Технология воскобовича в детском саду. «инновационные технологии как средство развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников – развивающие игры в.в. воскобовича. В пространстве сказки и игры

Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сензитивный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создаёт благоприятные условия для начала формирования у ребёнка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи.

Результаты исследований таких психологов, как Р. Зайонц, В. Н. Дружининым показывают, что уровень интеллектуально-творческого развития дошкольника, достигаемый им к шести-семи годам, существенно зависит от того, насколько продуманными верным было обучение ребёнка в семье и в детском саду, в какой мере характер занятий соответствовал возрастным психологическим особенностям ребёнка и типу ведущей деятельности.

Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Степень готовности ребёнка к обучению в школе может определяться не только тем, что будущий школьник будет уметь читать, считать, знать цифры. Несомненно, это тоже имеет большое значение, но подготовка к школе заключается и в интеллектуальной готовности, предполагающей у детей семи лет наличие развитых познавательных процессов, сформированность произвольных мыслительных операций.

Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста.

Средства развития мыслительной активности детей разнообразны. Анализ жизненных ситуаций, осуществляемый совместно с ребенком, его экспериментирование с предметами и объектами природы, разнообразные игры и многое другое способствуют развитию у детей гибкости мышления, умения создавать образ и оперировать им, рассуждать, выявлять противоречия, соглашаться с чьим-то мнением или отстаивать свое.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей – одна из самых актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Всестороннее развитие дошкольников осуществляется на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе.

Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуального потенциала ребенка.

Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.

Возникает необходимость использования современных педагогических технологий образования, в свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня.

Одной из таких технологий является технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сказочные лабиринты игры» Воскобович.

Основным принципом педагогической технологии является развитие детей в игре, с помощью которой выстраивается почти весь процесс развития ребенка-дошкольника. По словам автора: «Это - не просто игра, это - познавательная деятельность»

Особенностями развивающих игр В. В. Воскобовича являются:

1. Связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим (через символ и алгоритм решения) .

2. Система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой

3. Реализация принципа системности.

Одна из главных задач игровой технологии – гармоничное сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал, а также:

Развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

Развитие наблюдательности, исследование явлений и объектов окружающей действительности.

Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

Формирование базисных представлений (математических, об окружающем мире, речевых умений).

Основные принципы, заложенные в основу этих игр – интерес, познание, творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым или грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Использование игр Воскобовича в системе постоянного и постепенного усложнения, позволяет добиться определенных положительных результатов. Игры, предлагаются в зависимости от возрастных особенностей детей.

Свою работу с технологией В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», мы разделили на три этапа.

1-этап – средняя группа. Дети на данном этапе, при помощи обследовательских действий знакомились с цветом, формой, усваивали некоторые представления. В этом возрасте дети осваивали такие игры, как «Двуцветный квадрат», «Игровизор», «Ларчик», «Шнур-затейник», «Кораблик Плюх-Плюх»

В группу поочередно вносили игры, говорили название игры, но не объясняли, как в нее играть, предоставляя возможность детям самим придумать правила игры, применить свое творческое воображение.

Так, например, когда знакомили детей с игрой «Двухцветный квадрат», у них была возможность рассмотреть игру, попробовать ее на ощупь. При самостоятельной игровой деятельности с квадратом, дети получали фигуры одного цвета, отмечали, что из большого квадрата получается маленькая фигура. К концу года, дети легко конструировали простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создавали образы объектов по собственному замыслу.

2 этап – старшая группа. На данном этапе дети учатся с помощью образов запоминать понятия, символы. В старшей группе, кроме игр, которые использовались в средней, дети познакомились с «Прозрачным квадратом», «Прозрачными цифрами», "Геовизор", "Игровизор", "Змейка", "Четырехцветный квадрат" и т. д. На этом этапе дети знакомятся с основными приемами, приобретают навыки конструирования, пробуют выполнять задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. Совершенствование игровых умений и навыков происходит в самостоятельной и совместной с детьми и воспитателем творческой деятельности. Данный набор игр, способствует развитию таких процессов, как память внимание, логическое и творческое мышление, воображение и речь. Ребята во время игр отрабатывают умение действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству. Использование игр Воскобовича помогло эффективно решить образовательные, развивающие и воспитательные задачи по формированию элементарных математических представлений. Дети, выполняя игровые действия, определяют свойства предметов, делают анализ их строения, измеряют длину разными мерками, сравнивают величины на основе измерения, выполняют графические диктанты.

3 этап-подготовительная к школе группа (планируется). А на этом этапе дети будут знакомиться с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, сложение, трансформация), планировать свои действия Больше внимания будет уделяться развитию творчества и самостоятельности. Детям будет представлена возможность изобретать игровые задания и упражнения, придумывать и конструировать предметные формы, составлять к ним схемы. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка, так как в самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется умелость и интеллект, и самое главное, проявляется неограниченная возможность придумывать и творить.

На всех этапах работы с играми Воскобовича, необходимо создавать творческую атмосферу: поощрять и поддерживать детскую инициативу, рассматривать любые предложения детей. Очень важно заинтересовывать детей данными играми, ведь, если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то ребенок будет заниматься с удовольствием, а соответственно повышать свой уровень развития.

На данный момент в нашей группе мы работаем с новым оборудованием по технологии В.В.Воскобовича – «Фиолетовый лес». По сути, Фиолетовый Лес - это сенсомоторный уголок, в котором ребенок действует самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым; занимается исследованием, экспериментированием.

Развивающая игровая технология Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" делают познавательным и интересным весь образовательный процесс, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам, а значит, помогают в реализации основной цели образовательной деятельности любого педагога – создание условий для полноценного развития воспитанника.

А сейчас вашему вниманию предлагаем видео фрагменты деятельности с играми Воскобовича.

ГЕОКОНТ

Детский народ называет Геоконт "дощечкой с гвоздиками" или "разноцветными паутинками". Это удобно для ознакомления детей с цветовой гаммой.

Ребенку легче понять наглядно, что такое точка или линия - прямая или замкнутая, что такое угол прямой, острый или тупой, что такое отрезок и т.д. С таким игровым наглядным пособием ребенок легко узнает и усваивает различные геометрические фигуры - треугольник, прямоугольник, трапеция. Но с помощью резинок Воскобовича можно устраивать и другие, самые различные игры. Например, превращать геометрические фигуры друг в друга, передвигая резинки по гвоздикам или достраивать симметричную половинку какой-нибудь фигуре, или переворачивать фигуру зеркально.

Из резинок можно создавать не только геометрические фигуры, но и самые разнообразные узоры.

"Квадрат Воскобовича" или "Игровой квадрат"

Бывает 2-х цветным (для детей от 2 до 5 лет) и 4х цветным (для детей от 3 до 7лет). Этот волшебный квадрат можно превратить по желанию во что угодно - в домик, в лодочку или в конфету. Все, что хочет сделать сообразительный малыш: летучую мышь, конверт, семафор, мышку, ежика, звездочку, башмачок, лодку, рыбку, самолет, птичку, подъемный кран, черепаху… Играя с "Квадратом Воскобовича", воспитатель детского сада может давать задания на тренировку внимания, логики или сообразительности.

Знакомство ребенка с цифрами при помощи этого необычного пособия доставит ему истинное удовольствие. Увлечение математикой превратится в увлекательную игру. "Волшебная Восьмерка" Воскобовича поможет развить у ребенка память, внимание, воображение, мелкую моторику рук, пространственное и логическое мышление, умение считать, составлять цифры и образные фигуры.

Благодаря этому пособию ваш ребенок научится составлять цифры из палочек, разовьет память, внимание, образное и логическое мышление, координацию рук, мелкую моторику рук. ними:

Кораблик Брызг-Брызг - игра на развитие математических способностей

Этот разнопалубный кораблик займет малышей надолго. Обратите внимание, палубы выстроены согласно цветам радуги. Ребенок должен правильно прикрепить флажки. Усложнить задачу можно, попросив ребенка выстроить палубу по цветам радуги в диагональном или горизонтальном направлении.

Ирина Алфёрова
Использование игровой технологии Воскобовича в образовательном процессе детского сада

Сказочные лабиринты игры» - это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности . Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности . Актуальным использование игры остаётся и в наши дни. Многие дошкольные образовательные организации озадачены технологизацией образовательного процесса в соответствии с требованиями стандарта.

Внедрение игровой технологии Воскобовича в образовательный процесс нашего детского сада мы рассматриваем как развивающий стимул для обновления в соответствии с требованиями ФГОС ДО содержания основной образовательной программы . Для полноценной реализации задач технологии , важно, чтоб педагогический коллектив был знаком с её содержанием. Так у нас появилась модель использования технологии всеми педагогами . Воспитатели применяют развивающие игры и игровые пособия как в непосредственно образовательной деятельности , так и в совместной работе с детьми, через проектирование развивающей предметно-пространственной среды групп предоставляют дошкольникам возможность выбора игр для самостоятельной деятельности. Учителем-логопедом широко используются комплекты : «Чтение через игру» ; «Знаковые конструкторы» ; графический тренажер «Игровизор » с приложениями как в индивидуальной работе, так и при проведении фронтальных занятий с детьми. Музыкальный руководитель использует игровой комплект «Коврограф «Ларчик» (для реализации наглядного метода образования . Воспитателем по изобразительной деятельности в творческих заданиях применяются «Чудо-конструкторы» для создания задуманных образов из деталей игры (обведение и штриховка) . Педагогом-психологом используются практически все игры, т. к. они способствуют развитию психических процессов воспитанников .

За время применения игровой технологии у нас возникла своя система методической работы, которая охватывает всех участников педагогического процесса . Так у нас уже появились определённые традиции : обязательно одно из родительских собраний в каждой группе по использованию развивающих игр ; «Неделя игры в ДОУ» на материале развивающих игр В. В. Воскобовича ; ежегодно - конкурс «Умники и умницы» среди всех детей (по секторам : младший и старший) ; ежегодные отчёты тьюторов и детского сада -тьюторского центра в ООО «РИВ» ; публикация опыта в сборниках по материалам конференций.

В настоящее время актуальность игры повышается и из-за перенасыщенности современного ребёнка информацией. Телевидение, видео, радио, Интернет значительно увеличили и разнообразили поток получаемой детьми информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний , полученных детьми на занятиях и в свободной самостоятельной деятельности. Неслучайно федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов определил принцип «реализации Программы в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры».

Игра - это приём организации деятельности детей на занятии, или набор приёмов, выстроенных в логике, как изучения заданного программного материала, так и организации заинтересованной познавательной деятельности дошкольников. Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребёнка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений людей, уточняют и получают знания об окружающей действительности. В игре, по мнению авторов-разработчиков стандарта, происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. А использование развивающих игр Воскобовича подразумевает ещё и смену способа организации детских видов деятельности : это больше не руководство взрослого, но совместная (партнёрская) деятельность взрослого и ребёнка как наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве . Игры или игровые упражнения обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием. Игра помогает сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, которая воспринимается в этом случае как желанная и лично значимая цель, а не как «обязаловка» , навязанная ребёнку взрослым. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.

Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребёнка. Поэтому с её помощью на занятии воспитатель может организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями. Целесообразно включённые в обучение игры или их элементы придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра активизирует взаимодействие когнитивного и эмоционального начал в учебном процессе . Она не только вдохновляет детей мыслить и выражать свои мысли, но и обеспечивает целенаправленность действий, а, следовательно, дисциплинирует ум ребёнка.

Обучение в форме игры должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Возможно ли это? Организовать педагогический процесс так , чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная. Технология «Сказочные лабиринты игры» содержит чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий к развивающим играм. Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала и легко вписываются в содержание любой образовательной программы . Поскольку они способствуют развитию детей во всех пяти образовательных областях . Наилучший результат в развитии и образовании детей даёт использование технологии «Сказочные лабиринты игры» в образовательных областях «познавательное развитие» и «речевое развитие» .

Игры и игровые пособия Воскобовича , на наш взгляд, соответствуют требованиям современного законодательства в области дошкольного образования :

Игра (развивающая) способна развить личность, используя познавательные естественные способности ребёнка, а также его психологические и физиологические аспекты;

Игры и пособия В. В. Воскобовича находят своё применение среди профессионалов в области педагогики и психологии, а также среди родителей;

- используются в работе с детьми от раннего до младшего школьного возраста, в том числе и имеющими ограниченные возможности здоровья.

Использование игровой технологии привлекает ещё и своей сказочностью. Во-первых, создаётся развивающая предметно-пространственная среда, где концентрируются все развивающие игры и пособия это интеллектуально-игровой центр Фиолетовый Лес со своими сказочными областями. Во-вторых, все игры сопровождает сказочный персонаж, сказочный сюжет, путешествия, преодоление трудностей, разрешение сложных ситуаций, нахождение верного решения.

Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада , во многом благодаря использованию игровой технологии , многофункциональна, соответствует всем требованиям ФГОС ДО. В каждой возрастной группе оборудован интеллектуально-игровой центр , где сконцентрированы наборы развивающих игр, соответствующих возрастным особенностям воспитанников, на подгруппу детей. Педагогами совместно с родителями изготовлены схемы и модели к играм, оформлены сказочные области в соответствии с требованиями технологии , подобраны игровые персонажи . «Фиолетовый Лес» имеет свои особенности в каждой группе : у малышей – это, прежде всего, «сенсорный уголок» , знакомящий детей с эталонами формы, цвета и размера; в средней группе основное внимание уделяется знакомству с цифрами и в их интеллектуально-игровом центре появляется сказочная область «Цифроцирк» с героями Магноликом и цифрятами – забавными зверушками, главной игрой здесь является «Волшебная восьмёрка» - своего рода конструктор цифр; в группах старшего возраста дети проявляют интерес к чтению, и здесь появляется сказочная область «Город говорящих попугаев» со своими шутами-акробатами и играми, обучающими детей чтению.

Включение в воспитательно-образовательный процесс развивающих игр предоставило возможность для творческой деятельности и самореализации личности (как педагогов, так и обучающихся, способствовало активному вовлечению дошкольников и их родителей в учебный процесс и достижению высоких результатов в интеллектуальном развитии детей. Наши педагоги неоднократно принимали участие в научно-практической конференции с международным участием «Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», презентовали опыт своей работы и публиковали в сборнике по материалам конференции практические наработки.

И, в заключение, ещё раз отметим, что развитие ребёнка-дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт ставит во главу угла индивидуальный подход к ребёнку и игру – ведущую деятельность дошкольника. Факт повышения роли игры и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, что доказывает наша практика применения игровой технологии в образовательном процессе детского сада .

Список литературы :

1. Воскобович В . В., Харько Г. Г., Балацкая Т. И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» .- СПб.: Гириконт, 2000

2. Воскобович В . В., Харько Г. Г. Игровая технология «Сказочные лабиринты игры» Книга 1 МЕТОДИКА. - СПб.: 2003

3. Развивающие игры Воскобовича : Сборник методических материалов / Под ред. В. В. Воскобовича , Л. С. Вакуленко. - М.: ТЦ Сфера, 2015

4. Реализация ФГОС средствами технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сказочные лабиринты игры» / Воскобович В . В., Корсак О. В., Емельянова С. В. - СПб.: 2014

5. Харько Т. Г., Воскобович В . В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» - СПб.: 2007

И настоящей пользы от этого. Развивающие занятия по методике Воскобовича, тема сегодняшней статьи, думаю, придется вам по душе.

Об авторе

Вячеслав Вадимович Воскобович житель Санкт — Петербурга, в прошлом физик, инженер, изобретатель. Отец двоих детей. Именно они и вдохновили его на изобретение новых развивающих пособий. Так как рождение его детей пришлось на нелегкое время перестройки, где в магазинах были только пустые полки, ни о каких развивающих пособиях не было и речи, трудно было достать даже обычную пирамидку.

Автор хотел сделать такие игрушки, которые бы были интересны не один раз: поиграл и забросил, а вновь и вновь, чтобы открывать новые возможности в одной и той же. И это ему с успехом удалось. Одними из первых появились: геоконт, цветовые часы, игровой квадрат.

  1. «Развивающие игры Воскобовича» (скачать книгу). В этом пособии довольно подробно описаны его изобретения и инструкции к ним.
  2. «Складушки» (скачать книгу) Изучаем буквы и слоги, слова при помощи маленьких забавных стишков.
  3. « Технология Воскобовича» (скачать книгу). Описание метода, авторских игр, что требуется для занятий с ребенком.

Развивающие игры

Имея такие пособия можно моделировать разные и бесконечные варианты игр с ними.

Изобретения начинают придавать фантазию для все новых и новых, так мы можем познакомиться с такими игровыми наборами, как:

  • Геоконт, игра-конструктор, но своеобразный. На деревянной досочке расположены гвоздики в определенном порядке и цветные резиночки прилагаются в комплекте. На первый взгляд лично мне показался неинтересным. Но если разобраться детальнее, то мы попадаем с ребенком в увлекательный мир геометрии и путешествуем с героями дядя Слава, ворон Мэтр и другие. Изучаем цвета и формы, фантазируем по прилагаемым схемам и выдумываем свои.


  • Квадрат Воскобовича. На тканевой основе пластиковые треугольники двух или четырех цветов. В комплекте прилагается книжка — инструкция с описанием волшебных фигур, которые можно собрать при помощи данного квадрата.

  • Складушки

  • Методические сказки
  • Сенсорная страна "Фиолетовый лес
    "
  • Чудо-головоломки: чудо — крестики, чудо-цветики, чудо — соты
  • Лабиринты букв и цифр
  • Теремки для обучения чтению от 3 лет (кубики с вкладышами)
  • Игры-вкладыши
  • Шнуровки
  • Кораблик для обучения цифрам и счету «Буль — Буль» и "Брызг — Брызг
    "
  • Карточки с буквами. Своеобразный алфавит, чем-то схож с алфавитом


Воскобович разработал поистине невероятные креативные игровые пособия и дидактические игры, которые отлично развивают сенсо-моторные навыки ребенка дошкольного возраста. Раскрывают его творческий потенциал, фантазию, нормализуют психический фон, и все это при помощи погружения ребенка в фантастический мир сказки и приключений.

Сейчас его разработки благополучно используются в детских дошкольных и школьных учреждениях. Так же они свободно в продаже и ими легко заниматься дома, чем надолго можно увлечь ребенка и освободить драгоценное время для мамы.

Открыт одноименный центр по развитию ООО «Развивающие игры Воскобовича», который занимается производством и разработкой пособий.

Суть методики

  • Играя учимся. В игровом процессе ребенок сразу получает несколько развивающих моментов одновременно: это счет и чтение, внимание и воображение, логика и память. Таким образом получаем комплексное развитие.
  • Автор за основу берет интересную сказку. Так по его мнению ребенок в игровой форме будет увлекательно и непринужденно получать обучающую информацию. Для каждой игры своя сказка, где есть свои герои, которым нужно помочь, выполняя те или иные задания и упражнения.
  • Ребенок и взрослый, или позже, сам ребенок, может играть как по предложенному сценарию, так и уже развивать свои творческие способности и придумывать новых героев, новые сюжеты и новые загадки.

Для какого возраста подходят?

Подходят от 2 и до 7 лет. Порой и даже школьники охотно играют с ними. К каждым игровым пособиям имеется игровая инструкция, в которой описывается ход игры и волшебные задания.

В возрасте от двух лет ребенок может знакомиться с материалами, учиться проводить простые манипуляции. Затем, взрослея, решать задачи все более сложного уровня. Таким образом, игрушка растет вместе со своим хозяином и становится от этого только интереснее.

Как нужно играть?

  1. Перед тем, как начать играть с ребенком, внимательно ознакомьтесь с прилагаемой инструкцией, так избавите себя и ребенка от недопониманий.
  2. Так как подобные игры не предполагают активности, рекомендуется проговаривать свои действия, комментировать. Так же делать перерывы между занятиями, разминаться, чередовать с другой деятельностью, гулять.
  3. Данные игры требуют от ребенка достаточно терпения, чем редко обладают маленькие дети. Начинайте занятия с 5-10 минут, затем увеличивайте интервал, следите за осанкой своей и ребенка.


Плюсы и минусы методики

К плюсам несомненно можно отнести следующие развитые способности ребенка, которые он приобретает в ходе занятий по методике Воскобовича:

  1. хорошо концентрируются;
  2. развивает сенсорно — моторные навыки, ;
  3. раньше своих сверстников начинают говорить;
  4. работает , аналитика;
  5. устный счет;
  6. легко дается обучение в начальной школе;
  7. ребенок не перевозбуждается, не утомляется, ведь он сам выбирает для себя игровую нагрузку.

Родителям без определенной подготовки и педагогического навыка материал будет доступным и легким. Иногда так заиграются, что и не оттащишь папу от игр с сыном, а уже и спать пора.

К недостаткам могу отнести лишь дороговизну наборов. И часто следует делать перерывы, чтобы ребенок не находился длительное время в одном положении, на что нередко встречаешь протест.

Не все пособия можно приобрести для домашнего использования, например Фиолетовый лес. Данная развивающая среда предназначена для детских развивающих учреждений. Но это еще один повод, чтобы смастерить ее самому.

Это все, о чем хотела вам сегодня рассказать, надеюсь, вы не скучали!

Пишите в комментариях, как относитесь к играм Воскобовича, применяете ли их дома?

Покупка игрушек для детей в современном мире очень ударяет по карману семьи. Хотелось бы, чтобы эти затраты не оказались пустым выкидыванием денег на ветер, а происходит это довольно часто. Ребенок, поиграв пару дней, забывает о новой игрушке, потому что она ему становится неинтересна, надоедает. Совсем другое дело – покупка развивающих игр В. Воскобовича. Его игры имеют множество функций, заинтересуют ребенка самого разного возраста, с их помощью ребенок будет создавать и фантазировать.

Немного о В. Воскобовиче

Вячеслав Владимирович Воскобович, получая образование по специальности инженер-физик, даже не предполагал, что ему придется погрузиться в педагогику. Сделать это ему пришлось для воспитания и всестороннего развития своих сыновей. В начале 90-х годов, во времена перестройки, в магазинах было очень мало качественных игр, купить их было не каждому по карману. Поэтому, когда он стал отцом, он задумался о создании собственных игр, которые будут интересны не только его сыновьям, но и их ровесникам. В этом ему помогло изучение работ Зайцева и Никитиных.

Созданные им игры помогали не только разнообразить времяпрепровождение детей, но и способствовали их полноценному развитию.

Свой метод развития детей сам Воскобович именует технологией. Он внес огромный вклад в педагогику данного периода, став педагогом-новатором времен перестройки. Автор дал название своему методу «Сказочные лабиринты игры».

Спустя небольшое количество времени, создается центр «Развивающие игры Воскобовича». Именно там игры разрабатываются и производятся, также он занимается распространением и внедрением методики.

О методике Воскобовича

Его технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий, это особая тропа от практической части к теории. На данный момент В. Воскобович разработал уже более 50 игр. Они представляют собой многофункциональные творческие пособия. Обучаться с помощью них ребенок может весело и непринужденно.

Игры Воскобовича способствуют всестороннему развитию личности. С их помощью процесс обучения чтению и счету проходит гладко и легко. В своей методике автор внимательно относится к развитию творческих способностей детей. Для выполнения предлагаемых заданий ребенку потребуется проявить креативный подход и включить воображение.

Исходя из этого, можно увидеть, что технология разработана на 3 важнейших принципах: интерес-познание-творчество.

Целями и задачами его методики является:

  • способствовать развитию у ребенка заинтересованности и стремлению к познанию нового;
  • развивать умение наблюдать, исследовать окружающий мир;
  • развивать воображение, креативное мышление (способность посмотреть на знакомый объект совершенно другим взглядом, мыслить гибко и оригинально);
  • гармоничный подход к развитию у детей эмоциональности, образного мышления и логики;
  • оказать помощь в развитии математических и речевых умений;
  • формировать начальные представления об окружающей действительности;
  • содействовать психическому развитию;
  • развивать мелкую моторику.

Что представляют собой игры

Вячеслав Воскобович говорит о том, что старается уйти от производства игр для одноразового применения, когда ребенок соберет-разберет и уберет игру подальше. Он стремится к созданию многофункциональных игр, которые будут творчески использоваться ребенком постоянно.

Особенности игр

  1. Разрабатываются в соответствии с интересами ребят. Они занимаются с удовольствием. Малыши постоянно открывают для себя что-то новое, неизведанное ранее.
  2. Каждая игра может использоваться детьми разного возраста, начиная от 2 до 7 лет. Для малышей приготовлены простые задания, для ребят постарше задания усложняются. Чем старше ребенок, тем выше уровень сложности.
  3. Многофункциональность и универсальность. Каждая игра предполагает решение многих задач обучения, способствует всестороннему развитию детей и проявлению творческих способностей.
  4. Предлагаемый готовый дидактический материал систематизирован по возрастам и образовательным задачам.
  5. Ко многим играм предложено методическое пособие, в котором уже можно взять готовый сказочный сюжет с включенными в него заданиями, иллюстрациями и вопросами. Этот момент является ключевым в технологии Воскобовича. Взрослый будет выступать полноправным партнером малыша, несмотря на возраст.
  6. Высокая вариативность. К играм предложено много заданий, начиная с манипулирования и заканчивая сложными развивающими упражнениями.

Значение сказки в играх

На первое место при создании игр Воскобович ставил интересы детей. Зная о том, как малыши любят сказки, он включил их в свои методические пособия. Читая сказку и помогая сказочным героям, дети незаметно переходят к обучению.

Вместе с героями сказок, мудрым вороном Метром, храбрым малышом Гео, хитрым, но простоватым Всюсь, забавным магноликом, пауком Юком, Нетающими льдинками, Чудо-Цветиком и пчелкой Жужжой ребенок отправляется в путешествие по фиолетовому лесу и помогает им справляться со злом, выполняя задания.

Фиолетовый лес – это сенсомоторная среда для детского развития. Она состоит из разных игровых зон. В этих зонах персонажи обучают ребят играть в разнообразные игры, помогает им в этом сказка.

Как играть с ребенком

При приобретении игры внимательно прочитайте инструкцию к ней и следуйте всем правилам.

Важные этапы игры:

  • Взрослому необходимо познакомить ребенка со сказочными героями, подобрать упражнения подходящей степени сложности и устроить игру вместе с малышом.
  • Необходимо дать детям возможность усвоить игровые приемы, приобрести необходимые навыки конструирования, выполнить задания.
  • Теперь дети могут приступить к самостоятельной игровой деятельности, придумать задания, сконструировать свои формы и сделать к ним схемы.

Требуется дополнительно способствовать развитию речи ребенка в игровой деятельности, так как в основном дети все делают с помощью рук, и взаимодействия с окружающим миром практически нет. Ребенок может прокомментировать действия, заново рассказать сюжет сказки, подробно проговорить варианты выполнения сказочных заданий.

Во время игры необходимо устраивать небольшие физминутки. Малыши не всегда могут усидеть спокойно на одном месте, а игры Воскобовича, как правило, этого требуют. Поэтому следует начинать играть с ребенком очень недолго. Для начала вполне хватит 10 минут. По истечении этого времени отложите игру. Когда ребенок будет готов продолжить, можете снова поиграть с ним.

Запаситесь терпением и одобряйте действия малыша как можно чаще, вместе с ним радуйтесь его успехам и победам. Не надо его ругать в случае ошибки. Технология Воскобовича предполагает окружение ребенка непринужденной атмосферой, дающей возможность мыслить креативно. Во время игры между малышом и родителем должны царить партнерские отношения.

Плюсы и минусы технологии Воскобовича

У детей, которые регулярно занимались играми Воскобовича, ярко выражены умения:

  • проанализировать информацию;
  • сравнивать;
  • отлично справляться с ориентировкой на плоскости;
  • считать и читать;
  • отличать и называть геометрические фигуры;
  • распознавать цвета;
  • сосредотачивать внимание на протяжении длительного периода;
  • выполнять поставленные задачи;
  • заканчивать начатое дело.

У детей, занимающихся по этой методике, очень хорошо развиты память и мышление, умение сосредоточиться находится на высоком уровне.

Популярные игры Воскобовича

Абсолютно все игры Воскобовича имеют свое направление в развитие ребенка.

Рассмотрим подробнее. С большинством игр, представленных ниже, можно познакомиться, посмотрев короткие видеоролики в конце описания пособия.

Квадрат

Пособие содержит 32 треугольника разного цвета. Они располагаются на установленном расстоянии по отношению друг к другу и приклеены к тканевой основе, которая отлично сгибается. В игре работают 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Для малышей до 5 лет для игры предусмотрен квадрат из двух цветов, а для ребят постарше квадрат из 4 цветов.

«Квадрат Воскобовича» с легкостью трансформируется в разные формы: самолет, черепаха, дом и другие. Формы собираются как плоские, так и объемные. Можно воспользоваться для сборки готовыми схемами, а можно пофантазировать и придумать свой образ. Всего схем сложения более 100.

Занимательная сказочная история о тайнах ворона Метра и материалы, которые потребуются в процессе игры, предложены в комплекте. Такие герои, как мама Трапеция, папа Прямоугольник, дедушка Четырехугольник, кроха Квадрат помогают ребятам справиться с предлагаемыми задачами.

Игра может оказать содействие в формировании у ребенка:

  • умения смотреть на ситуацию в целом, не зацикливаясь на мелких деталях;
  • способности к моделированию;
  • хорошего уровня развития ориентирования в пространстве;
  • креативности, памяти, внимательности, старательности.

Можно услышать такие названия этой игры, как «Кленовый лист», «Косынка», «Вечное оригами».

Игровизор

Игра, позволяющая сэкономить много бумаги на рисовании, прохождении лабиринтов и выполнении других различных заданий, которые требуют прорисовки.

Игровизор состоит из:

  • подложки – листа заламинированного картона, на котором расчерчена сетка;
  • прозрачный пластик, рисуют по которому маркерами на водной основе.

Между собой листы скреплены пружиной. На подложке в углах нарисованы животные. С их помощью малышу легче ориентироваться на листе. Лев живет в левом верхнем углу, лань в левом нижнем углу, павлин красуется в правом верхнем углу, а пони в правом нижнем углу.

С помощью игровизора можно:

  • просто рисовать;
  • под пластиковый лист положить развивающее пособие и обводить (показывать путь по лабиринту, обводить по контуру, проводить по дорожкам);
  • можно писать графические диктанты , обучающие ребенка ориентированию на плоскости, изображать фигуры, копировать изображение по клеточкам, знакомить с понятием симметрии и т.д..

В продаже можно встретить 3 варианта игровизоров:

  1. игровизор;
  2. игровизор в комплектацию которого включен синий маркер на водной основе;
  3. игровизор с синим маркером и еще в комплекте к нему предлагается 5 пособий, предназначенных для разного возраста детей от 3 до 8 лет.

Для удаления маркера с пластикового листа можно использовать флисовые тряпочки.

Несомненными достоинствами игровизора будут являться его экономичность (заданиями можно пользоваться неоднократно), вариативность (с помощью одного листа можно решить несколько задач), самоконтроль (ребенок сможет самостоятельно увидеть ошибку и принять меры для ее исправления).

Теремки

Это игра получила свое признание за то, что является прекрасным средством обучения детей раннего возраста чтению. Играя, дети складывают слоги , а потом и складывают из слогов слова.

В комплекте 12 кубиков в форме теремка. Во всех теремках есть окно или арочка для гласных букв. Отдельно предложены гласные-сундучки. Забавные артисты, с именами, начинающимися с гласной буквы, позовут малыша в их мир. Чтобы получить слог, кроха должен взять соответствующий сундучок-гласную и поставить его в окно согласного теремка. Образовавшийся слог необходимо пропеть. Таким же образом кроха будет познакомлен с ударением и мягким и твердым знаком. Для проведения игр предложена инструкция, с детальным описанием их хода.

Играя в «Теремки», дети смогут расширить свой словарь, развивать творческие способности. Также игра поспособствует успешному развитию психики ребенка.

Складушки

Весьма колоритно выполненное пособие для игр, поможет со знакомством малыша с гласными и согласными буквами, поможет понять принцип складывания слогов. Пособие сделано подобно книжке, страницы которой украшают яркие картинки. Сказочные персонажи предлагают малышу разучить стихи, и спеть песенки.

Диск со всеми песнями предоставляется с комплектом. Книжка задействует визуальную, осязательную и слуховую восприимчивость ребенка. Она окажет положительное воздействие на развитие у детей внимательности, старательности, прилежности, памяти.

Чудо-крестики

Эта головоломка имеет много функций и будет содействовать формированию начальных математических представлений, фантазии, оказывает поддержку ребенку в его изобретательных проявлениях.

Игра выглядит как рамка с вкладышами, отличающимися формой и цветом. Использующиеся геометрические фигуры собираются из отдельных частей. Именно такие упражнения предлагаются ребенку при первых играх. Когда кроха начнет хорошо справляться с этими упражнениями, они усложняются. С помощью предложенных схем малыш будет составлять разнообразные образы фигур и предметов. В «Альбоме фигурок» представлена наглядность к головоломке.

Игра поможет ребенку познакомиться с основными цветами, поспособствует развитию умений сравнивать и производить анализ, сформирует представления о целом и части, научит пользоваться схемами.

Фонарики. Эталоны формы

В комплекте предложены «фонарики» - эталоны разных форм и размеров. К полю игры, выполненному из ковролина, они закрепляются с помощью ленты. Поле для игры можно располагать как горизонтально, так и вертикально.

В альбоме, который входит в комплект, предлагаются различные схемы для конструирования фигур. Можно работать, опираясь на них, а можно проявить воображение и придумать самостоятельно. Альбом подразделен на темы: человек, животные, бабочки и другие. Это сделано для удобства его использования.

Пособие способствует:

  • развитию изобретательных способностей и воображения;
  • речевому развитию ребенка;
  • развитию мелкой моторики;
  • сенсорному развитию малыша;
  • развитию тактильной восприимчивости;
  • развитию внимательности;
  • интеллектуальному развитию;
  • развитию мыслительных процессов;
  • развитию памяти;
  • развитию математических навыков: количественный счет, понятия «больше-меньше», пространственные отношения, знакомство с геометрическими фигурами;
  • развитию умения конструировать на плоскости.

Чудо-соты

Игра, которая предназначается для детей разного возрастного диапазона. Ее можно назвать и головоломкой, и конструктором. Она сделана в форме рамки, в которой сделаны отверстия в виде сот. В каждой соте содержится подборка геометрических фигур. Количество деталей во всех сотах разное. Цвета тоже разные. В красной соте – одна деталь, зеленая – две, оранжевая – четыре, желтая и синяя – по пять деталей. Например, зеленая сота состоит из двух трапеций.

Маленьким детям можно предложить разложить фигуры по цвету или форме, собрать головоломку. Спросите у него, как называются детали, или расскажите ему об этом. Можно попросить его построить башню или сделать дорожку, разложив при этом соты по количеству деталей.

Для ребят постарше предлагаются схемы, по которым они могут построить разные фигуры. Они могут пофантазировать и сложить свои фигурки. Получившиеся фигуры используются в качестве трафарета: обводить и раскрашивать. Героями сказки чудо-сот являются пчелка Жужа и Каррчик. Вместе с ними ребята путешествуют и делают разнообразные задания.

Конструктор «Чудо-соты» будет развивать у крохи:

  • логику;
  • умение находить решения математических задач;
  • мелкую моторику;
  • зрение;

Игра познакомит ребят с геометрическими фигурами, даст представление о понятиях «часть и целое».

Логоформочки

Поле этой замечательной развивающей игры составлено из квадратов 3*3 см. Снизу расположена подвижная линейка, пользуясь которой можно смоделировать геометрическую фигуру или составную. Составляются они из 3 эталонных красных фигур (круг, треугольник, квадрат) и 6 зеленых составных. Составные фигуры, которые образованы с помощью объединения верха и низа эталонных, получили свое название по схожести с предметами, которые они напоминают (ваза, грибок). Названия можно увидеть в инструкции. Можно предложить ребенку самому придумать названия.

Фигуры в горизонтальных и вертикальных рядах расположены в строгой последовательности. В вертикальных рядах все фигуры имеют одинаковый верх (вершки), в горизонтальных – низ (корешки). При помощи гвоздика расположенного на всех фигурах их удобно доставать и вкладывать обратно, как в формочки, так и на другие поверхности.

Можно придумать массу игр с логоформочками самим или воспользоваться готовыми, можно использовать формы как трафареты, создавать фигурки, обрисовывать ее и раскрашивать.

Игра развивает логику, мыслительные процессы, память, внимательность, мелкую моторику, фантазию.

Математические корзинки

С помощью этого пособия ребенок сможет совершить сказочное путешествие в страну математики. Герои игры, цифрята-зверята, помогут малышу освоиться в мире счета и закрепить его, побывать в гостях у чисел и выяснить их состав, будут подвергать цифры сравнению и совершать математические действия.

Ребенок вместе со сказочными друзьями собирает грибы-вкладыши в корзинки. Они устраивают соревнования, кто собрал больше грибов, а кто меньше, вместе размышляют, сколько грибов еще надо положить в корзинки, чтобы стало одинаково. Всего в инструкции описано 10 игр, которые можно предложить ребенку.

Шнур затейник

Это пособие выполнено в виде деревянной досочки с 27 сквозными отверстиями. В комплекте также идут красный, синий и зеленый шнурки. Задача малыша в том, чтобы пользуясь предоставленными схемами продевать шнурки в отверстие или наматывать их на крепления. В результате он получает рисунок или написанное слово.

Сказку «Филимон Коттерфильд», по сюжету которой основана игра, необходимо рассказать малышу предварительно. Нужно сопоставить волшебство фокусника и досочку, показав, как следует работать.

С помощью пособия можно провести графический диктант, что ускорит запоминание ребенком букв и цифр. Работая со шнурками, ребенок будет развивать мелкую моторику. Ориентирование в трех рядах креплений будет способствовать развитию пространственного мышления. У детей развивается внимательность, память, вырабатывается усидчивость.

Забавные цифры

В комплект игры входят 10 ярких красочных карточек с цифрами, сделанных из картона, и детальная инструкция. С помощью цифр в виде зверей можно сделать из скучного процесса обучения математике познавательную и увлекательную игру под названием «Цифроцирк».

На всех карточках нарисована не просто цифра, а цифрозверь, например 1 – это еж, 2 – зайчик… Информация, которую малыш получит играючи с цифрами-зверятами, запомнится намного быстрее, ведь она будут основана на конкретных образах. Получать знания от конкретного к абстрактному, для малышей необходимо, так они усваиваюих гораздо быстрее.

В прилагаемой инструкции описывается много игр с цифроцирком, которыми вы можете воспользоваться для занятий.

Цифроцирк познакомит кроху цифрами, натуральными числами, порядковым и количественным значением числа. Малыш с легкостью будет справляться со счетом в пределах 10, научится анализу, сравнению, сопоставлению и объединению чисел. Во время игры будет развиваться память, мышление, внимательность, фантазия, речь ребенка.

Геоконт

Название игры образовано от словосочетания «геометрический контур». Она представляет собой доску, на которой располагаются пластиковые гвоздики. В комплект входят цветные резиночки и подробная инструкция. В инструкции описаны необычные путешествия сказочных персонажей по лесу, встреча с пауком Юком и его цветными паутинами. Детям необходимо выполнить различные задания, чтобы помочь героям. Уровни сложности предложены разные, взрослый подбирает подходящий для конкретного ребенка.

Дети создают узоры, закрепляя резинки на гвоздиках по схемам или придумывая их самостоятельно. Можно изобразить дорожки, геометрические фигуры, сложные узоры-паутинки.

Играя, ребенок будет:

  • запоминать цвета, формы;
  • развивать моторику рук;
  • учиться ориентированию по системе координат;
  • развивать креативность;
  • учиться анализировать и сравнивать.

Кораблик «Плюх-плюх»

Пособие сделано в форме корабля с пятью мачтами, которые располагаются, возрастая по высоте. Возрастание обозначено цифрами от 1 до 5, расположенными в основании парусника. Мачты сделаны из деревянных реек. На них надеваются разноцветные паруса, пошитые из шероховатой ткани.

В основе игры лежит сказка о капитане Гусе и матросе Лягушке. С ними малыш совершает удивительное путешествие. Во время приключений, которые ожидают героев, ребенку предлагаются различные задания. Например, закрепить указанное количество парусов, разложить их по цвету и размерам.

Пособие является многофункциональным. Это отличная замена обычной пирамидке.

С его помощью:

  • малыш будет определять цвета;
  • научится сортировать предметы, с учетом количества, цвета и размеров;
  • сформируются начальные математические представления;
  • будет развиваться тактильная восприимчивость и мелкая моторика.

У «кораблика Плюх-плюх» имеется брат «кораблик Брызг-брызг». Основная суть игры с ним такая же. Отличие в том, что «кораблик Брызг-брызг» крепится к ковролину, у него семь мачт и паруса на липучке

Конструктор букв

Пособие представляет собой фанерную дощечку с закрепленными на ней резинками. Они выполняют функцию фиксации деталей буквы. В комплект включено 15 элементов разных форм для составления букв.

Конструктор поможет малышу в изучении алфавита. С его помощью можно выкладывать графическое обозначение каждой буквы, перестраивая ее потом в другую. Помощь ребенку будут оказывать жители сиреневого леса, которые очень хотят раздобыть секреты фокусника Филимона Коттерфильда.

Пособие окажет помощь ребенку:

  • в понимании того, как связаны между собой звук и буква,
  • в запоминании графического обозначения букв,
  • в развитии мелкой моторики и воображения.

Похожие публикации