиннадцатым веками н.э.» См. рис. 3.

Опираясь на уже известные нам факты, позволительно вслух и громко спросить: а точно ли эти монеты относятся к X-XI векам ? Ведь их датировка была выполнена в рамках уже сложившейся скалигеровской хронологии, которая, как мы уже знаем, по-видимому ошибочна. Поэтому датировка всех этих монет нуждается в ревизии.

И что означает эта загадочная фраза: «прошло всего только 100 лет, как было доказано, что они являются русскими» ? Были другие мнения? Интересно какие.

Дальнейшее знакомство с книгой-каталогом М. П. Сотниковой усиливает подозрения в правильности датировки этих русских монет.

Ведь если историки правы, и русская чеканка, не успев начаться, практически тут же прекратилась, то естественно ожидать, что и чеканка эта была примитивной, грубой, неопытной. Потому и захирела, что у Киевской Руси не хватило сил и средств обслуживать свое население монетами.

С интересом открываем каталог монет, приведенный в книге Сотниковой. Перед нами – фотографии древнейших русских монет X-XI веков. И что же мы видим? Великолепные золотые и серебряные монеты Владимира . Прекрасная прорисовка деталей, правильная форма, хорошая сохранность многих монет. Несколько хуже сохранились монеты Святополка, однако и здесь качество чеканки выше всяких похвал. Далее идут великолепные монеты с надписью «Ярославле сребро». И. Г. Спасский не удержался от эмоционального замечания: «В монетном производстве всей Европы XI века сребреники Ярослава представляют своего рода феномен по мастерству исполнения монетного штемпеля » , с.53.

И возникает это искусство, – в скалигеровской хронологии, – как вспышка, сразу, без подготовки и на самом высоком уровне . А где же предшествующие монеты, то есть первые пробы, грубые, примитивные, с которых и должно было начинаться реальное монетное дело? Их почему-то нет.

Это – не начало чеканки в стране, только-только приобщившейся к благам цивилизации. Перед нами – уже развитая, богатая и опытная монетная система, опирающееся на золото и серебро .

А потом, после краткого блестящего взлета на небывалую высоту, вдруг – полная катастрофа .

Чеканка внезапно прекращается . Монеты исчезают. Как нам объясняют, население Руси скатывается к первобытной жизни, возвращается в натуральному обмену. Денег не знают. Шкурки меняют на железо, железо – на мед, мед – на шкурки. Наступает «безмонетный период», длящийся якобы около двухсот или даже трехсот лет. Историки придумывают теории, убедительно разъясняя друг другу, а заодно и нам, причины странного многовекового монетного мрака на Руси.

Поверим на мгновение историкам и двинемся вверх по оси времени по направлению к XIV веку, когда русская чеканка вдруг «возобновилась ».

Спасский сообщает: «Во второй половине XIV века… в ряде русских княжеств снова началась чеканка собственной монеты – различного рода серебряных денег» , с.78. Чеканку монеты в Москве начал в 1360-х или 1370-х годах великий князь Дмитрий Иванович Донской (1359 – 1389). Более широкий масштаб чеканка приобрела при его сыне Василии Дмитриевиче (1389 – 1425).

Открываем каталог Спасского . Перед нами – монеты Дмитрия Донского XIV века и последующих князей. И что же мы видим?

Грубые, примитивные монетки, так называемые клепанки. Неправильной мелкой формы, изготовленные из грубых обрубков серебра, перекошенные штампы, безобразная чеканка – когда штамп ударяет по краю слитка и на нем отпечатывается лишь несколько букв . И так далее и тому подобное. Это действительно начало реальной чеканки .

Эти действительно первые монеты, естественно, очень грубы и неуклюжи. И лишь постепенно искусство чеканки совершенствуется. Совершенствуется оно очень долго. Листаем каталог Спасского далее, двигаясь по векам вверх. Доходим до Романовых – до царя Алексея Михайловича. Это уже семнадцатый век . Среди монет Алексея Михайловича уже появились очень неплохие экземпляры, вполне удовлетворительные по проработке деталей на штампах. Но и здесь мы видим очень много клепанок . По качеству они мало чем отличаются от клепанок Дмитрия Донского. Та же неуклюжесть штамповки, неправильность формы, мелкие размеры.

Вывод.

Реальное начало русской чеканки датируется XIV веком н.э. Ранее этого времени Русь если и чеканила, то очень грубую и примитивную монету. В этом отношении Русь не выделялась на фоне других государств. В Европе чеканка монет тоже началась не ранее X-XI веков. См. обзор в книге А. Т. Фоменко .

Дошедшие до нас русские монеты XIV-XVIII веков демонстрируют естественный процесс движения от первичной грубой примитивной чеканки до прекрасных монет эпохи Петра I и его преемников.

Странный всплеск роскошной золото-серебряной русской чеканки X-XI веков получает простое объяснение в рамках нашей новой концепции русской истории .

Мы считаем, что эти монеты были изготовлены где-то в интервале от XIV века до XVII века.

Ясно, что изготовлены они уже в эпоху достаточно развитого русского чекана: золото, прекрасные штампы с тонкой гравировкой и т.п.

В эпоху же X-XI веков их отбросила неправильная хронология русской истории, придуманная придворными историками времен Романовых. Другими словами, монеты попали в X-XI века лишь в воображении позднейших историков, в результате хронологического сдвига на 300 или 400 лет, сделанного в русской истории. См. .

Но может быть и правда, как нас уверяют, Русь того периода – особо варварское государство, только только выползшее из каменного века? А потому в нем случались нелепые вещи, невозможные в подлинно цивилизованных странах Западной Европы. Но нет. Оказывается, в истории чеканки золотой монеты в средневековой Европе в это время происходит абсолютно то же самое .

Каждое государство, возникавшее на этой планете в любой из исторических периодов, приходило в конце концов к тому, что ему требовалось нечто большее, чем натуральный обмен. Увеличение роста торговли и появление больших городов принуждали правителей или общины находить способ в оценке того или иного товара. Так образовывались товарно-денежные отношения.

Монеты Древней Руси появились в Киевском княжестве в тот период, когда молодое государство ощутило в этом жизненную потребность.

Деньги в Киевской Руси до их чеканки

До того как славянские племена объединились в единое великое государство - Киевскую Русь, страны с более древней историей уже много столетий чеканили деньги и вели благодаря им торговые отношения друг с другом.

Самые Руси, найденные на территории Киевского княжества, датируются 1-3-м веками н. э. и являются римскими денариями. Такие артефакты находили на месте раскопок древних поселений, но использовали их славяне для оплаты или для украшений, пока достоверно не известно. Так как между племенами торговые отношения носили больше обменный характер, настоящая стоимость денарий на этой территории не изучена.

Так, монета Древней Руси куна - понятие, применимое по древнерусским летописям как к римским, византийским и арабским деньгам, так и к меху куниц, которые часто использовали для оплаты товаров. Мех и кожа достаточно долго были объектом товарно-денежных отношений на территории многих стран.

Собственные деньги в Киевской Руси начали чеканить лишь с конца 10-го века.

Монеты Киевской Руси

Самые ранние монеты Древней Руси, найденные на территории Киевского княжества, имели изображение князя с одной стороны и трезубого или двузубого герба - с другой. Их делали из золота и серебра, поэтому в 19-м веке при изучении древних монет и их описании в летописях им дали название "златники" и "сребреники".

Изображение князя Владимира на монетах с 980 по 1015 год имело надпись "Владимир на столе, а се его сребро". С обратной стороны изображался знак Рюриковичей, который видоизменялся в зависимости от того, кто княжил.

Самые первые Древней Руси и применимое к ним название "гривна" имеют свою этимологию. Изначально это слово означало равный стоимости одного коня (гривы). В летописях тех лет упоминается категория "гривна серебра". Позже, когда начался отлив монет из этого металла, оно начало соответствовать его количеству в денежном знаке.

При Владимире Великом чеканили златники, которые имели вес ~4.4 г, и сребреники, вес которых варьировался от 1,7 до 4,68 грамма. Кроме того, что данные денежные знаки имели распространение и товарную ценность внутри Киевской Руси, их также принимали за ее пределами при расчетах при торговле. Руси изготавливали только при князе Владимире, тогда как его последователи использовали для этого исключительно серебро.

Изображение на аверсе портрета князя Владимира, а на реверсе - знака принадлежности к династии Рюрика носило политический характер, так как показывало подданным недавно объединенного государства его центральную власть.

Денежные знаки Руси 11-13-го веков

После смерти Владимира монеты Древней Руси продолжил чеканить его сын Ярослав (Новгородский князь), известный в истории под именем Мудрый.

Так как православие получило распространение по всей территории Киевского княжества, на денежных знаках Ярослава присутствует изображение не князя, а святого Георгия, которого владыка считал своим личным покровителем. На реверсе монеты по-прежнему был трезубец и надпись, что это сребро Ярослава. После того как он стал княжить в Киеве, чеканка монет прекратилась, а гривна приняла вид серебряного ромба.

Последние монеты Древней Руси (фото ниже - деньги Олега Святославича) - это денежные знаки 1083-1094 годов, так как последующий исторический период этого государства называется безмонетным. В это время было принято вести расчет серебряной гривной, которая на самом деле являлась слитком.

Различали несколько разновидностей гривны, главное отличие которых было в форме и весе. Так, киевская гривна имела вид ромба с обрезанными концами, вес которого равен был ~160 г. В ходу также были черниговская (ромб правильной формы весом ~195 г), поволжская (плоский слиток в 200 г), литовская (брусок с насечками) и новгородская (гладкий брусок весом 200 г) гривны.

Самая мелкая монета Древней Руси по-прежнему оставалась европейского происхождения, так как на мелочь серебро не тратили. Во времена Киевского княжества иностранные деньги имели свое название - куна, ногата, векша - и имели свой номинал. Так, в 11-12-м веках 1 гривна приравнивалась 20 ногатам или 25 кунам, а с конца 12-го столетия - 50 кунам или 100 векшам. Это связано с быстрым ростом как самой Киевской Руси, так и ее торговых отношений с другими странами.

Существует мнение ученых, что самой мелкой монетой считались шкурки куницы - куны, и белки - векши. Одна шкура равнялась двадцать пятой или пятидесятой части гривны, но с 12-го века оплата мехом себя изжила, так как началась чеканка металлических кун.

Появление рубля

С 12-го века в обороте Киевской Руси начинают появляться «рубленые» деньги, которые делали из гривны серебра. Это был серебряный прут, в который входило 4 «рубленых» части. Каждый такой кусок имел насечки, указывающие на его вес и, соответственно, стоимость.

Каждый рубль можно было поделить на 2 половинки, тогда их называли «полтины». С 13-го века все гривны постепенно приобретают название «рубль», а с 14-го столетия на них начали изображать клейма мастеров, имена князей и разные символы.

Монеты Древней Руси применялись не только для оплаты товаров, но и выплаты штрафов в казну князя. Так, за убийство свободного гражданина наказанием была высшая мера - «вира», которая могла стоить от 5 гривен за смерда и до 80 гривен за знатного человека. За нанесенное увечье суд налагал наказание полувирье. «Поклепна» - штраф за клевету - равен был 12 гривнам.

Оплата налогов в княжескую казну называлась «поклоном», а сам закон, изданный еще Ярославом Мудрым, - «поклоном верным», с указанием размера дани, взимаемой с каждой общины.

Монеты Московского княжества

«Безмонетное» время в Киевской Руси закончилось к середине 14-го века, когда вновь началась чеканка монет, получивших название «деньга». Часто вместо чеканки использовали серебряные монеты Золотой Орды, на которых выбивали русские символы. Изготовленные мелкие монеты имели название «полуденьги» и «четверетцы», а медные - пулы.

В это время денежные знаки еще не имели общепризнанного номинала, хотя изготовляемые с 1420 года новгородские деньги уже близки к этому. Их чеканили более 50 лет в неизменном виде - с надписью «Великий Новгород».

С 1425 года появилась «деньга псковская», но единая система денег сформировалась только к концу 15-го века, когда были приняты 2 вида монет - московская и новгородская. Основой номинала стал рубль, стоимость которого была равна 100 новгородским и 200 московским деньгам. Главной денежной единицей веса по-прежнему считалась гривна серебра (204,7 г), из которой отливали монеты на 2,6 рубля.

Только с 1530 года 1 рубль получил окончательную номинальную стоимость, которую применяют до сих пор. Он равен 100 копейкам, полтина - 50, а гривна - 10 копейкам. Самые мелкие деньги - алтын - были равны 3 копейкам, 1 копейка имела номинал в 4 полушки.

Рубли чеканили в Москве, а мелкие деньги - в Новгороде и Пскове. Во времена правления последнего из рода Рюриковичей, Федора Ивановича, копейки также стали чеканить в Москве. Монеты приобрели одинаковый вес и изображение, что говорит о принятии единой денежной системы.

Во времена польской и шведской оккупации деньги вновь утратили единый вид, но после провозглашения в 1613 году царя из рода Романовых монеты приобрели одинаковый вид с его изображением. С конца 1627 года становится единственным в стране.

Монеты других княжеств

В различное время чеканили свои деньги. Наибольшее распространение изготовление монет получило после того как Дмитрий Донской выпустил свои первые деньги, на которых был изображен воин с саблей на коне. Их делали из серебряного тонкого прута, который предварительно расплющивали. Мастера использовали специальный инструмент с заготовленным изображением - чекан, от удара которым по серебру получались монетки одинакового размера, веса и рисунка.

Вскоре сабля у всадника была заменена на копье, а название монеты благодаря этому стало «копейкой».

Вслед за Донским многие стали чеканить свои монеты, изображая на них правящих князей. Из-за этого получился разнобой в номинальной стоимости денег, что крайне затрудняло ведение торговли, поэтому кроме Москвы была запрещена чеканка где-либо, а в стране появилась единая денежная система.

Резана

Кроме цельных существовала еще самодельная монета в Древней Руси, которая называлась «резана». Ее делали, разрезая дирхем Аббасидского халифата. Номинальная стоимость «резана» была равна 1/20 гривны, а хождение продолжалось вплоть до 12-го века. Исчезновение этой монеты с пространства Киевской Руси связано с тем, что халифат перестал чеканить дирхемы, а «резана» стала заменяться куной.

Монеты Руси 17-го века

С 1654 года основными деньгами были рубль, полтина, полуполтина и алтын. В более мелких монетах не было нужды.

Рубли в те времена были из серебра, а полтины, имеющие с ними сходство, для их различия чеканили из меди. Полуполтины также были серебряными, а копейки - медными.

К настоящей инфляции привел царский указ, повелевающий приравнять медную мелочь по стоимости к серебру, из-за чего подорожали продукты и начались народные волнения. Большое восстание в 1662 году в Москве, названное «медным бунтом», привело к тому, что указ был отменен, а чеканка серебряных денег восстановлена.

Реформа Петра 1

Впервые настоящая денежная реформа была проведена Петром 1 в 1700 году. Благодаря ей на монетном дворе началась чеканка серебряных рублей, полтин, полуполтин, алтынов, гривны и медных копеек. Из золота делали червонцы. Для них изготавливали золотые круглые заготовки, на которые путем тиснения наносились надписи и изображения.

Существовали простые (вес - 3,4 г) и двойные червонцы (6,8 г с изображением Петра 1 на аверсе и двуглавого орла на реверсе). Также в 1718 году впервые появилась монета с изображением номинала - двухрублевик.

Практически без изменений эти номиналы просуществовали до 20-го века.

Монеты Киевской Руси сегодня

На сегодняшний день существует:

  • златников Владимира - 11;

  • серебреников Владимира - более 250;
  • серебреников Святополка - около 50;
  • серебреников Ярослава Мудрого - 7.

Самые дорогие монеты Древней Руси - златники Владимира (более 100 000 $) и серебреники Ярослава Мудрого (60 000 $).

Нумизматика

Наука, изучающая монеты, называется нумизматикой. Благодаря ей коллекционеры могут правильно оценивать историческую и финансовую стоимость денег. Самые редкие монеты Киевской Руси находятся в экспозициях исторических музеев, где посетители могут ознакомиться с историей их чеканки и сегодняшней рыночной стоимостью.

Похожие публикации