Технологическая карта урока по истории. «Разработка технологической карты урока по истории Технологические карты по новой истории

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Калашникова Наталья Герценовна.

Предмет: история Класс: 10 Учебник (УМК): УМК по истории. «Россия и мир», А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. Москва.-:«Просвещение», 2007.

Тема урока: Древнейшая история нашей Родины Тип урока: комбинированный, с элементами исследовательской деятельности.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация «Древнейшая история нашей Родины».

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют:

* Регулятивными УУД:

Формулируют вопросы по теме на основе опорных слов (2 уровень).

Преобразовывают в практическую задачу в учебно-познавательную (2 уровень).

Умеют презентовать свою работу, анализировать, сопоставлять различные толкования исторических фактов, формулировать выводы, развитие умения вести конструктивный диалог

* Познавательные УУД:

Собирают и выделяют информацию, существенную для решения проблемы (1 уровень).

Умеют структурировать полученные знания

Умеют результативно мыслить и работать с информацией

* Коммуникативные УУД:

Умеют излагать своё мнение, создавать устные и письменные тексты.

К сожалению, не многие ученики владеют умением слышать, слушать и понимать партнера

* Личностные УУД:

Осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по освоению новых знаний¸ вспоминание материала о древнейшей истории нашей Родины, получение представления об основных этапах развития человечества в целом и нашей страны в частности.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

* Определяют основные понятия темы

* Называют стороны изучения древнейшей истории Родины

1 уровень – ориентируются в материале, распознают, узнают, определяют в речи.

2 уровень – воспроизводят информацию и способы действия по памяти; называют, определяют.

Регулятивные

* Организуют свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

* Выбирают адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.

* Планируют и осуществляют деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

3 уровень – самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий.

Познавательные

* Планируют и прогнозируют свои действия.

* Выполняют познавательные задания на поиск и извлекают нужную информации по заданной теме.

2 уровень – совместные (групповые) действия учащихся.

Коммуникативные

* Продуктивно общаются и взаимодействуют в процессе деятельности.

* Учитывают позиции других участников деятельности.

* Объективно определяют свой вклад в общий результат

1 уровень – высказывают свою точку зрения.

Личностные

* Вырабатывают свою жизненную позицию.

* Учащиеся проявляют познавательные интересы и формируют готовность к самостоятельному познанию.

2 уровень – выполнение учебного действия с использованием опорных слов.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебноговзаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

(5 мин.)

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;

Вызвать познавательный интерес к проблеме;

Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели

Создание проблемной ситуации сомнения.

Фиксация новой учебной задачи

Фронтальная

Добрый день, дорогие ребята!

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

На прошлых занятиях мы с Вами рассматривали «Античные цивилизации Средиземноморья», а теперь как думаете, что сегодня начнем изучать? Чтобы быстрее сообразить вам помогут картины на слайде.

Итак, тема урока: «Древнейшая история нашей Родины».

Обдумывают информацию.

Внимательно слушают.

Ученики отвечают.

Выявляют тему урока.

1.Осознают неполноту знаний и проявляют интерес к новому содержанию.

2.Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы (цель урока).

Познавательные УУД:

Воспроизводить знания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

Ориентировоч-ный этап

(5 мин.)

Организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования

Беседа

Групповая, фронтальная

Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы.

Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий.

Записывают план урока:

1.Древние люди на территории нашей страны

2. Греческая колонизация Причерноморья

3. Скифское государство

Регулятивные УУД:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата

Поисково-исследователь-ский этап

(10-15 мин.)

Организовать поиск решения проблемы

Исследование (сбор и анализ фактов, обобщение)

Индивидуальная, парная

На карте показывает территории нашей Родины, ее границы.

Рассказывает про первые поселения древних людей на территории Северного Кавказа и в районе реки Кубань.

На карте показывает эти территории.

Рассказывает про то, что по одиночку жить было трудно и люди объединялись в небольшие группы.

Показывает на карте дальнейшее заселение нашей страны на территории Нижней Волги и Среднего Урала.

Рассказывает про то, что погодные условия изменились, наступило похолодание. Для приспособления к погодным условиям, человеку пришлось расселять все дальше на север.

На карте показывает территории заселения Сибири и севера европейской части России.

Рассказывает про появление земледелия, скотоводства и ремесла.

Рассказывает про то, что постепенно начинает распадаться первобытное общество. Родовые узы ослабевают и на смену приходит соседская община.

Постепенно появляется государство. Спрашивает что такое государство и какие его главные признаки.

Плавно переходит к рассказу про греческую колонизацию Причерноморья, на карте показывает территории заселения. Спрашивает что такое колонизация.

Рассказывает про время и какие города-государства были образованы.

Слушают учителя.

Смотрят на карту, затем в тетрадях записывают дату и место заселения.

Внимательно слушают и записывают в тетрадях дату и дальнейшее место заселения.

Внимательно слушают учителя и говорят что такое государство и его признаки.

Затем определение и признаки записывают у себя в тетрадях.

Смотрят на карту и отвечают что такое колонизация.

Слушают и записывают основные даты.

Познавательные УУД:

Искать и выделять необходимую информацию;

Выборочно пересказывать текст;

Структурировать

Практический этап

(10-15 мин.)

Обеспечить применение полученных знаний для обеспечения новых фактов, доказательства своей точки зрения

Исследование.

Беседа

Групповая, парная, индивидуальная

Говорит про то, что в V в. до н.э. было создано Боспорское государство. Дает задание, чтобы они прочитали материал учебника на стр. 55 и доказали, что Боспорское царство являлось развитым государственным объединением.

Рассказывает про возникновение Скифского государства, основные события.

Читают материал учебника и в тетрадях записывают доказательство того, что Боспорское царство является развитым государством.

Затем идет беседа.

Внимательно слушают учителя, записывают дату возникновения государства.

Читают материал учебника, обдумывают задание и в тетрадях чертят схему «Система управления Скифским государством».

Затем один из учеников выходит к доске и чертит полученную схему.

Предметные УУД:

Коммуникативные УУД:

участвовать в парном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Рефлексивно-оценочный этап

(5-7 мин.)

Осмысление процесса и результата деятельности

Беседа

Фронтальная

Делает вывод о том, что таким образом закончилась античная эпоха на территории нашей страны, получившая распространение лишь в одном её уголке – Причерноморье.

Задает домашнее задание:

Выставляет оценки.

Внимательно слушают учителя, для себя делают вывод про древнейшую историю нашей Родины.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД:

санкционировать факт завершения действий

Коммуникативные УУД:

адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании

Ход урока:

I. Организационный момент – учитель готовит класс к уроку: доску, включает презентацию, интерактивную доску.

II. Проверка домашнего задания:

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Присаживаетесь! Для того, чтобы посмотреть как вы усвоили тему «Античные цивилизации Средиземноморья» предлагаю вам выполнить небольшую проверочную работу. Работа состоит из двух вариантов (приложение 1). Дети выполняют проверочную работу.

Надеюсь, вы хорошо справились заданием.

III. Изучение нового материала.

Учитель: На прошлых занятиях мы с вами рассматривали «Античные цивилизации Средиземноморья», а теперь как думаете, что сегодня начнем изучать? Чтобы быстрее сообразить вам помогут картины на слайде (слайд 1). Дети отвечают: про Россию. Верно, мы сегодня начнем разбирать историю нашей Родины. Итак, тема урока «Древнейшая история нашей Родины» (слайд 2). Открываем тетради, пишем число и тему урока. Дети записывают тему урока. Работать мы будем по такому плану: 1. Древние люди на территории нашей страны. 2. Греческая колонизация Причерноморья. 3. Скифское государство (слайд 3). Исходя из плана, давайте определим наши задачи. Дети отвечают, что нужно рассмотреть где именно были расселены древнейшие люди на нашей Родине; каким образом проходила греческая колонизация Причерноморья; какое было Скифское государство.
Учитель: Наша Родина - Россия располагается на огромных просторах Евразии – от Балтийского моря на западе до Тихого океана на востоке, и от Северного Ледовитого океана на севере до Черного моря на юге (слайд 4). Эта территория была обитаема с незапамятных времен. Древние люди поселились на территории нашей страны с незапамятных времён. Примерно 700 тыс. лет назад они появились на Северном Кавказе и в районе реки Кубань (слайд 5-6). Жизнь была полна опасностей и выжить в одиночку было очень трудно. Люди объединялись в небольшие группы по 20-30 человек (слайд 7). Они стали называться человеческим стадом. 100 – 35 тыс. лет назад – поселились на территории Нижней Волги и на Среднем Урале (слайд 8). Дети записывают в тетрадях дату и место заселения. Около 80 тыс. лет назад условия жизни резко изменились – наступило похолодание. На смену теплолюбивым животным пришли мамонты, бизоны, шерстистые носороги, северные олени, лошади (слайд 9-10). Для приспособления к погодным условиям, человеку пришлось расселять все дальше на север. 35 – 10 тыс. лет назад – заселение Сибири и севера европейской части России (слайд 11). Дети записывают в тетрадях дату и место заселения.

14-12 тыс. лет назад в результате ледникового периода многие животные вымерли. И теперь человеку, занимающемуся только охотой и собирательством было трудно себя прокормить. Внимательно посмотрев на картину, можно увидеть чем они уже занимались в это время (слайд 12). Дети отвечают: рыболовство, скотоводство, земледелие. Верно, из древнего собирательства на юге нашей страны 5 тыс. лет назад постепенно зарождается земледелие. На смену охоте приходит скотоводство (слайд 13). Научившись работать с глиной, люди стали изготавливать посуду. Женщины научились прясть волокна и шить одежду из ткани. На слайде вы можете увидеть посуду, изготовленную в это время (слайд 14). Постепенно родовые узы ослабевают, которая характеризовалась коллективным трудом и потреблением, где люди связаны родством. На смену приходит соседская (территориальная) община, основанная на выделении из рода малых семей отдельно ведущих свое хозяйство. Соседские общины затем объединялись в племена (слайд 15). Естественно выделяется знать. Функции старейшин и вождей: 1. Руководили коллективными работами. 2. Контролировали обмен с другими племенами. 3. Следили за соблюдением установившихся порядков. 4. Поднимали племя на защиту от врагов (вожди) (слайд 16). На смену племенам приходит государство (слайд 17). Скажите мне, пожалуйста, что такое государство и какие его признаки? Дети отвечают: государство – это единая территория населения, существует единая организация. Признаки: армия, территория, ответственность, население, единые законы. Так, давайте определение запишем: государство – это самостоятельная организация, обладающая суверенитетом, специальными механизмами управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории (слайд 19). Признаки государства: а) наличие аппарата власти и управления, аппарата принуждения; б) разделение населения по территориальным единицам; в) суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах; г) принятие ряда обязательств перед народом (защищать территорию, бороться с преступностью, осуществлять цеди общего благополучия и др.); д) существование ряда монопольных прав (право издавать законы, выпускать денежные знаки, собирать налоги, выпускать займы и т.д.) (слайд 20).

Более быстрые темпы общественного прогресса наблюдались в районе Причерноморья. Катализатором ускорения стала массированная греческая колонизация (слайд 21). Скажите, мне, пожалуйста, что такое колонизация? Дети отвечают, что колонизация – это перемещение населения из одной территории в другую. Первые государства возникли на юге нашей страны. В VII – VI в. до н.э. на побережье Чёрного моря образовались города-государства Ольвия, Пантикапий, Херсонес и др. В V в. Объединились в Боспорское государство (слайд 22). На картинах вы можете посмотреть развалины Ольвии и картина, где сделана реконструкция Пантикапея. Дети смотрят на картины. Ближайшими соседями греков в Причерноморье были ираноязычные племена – скифы, которые разделялись на скотоводческие и земледельческие. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а скифы-земледельцы – осёдлый (слайд 23). Какой это кочевой образ жизни? Дети отвечают: кочевой образ жизни – это перемещение народа из одной территории в другую, когда происходит истощение земли. Хорошо. Какой это осёдлый? Дети отвечают: осёдлый образ жизни – это проживание народа на одной территории. Так, хорошо, ответили верно.

Запишите у себя в тетрадях дату возникновения Боспорского государства. Ученики записывают. Теперь используя текст учебника на стр. 55 докажите, что Боспорское царство являлось развитым государственным объединением (слайд 24). Время для выполнения вам дается 5 минут. Дети читают учебник и выделяют доказательство того, что Боспорское царство действительно являлось развитым государственным объединением. Ответ учеников: Боспорское государсвто – развитое государственное объединение, потому что имеет свою территорию (Таманский полуостров и другие земли на восточном побережье Азовского моря) столица – Пантикапей, власть передается по наследству, культура и экономика, развита торговля). Идет беседа. Хорошо, вы верно определили доказательства.

Для противостояния захватчикам, скифские племена стали объединяться. Во главе сильного племени стоял царь. Так появилось IV в.до н.э. Скифское государство (слайд 25-26). Дети записывают дату возникновения Скифского государства . Теперь, ваша задача используя текст учебника на стр. 55-56, составить схему «Система управления Скифским государством» (слайд 27). Время для выполнения вам дается 5 минут. Дети читают материал и чертят у себя в тетрадях схему. Один из учеников выходит к доске, и чертит.

Схема «Система управления Скифским государством»

Племена

Земледельческие

Скотоводческие

Совет старейшин (вожди) выбирались населением

ЦАРЬ Совет знати ограничение власти

(власть по наследству ) Народное собрание царя

IV. Заключение

Таким образом закончилась античная эпоха на территории нашей страны, получившая распространение лишь в одном её уголке – Причерноморье.

V. Домашнее задание (слайд 28).

Выставление отметок.

Приложение 1 .

1 вариант.

2. Греческий правитель, который отменил долговое рабство в Афинах:

а) Клисфен в) Александр Македонский

б) Солон г) Октавиан Август

1) Марафонский бой А) 776 г. до н.э.

2) Солон избран архонтом Б) 490 г. до н.э.

3) Основание Рима В) 594 г. до н.э.

4) Первые Олимпийские игры Г) 753 г. до н.э.

4. Укажите, как называется полуостров, на котором жили древние римляне:

А) Балканский Б) Крымский В) Апеннинский В) Пиренейский

5. Выпишите те утверждения, с которыми вы согласны (выпишите только цифры):

480 г. до н.э.

Проверочная работа по теме «Античные цивилизации Средиземноморья»

II вариант

1. К периоду античности относятся государства:

а) Древняя Греция в) Древний Рим

б) Древний Египет г) Древняя Индия

2. Основателем и первым царём Рима считается:

а) Ромул; б) Рем; в) Римус; г) Рама; д) Роман; е) Ромей

3. Соотнесите правильно даты и события.

1) Сражение в Саламинском проливе А) 776 г. до н.э.

2) Основание Рима Б) 27 г. до н.э.

3) Первые Олимпийские игры В) 753 г. до н.э.

4. Последним царём Рима считается

а) Тарквиний Гордый; б) Пирр; в) Юлий Цезарь; г) Ромул Август

5. Выпишите те утверждения, с которыми вы не согласны (выпишите только цифры):

1) основой античной цивилизации был полис-государство

2) основы греческой демократии заложил Перикл

3) возникновение театра в Греции связано с именем бога Диониса

4) среди спартанцев было много философов и художников

5) царь Леонид командовал греческими войсками при Марафонской битве

6) после изгнания последнего царя Тарквиния Гордого Рим стал республикой

7) в ходе борьбы плебеев с патрициями, плебеи добились записи законов («Законы Хаммурапи»)

6. Написать с каким событием связана дата –

Технологическая карта урока истории

Класс, дата, предмет : 9 класс (уровень обучения - базовый), 15.02.17, история.

Тема урока : « ».

Тип урока : открытие нового знания.

Вешникова Е. В.

Цель: создание условий для усвоения и осмысления школьниками важнейших аспектов внутренней политики Советского государства в 1930-е гг., формирование образовательных компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной и др.) по теме « Политическая система СССР в 1930-е гг. »

Формы работы : фронтальная, групповая, парная.

Формирование УУД:

    Предметные: обучающиеся будут знать смысл понятий «тоталитаризм», «культ личности», критически оценивать особенности внутренней политики СССР в 1930-е гг., уметь определять причины и прогнозировать следствия общественных процессов.

    Личностные: обучающиеся будут уметь оценивать собственную учебную деятельность на уроке, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Метапредметные:

    Познавательные: обучающиеся будут уметь ориентироваться в своей системе знаний, сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

    Регулятивные: самостоятельно планировать пути достижения учебных целей, инсценировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

    Коммуникативные: планировать цели и способы сотрудничества и совместной деятельности с учителем и в группе; аргументировать и отстаивать своё мнение.

Учебник: «История России. XX – начало XXI века. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений» / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт.- М.: Просвещение, 2011 г.

Литература:

    Домашек Е. В. Обществознание в схемах и таблицах / Е. В. Домашек, О. В. Вильчинская, А. В. Чагина. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 190, -с. – (Без репетитора).;

    -с. – (Серия «Справочник»).

Оборудование : ПК, экран, инструктивные карточки.

Всякий революционер кончает как палач или как еретик.

(Альбер Камю)

Деспотизм - вот к чему ведет торжествующая общая воля; а чей деспотизм - одного, нескольких или всех, - это уже несущественно.

(Бенжамен Анри Констан де Ребек)

Борцы за народное счастье не любят счастливых людей.

(Аркадий Давидович)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, пожелание успеха, деление класса на группы.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация и мотивация к учебной деятельности

Ребята, вы, вероятно, обратили внимание на тот факт, что на доске не записан а тема урока, но на экране ПК имеются эпиграфы (читает).

Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам разгадать ребусы, эпиграфы на доске – это тоже своего рода подсказка.

С каким понятием ассоциируются у вас эти слова?

Разгадывают ребусы,

1 группа, слова – «сталинизм», «власть», «репрессия»;

2 группа – «социализм», «контроль», «партия».

Учащиеся приходят к выводу, что ключевое слово здесь – «политика». Затем определяют тему урока и записывают тему урока - «Политическая система СССР в 1930-е гг.».

3. Целеполагание и постановка проблемного вопроса

Учитель:

Ребята, а чего о политике СССР 1930-х гг. вы еще не знаете, но хотели бы узнать?

Учитель записывает на доске о том, что необходимо узнать о:

    государственной политической идеологии СССР в 1930-е гг.;

    формировании культа личности Сталина и сталинских репрессиях;

    национальной политике советского государства в 1930-е гг.

Ребята, А. Давидович писал: « Борцы за народное счастье не любят счастливых людей» (эпиграф). -Почему?

Не все могут ответить на этот проблемный вопрос, поэтому учитель предлагает вернуться к нему после проработки нового материала.

Учащиеся отвечают, ставят учебную задачу.

Пытаются найти ответ на проблемный вопрос.

4. Открытие нового знания

Ребята, а как бы вы сами ответили, что такое тоталитаризм? (вопрос для 1 группы), а что такое культ личности? (вопрос для 2 группы).

Группам предлагается обсудить и самостоятельно дать определения данных понятий, при этом 2-м учащимся предлагается поработать со словарями и найти в них данные определения.

Внутренняя политика в Советском Союзе в 1930-е годы была непростой. О том, каковы особенности политической системы СССР, мы постараемся ответить, когда снова поработаем в группах. У вас на столах есть инструктивные карточки, выполняя задания, записанные в карточках, вы сумеете выявить особенности внутренней политики СССР в 1930-е гг.

Слушают учителя.

Выполняют задание (в группах).

Затем группы формулируют определения, 1-й учащийся читает определение из словаря, 2-й – из учебника (с. 190). Далее формулируются более точные определения (в соответствии с текстом слайда) и записываются в тетрадь (слайд 2 ).

Учащиеся выполняют задание 1, далее – выступления и презентация материала от групп.

5. Физминутка

Проводит физминутку для снятия статического напряжения.

Выполняют упражнения.

6. В ключение в систему знаний и повторение

А) Работа с текстом.

Ребята, мы уже узнали о том, каковы были особенности политической системы Советского Союза в 1930-е гг., как происходило формирование культа личности Сталина. Пожалуйста, откройте учебник на стр. 188 («Национальная политика»), самостоятельно прочитайте текст и по ходу чтения сделайте простым карандашом пометки:

V - это уже знал; + - новое; ? - не понял; ! - не согласен; - - думал иначе.

Можно ли утверждать, что произошло свертывание курса 1920-х гг. на развитие национальных культур? Каковы причины и следствия данного процесса? Почему?

Б) «Проблемный вопрос».

Учитель предлагает вернуться к проблемному вопросу, поставленному в начале урока и, обсудив его в парах, ответить на него.

А теперь давайте обратимся к началу нашего урока и ответим на вопрос: достигнута ли цель урока?

Учащиеся читают материал учебника, далее - объясняют, какой символ они поставили и почему, с какой информацией и почему они не согласны и т. д.

Отвечают на вопрос учителя.

Работают в парах, отвечают на проблемный вопрос.

Отвечают на вопрос учителя.

7. Домашнее задание

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. Д/з: §25, найти (выучить наизусть по желанию) одно из произведений А. Твардовского, А. Барто, С. Маршака.

Записывают домашнее задание.

8. Выставление отметок

Учитель комментирует ответы учащихся, выставляет отметки в дневник.

Выставляют отметки.

9. Рефлексия

Учитель предлагает ответить на вопрос: что нового узнали, был ли материал сложен, и заполнить на мониторе ПК в программе Microsoft PowerPoint «цветодневник ученика».

Отвечают на вопрос и заполняют «цветодневник».

Инструктивная карточка. Группа № 1

Задание 1

Прочтите текст учебника «Роль партии в жизни государства» (с. 182) и текст «Конституция 1936 г.» (Жукова Л. В. Справочник. История России с древнейших времен: для школьников и выпускников. ФГОС / Л. В. Жукова. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 527, -с. – (Серия «Справочник»).

Используя материалы текстов, справочные материалы, знания, полученные на уроках истории, оформите схему «Политическая система в СССР В 1930-е гг.» и дайте краткую характеристику политическая системы Советского Союза в 1930-е гг.». В проекте можно использовать эпиграфы урока.

Справочные материалы: политическая система сталинизма: тоталитаризм, однопартийная система; контроль органов власти над всеми сферами жизни общества; партия – ядро тоталитарной системы; культ национального вождя.

Инструктивная карточка. Группа № 2

Задание 1

Прочтите текст учебника «Формирование культа личности Сталина. Массовые репрессии» (с. 185) и текст «Первый Московский процесс» (Жукова Л. В. Справочник. История России с древнейших времен: для школьников и выпускников. ФГОС / Л. В. Жукова. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 527, -с. – (Серия «Справочник»).

Используя материалы текстов, справочные материалы, знания, полученные на уроках истории, оформите мини-проект «Сталинские репрессии и противоречивость Конституции 1936 г.». В проекте можно использовать эпиграфы урока.

Справочные материалы: Московские процессы 1936-1938 гг. (осуждены 16 человек, расстреляны Зиновьев, Каменев, застрелились Томский, Орджоникидзе; массовые репрессии в армии, прокураторе; 1930-1941 гг. – репрессировано до 20 млн. «врагов народа»).

Технологическая карта урока

Дубовицкий П.С.

Предмет: История России. С древнейших времен

Тема урока: Политическая раздробленность Руси. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь.

Цель урока: сформировать знания у учащихся по одной из исторических тем.

Задачи образовательные: сформировать представление о периоде феодальной раздробленности

Задачи развивающие: развить мыслительные навыки установления причинно-следственные связей, проведения аналогий, использование индуктивного и дедуктивного методов познания, в ходе исследовательской работы на этапе урока.

Задачи воспитательные: воспитать чувство уважения к собеседнику, аккуратность в записях, ясность и четкость в формулировках, воспитать усидчивость.

Место и роль урока в изучаемой дисциплине: Понимание учащимися основных механизмов борьбы за власть в Древнерусском государстве, которое гораздо доступнее для понимания, в рамках одних из кризисных явлений в Истории России, позволить сформировать определенный набор мета-инструментов анализа для разбора последующих аналогичных явлений. К примеру Смутное время, Дворцовые перевороты и прочее. Благодаря изучаемому материалу, учащиеся смогут лучше понять географию центральной части восточной равнины, территорию будущего российского государства и сформировать первичное представление о взаимоотношениях с соседями.

Тип урока: Первичное ознакомление с темой, применение знаний и умений междисциплинарного характера.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Задачи

Методы

обучения

Формы

Обучения/ Использование ИКТ

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Организационный

Момент

(3-4 мин.)

Приветствие учеников,

Отметка отсутствующих

Информирование о проверке домашнего задания

Оглашение кратко плана занятий.

Групповое информирование всего класса.

Визуализация материала на доску, через проектор

Восприятие информации.

Формирование навыка построения плана деятельности и познавательной работы.

Запись краткого плана в тетрадь.

(не более 3-4 мин)

Умение самостоятельно при работе над выполнением домашнего задания, строить план ответа на вопрос.

Проверка домашнего задания/ Актуализация субъективного опыты учащихся

(5-7 мин.)

Групповая проверка наличия задания у каждого (не более 5-7 минут).

Подготовить учащихся к переходу к восприятию новых знаний

Групповая проверка наличия выполненного задания, по факту/

Выборочная проверка содержания задания, посредству фронтального опроса.

Активация памяти, актуализация полученных раннее знаний

Восприятие темы урока, в неразрывной, причинно-следственной вязи с предыдущими темами.

Индивидуальные ответы, с дополнениями других желающих.

Форма диалога, позволяет сформировать над-предметный навык коммуникации с другим.

Правила ведение дискурса (диалога с более чем 3-мя участниками)

Умение сохранять в памяти свой вопрос, до ожидания очереди его задать или что-либо добавить по теме.

Изучение новых знаний и способов деятельности

(10 мин)

Предоставить базовый материал учащимся для освоения темы и самостоятельного формирования представления по заданной теме.

Используются объяснительно-иллюстративные методы и методы проблемного изложения.

Использование проектора или географической карты княжеств Древнерусского государства.

Использование раздаточного материала с описанием Нестором ситуация опустения Киева.

Выстраивать причинн-следственную связь с прошлого занятия на данное,

Самостоятельно отображать на контурной карте крупнейшие княжества,

Ознакомится с раздаточным материалом (1-2 раза прочесть)

Развитие навыка установление причинно-следственных связей,

Умение быстро ориентироваться в картах

Развитие координации мышления и письма.

Умения корректно работать в потоке информации, выделять главные моменты, как в работе с контурной картой,так и при чтении неизвестного текста.

Важные вопросы задаются в процессе обучения учителем информации.

Второстепенные записываются.

В условиях ограниченного времени, требуется умение концентрироваться и самостоятельно планировать свои действия в тайминге.

Умение концентрироваться на работе

Первичная проверка понимания изученного

(7-12 мин)

Предоставить время для оператвной рефлексии информации.

Требуется время для вопросов

Требуется освоить раздаточный материал и ответить на ряд вопросов по теме, на базе карты, раздаточного материала и материала, полученного в ходе рассказа учителя.

Используются частично-поисковые методы и объяснительные при работы с источником, учебником и записанной информации.

На проекторе или доске, отображаются вопросы для самостоятельной подготовки на них.

Ученики, на базе полученного материала, пробуют найти ответы на вопросы по новой теме:

Вопросы по теме носят характер:

Отрытых вопросов «что стало причиной феодальной раздробленности» и др.

Сравнительных

«Плюсы и минусы феод.раздробленности»,

Вопросы комплексного характера

«какие факторы повлияли на различие в развитии княжеств».

Умение работать и отвечать на разного рода вопросы, формируем мета-предметные навыки и развивает гибкость мышления. В данном случае на историческом материале.

Учащиеся организуются по парно или по 3 человека, из соседей, для поиска ответов на предоставленные вопросы.

Работа в небольших группах, позволяет развить над-предметные навыки коммуникации и разделения обязанностей, а также умения коммуницировать с разными людьми (друзьями и просто знакомыми).

В отведенное время (не более 10 минут), участники предоставляют ответы.

Ответы записывает группа на листке.

Смена деятельности позволяет развить у ребенка более гибкую и быструю скорость мышления, а также научить находить варианты решения ситуации в более короткое время.

(Инструментальный подход)

Применение изученного материала

Обобщение и систематизация,

(7-10-мин)

Выборочная проверка выполненных заданий.

На базе полученного результата, учитель делает вывод о мере включенности его в следующее задание;

Перед учащимися ставится задача из следующей темы, для использования навыков и знаний, полученных в ходе занятия

Используется исследовательский и объяснительные методы, метод «мозгового шторма»

Учитель описывает проблему следующего урока.

К примеру «Нашествие татаро-монгольского ИГА, поражение русских князей»

Учитель участвует в итоговой формулировке проблемы, к примеру

«причины нашествия и поражения князей»

и совместно с учащимися, «мозговой шторм» формирует причины поражения русских князей, используя материал данного занятия

Учащиеся в совместной поисковой деятельности, становятся исследователями, и это максимально развивает

Учебно-познавательную, коммуникативную компетенции учащихся

Каждый учащийся, декларирует свои знания в диалоге с другим, объясняя и передавая информацию сверстнику, а также учителю (как модератору)

Обще-коммуникативный процесс, развивает навыки учащихся до уровня - поиска смысла в диалоге и личностном развитии.

Формулирование аргументации, обоснование своей позиции и поиск консенсуса - ставит учащихся на новый уровень развития, в рамках ключевой коммуникативной компетенции

Передача знаний сверстникам, проведение аналитики, запись общих идей.

Группа учащихся формируется в коллектив, по принципу вовлеченности каждого в образовательный процесс

Контроль и самоконтроль

Коррекция

(7-10 мин.)

Проверка учителем всех данных, полученных от каждого представителя группы или сбор данных для проверки вне-урока

Коррекция работы post factum

Оценка работы

Формирование индивидуальных заданий для учащихся, на основе их ответов

Учитель подводит объяснительно-побуждающее умозаключение, по ходу освоения материала 1,3 темы.

На доске отображаются ключевые аспекты темы, признаки и тп. Сформулированные детьми.

Запись итогов работы, индивидуальное резюме

Обязательный контроль и оценка достижения учащихся, формирует ощущение завершенности работы и побуждает к новым задачам

Ответы учащихся по заданной теме

На основе ответов учащихся, учитель формирует индивидуальные (или групповые) задания для учащихся.

Домашнее задание

Подведение итогов учебного занятия/Рефлексия

(5 мин)

Запись на доске домашнего задания

Оценка действий групп, оценки индивидуальных достижений, в ходе занятия

Побуждающее умозаключение педагога, к освоению следующей темы

Учитель совместно с учащимися в оставшееся время, прорабатывает по принципу «минимум для каждого» эксплицированные ключевые позиции темы

Учащиеся комментируют позиции записанные на доске

Групповая и индивидуальная рефлексия по теме, развивает предметные познавательные навыки, закрепляет материал

Без помощи других, ученик самостоятельного комментирует некоторые позиции, ключевые аспекты темы

Закрепление материала каждым.

Учитель выбирает в конце занятия, не активных детей, побуждая их к рассуждениям (уровень ответа индивидуален)

Среднее время: 45 мин. (корректировка по факту)

Краткий итог урока:

Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): групповая работа активизировала наименее активных и усидчивых учащихся.

Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

Оценка достижения целей урока: в большей степени достигнута, при учете не сложности темы и большей части учащихся справившихся с домашним заданием.

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Учебный проект по дисциплине:

«____________________ИСТОРИЯ__________________»

Тема:

« Разработка технологической карты урока »

Исполнитель: Оглоблин. В.А.

Тверь.2016 год.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Цель урока

Рассказать о соседях славян, их местонахождении, занятиях, уровне развития и отношениях со славянами.

Образовательные ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания

План урока

1. Жители лесной полосы Восточной Европы

2. Тюркский и Аварский каганаты

3. Хазарский каганат

4. Волжская Булгария и Византия

Личностно значимая проблема

Благоприятное ли было окружение у славян для дальнейшего развития?

м етоды и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, технология сотрудничества, технология деятельностного метода

Основные понятия

колонизация, городище, каган, ислам.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. С помощью документов и письменных источников сформировать представление у учащихся о соседях славян; сформировать представление о взаимоотношениях и взаимовлиянии этих племен; учить формировать собственный взгляд на исторические события.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

формировать у учащихся научное мировоззрение о народностях, проживавших в VI-IX вв. рядом со славянами; воспитывать нравственные качества уважения к другим народам; формировать навыки и умения работать в коллективе. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории; развивать у учащихся творческие способности; развивать чувство воображения.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные : стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные : самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II.

Актуализация

знаний

Беседа

фронтальный опрос

работа с картой

занятия славян, религия. Беседа

1. Учитель обобщает ответы обучающихся, помогая сформулировать тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения

    С какими племенами мы познакомились на прошлом уроке?

    Кто такие праславяне?

    Когда и где проживали праславяне?

    К какой языковой группе относились народы Восточной Европы?

    Когда и на кого разделились балтославянские племена?

    Какую территорию занимали славяне?

    На какие ветви разделились славяне в Восточной Европе?

    Покажите на карте территорию заселения славянами в VI-VIII веках н.э.

    Покажите на карте племенные союзы славян поляне – р.Днепр; ильменские словене – оз.Ильмень; древляне, дреговичи; полочане – р.Полота; кривичи, родимичи, вятичи; северяне, волыняне; уличи, тиверцы.

1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради. Слушают.

Восточные славяне

Древние предки славян

В Центральной и Восточной Европе, 4 тысячи лет назад

Балтославянская индоевропейская языковая группа

В V веке до н.э. на балтов и славян

Среднее течение р.Днепр до р.Одер и от Карпатских гор до р.Припять; от Черного до Балтийского моря

Западные, южные, восточные; наши предки – восточные славяне

От оз.Ильмень до Причерноморских степей с севера на юг и от Карпатских гор до Реки Волга с запада на восток

Фронтальная работа.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради

Устные ответы

Записи в тетради

III.

Изучение

нового

материала

Работа с документами по группам

Чтение документа № 1

Работаем с картой

Чтение документа № 2

Чтение документа № 3

Вывод:

Работа с картой

Читаем документ №4

Работа с картой

Читаем документ № 5

Вопросы к документу

Работа с терминами

Работа ведется по документам, которые раздаются по рядам. Первый ряд получают раздаточный материал (документы № 1,2,3). Второй ряд получает раздаточный материал (№ 4). Третий ряд получает раздаточный материал (документы №5)

Знакомство с соседями славян мы начнем с жителей лесной полосы Восточной Европы, которые обитали на севере и северо-востоке от славян. Вот что об этом говорится в «Повести временных лет» - письменном источнике XII века:

Вопросы к документу:

Назовите народы, перечисленные в документе?

Учитель: Эти народы проживали на территории от Балтийского моря до Уральских гор.

«Расселение славян», находим перечисленные народы. На доску прикрепляем название языковой группы, к которой принадлежали эти народы – Финноугорские племена

Вопросы к документу:

О каких контактах с финноугорскими племенами мы можем узнать из документов?

Чем они занимались?

Почему эти слова поздно попали в письменные источники? (В основном в летописях содержались церковные сведения, исторические события, а не хозяйственная жизнь)

Вопросы к документу:

Какие сведения мы можем получить из этого документа о занятиях соседей славян?

Почему славяне не заимствовали у финноугорских народов слова: «кирвез», «ядр», «ягез»?

Жители лесной зоны жили в суровом климате, не получали большие урожаи. Поэтому занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, собирательством, а долгие зимние дни занимались ремеслом. Жили они в полуземлянках. Рядом с поселением строили городище – территория защищенная рвом и земляным валом – сюда в случае опасности сгоняли скот, приносили зерно и имущество. Религия – язычество.

На северо-западе проживали балты (балтийские народы). На доску прикрепляем термин. На карте находим племена: литовцы, латыши (латгалы), пруссы, ятвяги.нарва, ливы, эсты, земгалы.

Вопросы к документам:

О каких контактах славян с балтами говорят источники?

Вывод: Существовали тесные контакты, близкие языки, заимствование слов.

Религия – язычество.

Основные занятия – земледелие, охота, ремесло, рыбная ловля.

Прикрепляем на доску термин.

Чем занимались скифы?

Вывод: Происходило мирные контакты, постепенное проникновение и заимствование культур, слов

Весь, меря, мурома, черемисы, мордва, чудь, Пермь, ямь (емь)

а) Ловили рыбу – мойва, морж – новые виды для славян.

б) Осваивали новые предметы быта – нарты, пимы, нодья – для выживания.

в) Освоение природы – тундра, пурга, хижи – мелколесье.

Основное занятие - земледелие. Соседи славян заимствовали названия орудий труда – «серп», «цеп» - похожее произношение

У славян уже были вои названия – топор, соха, борона

а) Охота (зубр)

б) Обмен, торговля (дёготь, янтарь), кувшин.

в) Пища (травяные супы на основе лебеды). У славян зерновые супы и каши.

не Перун, а Перкунас, Перкунь

На юге соседями славян были ираноязычные племена. К ним принадлежали скифы. Они занимали территорию Северного Причерноморья и Крымский полуостров. На карте находим места проживания скифов.

Скотоводством, земледелием, ремеслом

бог, богатырь, хата, топор, собака

Общий вывод: Со всеми этими народами славяне мирно жили, происходило взаимное влияние друг на друга, мирного освоения соседних территорий. Такой процесс называется колонизация.

Индивидуальная работа.

Фронтальная

работа.

Фронтальная

работа

Фронтальная

работа

Фронтальная

работа

Фронтальная

работа

Личностные : проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные : совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе

знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план

Устные

ответы.

Устные ответы.

Устное задание

Записи в тетради

Устные ответы.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Работа в парах

Работа по карте

1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

Организация работы в парах или в группах.

На карте находим государства: Тюркский каганат, Аварский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Византийская империя.

Заполняем таблицу: Государственные образования тюркоязычных народов VI-IX вв. При отсутствии времени в таблицу заносим данные о Тюркском каганате, Аварском каганате, Хазарском каганате. Данные о Волжской Булгарии и Византийской империи ученики заносят в таблицу в качестве домашнего задания.

Учитель: Можем ли мы теперь ответить на основной вопрос? Благоприятное ли было окружение у славян для дальнейшего развития ?

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают друг другу вопросы

Да, с большинством народов и племен были добрососедские отношения, шло мирное проникновение на соседние территории и слияние языков. Военные конфликты не имели затяжного характера и происходили в основном с юго-восточными государствами. Это позволило в дальнейшем создать свое государство

1.Индивидуальная работа.

2.Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий в рабочей

тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Решение тестов

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

Конкретизирует домашнее задание

§ 2, продолжить заполнение таблицы

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

Соседи восточных славян

Хазарии

А) царь Б) каган В) император

А) гунны Б) финноугры В) скифы

А) Константинополь Б) Казань В) Рим

А) скотоводством Б) торговлей

В) военными походами

А) оброк Б) барщина В) торг Г) дань

А) 907 г. Б) 680 г. В) 860 г. Г) 911 г.

А) мурома Б) весь В) литва Г) меря

10. Поляне платили дань:

А) хазарам

А) Византий Б) Царьград

В) Рим Г) Константинополь

В) поляне Г) вятичи

А) Таматарха Б) Итиль

В) Саркел Г) Игрень

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

В) тюркскими

Соседи восточных славян

1. Религия иудаизм получила распространение

А) в Тюркском каганате Б) в Византии В) в Хазарии

2. Во главе Тюркского государства находился:

А) царь Б) каган В) император

3. В бога грома Перкуня верили:

А) гунны Б) финноугры В) скифы

4. Столицей Византийской империи был город:

А) Константинополь Б) Казань В) Рим

5. Авары в основном занимались:

А) скотоводством Б) торговлей

В) военными походами

6. Натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов называется:

А) оброк Б) барщина В) торг Г) дань

7. Первое, известное нам нападение Руси на Константинополь относится к:

А) 907 г. Б) 680 г. В) 860 г. Г) 911 г.

8. Путь «из варяг в греки» соединял:

А) Скандинавский полуостров с Византийской империей

Б) Скандинавский полуостров с Тюркским каганатом

В) Византийскую империю с Волжской Булгарией

Г) Волжскую Булгарию со Скандинавским полуостровом

9. Какое из данных племён не относится к финно-угорским:

А) мурома Б) весь В) литва Г) меря

10. Поляне платили дань:

А) хазарам Б) варягам В) булгарам Г) веси

11. Среди названий этого города укажите лишнее:

А) Византий Б) Царьград

В) Рим Г) Константинополь

12. Согласно "Повести временных лет" дань обоюдоострыми мечами заплатили хазарам:

А) северяне Б) ильменские словене

В) поляне Г) вятичи

13. Столица Хазарского каганата - город:

А) Таматарха Б) Итиль

В) Саркел Г) Игрень

14. Верны ли следующие суждения?

А. Ещё до появления восточных славян Восточноевропейская равнина была очень плотно заселена.

Б. Славяне с оружием в руках отвоевали у местных племён часть Восточноевропейской равнины.

А) верно только А Б) верно только Б

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

15. Государство Волжская Булгария было создано:

А) иранскими племенами Б) славянскими племенами

В) тюркскими племенами Г) финно-угорскими племенами

Документ №1

« … А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами, А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь,меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корь, нарова, ливонцы- эти говорят на своих языках».

Документ № 2

Контакты славян с финноугорскими народами. В скобках указаны даты, когда данное слово впервые появляется в письменных источниках, которые сохранились до наших дней.

(Народы России: энциклопедия, М.,1994,с.125)

Документ № 3

Контакты финноугорских народов со славянами.

«Основу экономики вепсов издревле составляло земледелие (с пережитками подсечной системы), главными орудиями которого служили топор (кирвез), соха (адр), борона-суковатка (ягез), зубчатый серп (сирп), цеп для молочения зерна (чеп)». (Народы России: энциклопедия, М., 1994, с.125)

Документ №4

Контакты славян с балтийскими народами (балты). Балты- это литовцы, латыши. А также ныне существующие пруссы, ятвяги. От балтийских народов к славянам пришли названия:

дегугцас , дегти -«гореть»

толока – работа общиной
за угощение, взаимопомощь

белорусы, поляки, русские,
украинцы

Лит: тэлкти - «набирать, нанимать»

янтарь - окаменевшая
древесная смола желтого цвета

белорусы, сербы, русские, украинцы, хорваты

Лит: гинтарас

баланда – жидкое кушанье
(чаще плохое)

белорусы, русские,
украинцы

Лит: баланда «лебеда»

кувшин – глиняный сосуд,
с ручкой, носиком

белорусы, русские

Лит: каушинас

Возможно, от балтийских народов нам достались слова: зубр – самбрис (на ятвяжском), рука – ранка (на литовском), десять – дэшимтас (на литовском), жив – гивас (на литовском), озеро – эжэрас (на литовском).

Документ № 5

Геродот о народах Северного Причерноморья

«Восточнее скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут… За рекой Герой идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таври (Крымский полуостров), а на восток- до рва, выкопанного потомками слепых рабов (на Керченском полуострове)»

В VII веке до н.э. скифы обитали в Причерноморских степях. В III веке до н.э. образовали рабовладельческое государство на территории современного полуострова Крым. Возможно потомки скифов слились с древнеславянскими племенами и обогатили славянский язык словами: «хорошо», «топор», «собака». Эти слова существовали на ряду со славянскими словами: «добро», «секира», «пёс».

Заполняем таблицу: Государственные образования тюркоязычных народов VI-IX вв.

хан
столица – Итиль

язычество,
иудаизм

кочевники-
скотоводы,
набеги

VIII в. брали
дань с
восточных
славян

Волжская
Булгария

ханство
(царство)

Среднее Поволжье

хан

ислам

земледелие, скотоводство

Xв.- зависимость от
хазар

XII в.подчинили
племена башкир

Византийская
империя

Балканский п-ов,
Малая Азия, Сирия,
Палестина, Египет

Император
(василевс)

земледелие,
ремесло,
торговля

могущественная
империя

Как называл летописец Нестор древний речной путь, обозначенный на схеме цифрой «1».

Пояснение.

Нестор называл этот путь «из варяг в греки».

Рассмотрите схему и выполните задание

Напишите название отмеченного на карте пути.

Пояснение.

На карте Древней Руси изображен торговый путь из варяг в греки, который проходил по рекам Русской равнины.

Перечень учебных и информационных ресурсов:

Программно-нормативное обеспечение:

    ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2009.

    Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

    Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории ().

    Историко-культурный стандарт ().

    Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.

Учебники, реализующие рабочую программу:

- «История России. 6 класс». Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова . 2 тт. М.: «Просвещение», 2016

Состав учебно-методиче ского комплекта:

    Учебник. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я. , под редакцией А. В. Торкунова .

    Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.

    Рабочая тетрадь. История России. 6 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.

    Комплект карт. История России. 6 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.

    Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.

    Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А.

    Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.

    Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.

Технические средства:

1.Проектор

2.Компьютер

3.Экран.

Ресурсы Интернет

    Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

    http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения

    http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет

    http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов

    http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей

    http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом

    http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"

    http://www.fipi.ru - ФИПИ

    http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ

    http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников

    http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)

    - Энциклопедия Кирилла и Мефодия

    - Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты

    http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;

    http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал

Урок истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Технологическая карта урока

Предмет: история России класс 6

Тема урока

Место урока по теме

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Второй урок по теме «Московская Русь в 14-16 веках»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный

Фронтальная, работа в паре, работа в группе. Приемы «Мозговой штурм», «Круг», составление сравнительной таблицы, «Дальше-дальше», продуктивные методы, активные методы.

Цель урока

Задачи урока

Сформировать представления о Москве как о центре борьбы с ордынским владычеством, определить внутреннее положение Орды и Руси накануне Куликовской битвы, выявить значение Куликовской битвы.

    На основе прослушанного материала, ключевых слов, анализа личностных качеств Дмитрия Ивановича усвоить этапы борьбы Москвы за политическое первенство

    На основе работы с источником информации, переработки ее и представлении в структурированном виде в группах иметь представление о внутреннем положении Руси и Орды, о военных событиях накануне Куликовской битвы.

    На основе индивидуального анализа источника информации проследить ход Куликовской битвы в том числе и на эмоционально-чувственном уровне.

    На основе собственных предположений и их сравнения с материалом учебника в парах выявить значение Куликовской битвы

    На основе рассуждений, имеющихся знаний, собственного опыта ответить на вопрос «Сохранили ли народы России чувство свободолюбия, любви к Родине, стремление к единению в современных условиях на доказательном уровне.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством,

Знать причины открытых военных столкновений Москвы и Орды

Точную дату Куликовской битвы, ее героев, значение Куликовской битвы для Руси, ее последствия.

Определять условия усиления Московского княжества; давать оценку личностным качествам Дмитрия Ивановича;

Давать сравнительные характеристики внутреннего положения Руси и Орды накануне Куликовской битвы;

Проследить ход Куликовской битвы, прогнозировать, уточнять ее значение;

Применять имеющиеся знания, умение рассуждать в нестандартной ситуации.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностно-смысловая

ТРКМ, технология активных методов обучения, обучение в сотрудничестве, продуктивного чтения.

мультимедийная презентация, лист ватмана с изображенным кругом, бланки выполнения задания, оценочные листы, тетради

ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: организационный 2 мин.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Здравствуйте, ребята!

Слайд №1 Москва современная и Москва 14 века.

Перед вами Москва современная – столица России и Москва 14 века. Какая связь между этими двумя изображениями?

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Личностно-смысловая – я пришел на урок, чтобы..

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения

Не оценивается

Включение в учебный процесс

II этап: постановка цели и задач урока 3 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез..

Слайд №2 Прочитайте наш эпиграф к уроку, попробуйте определить о чем сегодня будет наш урок?

Работа с эпиграфом урока (выведен на экран)

Шли годы. И с Москвою во главе Неспешно, потихоньку, понемногу, Из множества разрозненных земель Единое слагалось государство, Как из перстов слагается кулак.

Н. Кончаловская

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют.

Москва – единое сильное государство. Не желает мириться с игом ордынского

владычества. Связывают положение Московского государства с именем князя Дмитрия Ивановича.

Москва – сильный политический центр.

Москва – духовный центр русских земель.

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством .

Учебно-познавательная – анализ эпиграфа, принятие задач урока, коммуникативная – участие в обсуждении

Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности .

Появление цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

III этап: актуализация знаний 5 мин.

Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Задание 1. «Мозговой штурм» - Каждая пара предъявляет свои вопросы другой по теме «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» Ответившая пара предъявляет свой вопрос задавшей и т.д.

Демонстрируют знаний, умения по предыдущей теме. Критично относятся к вопросам-ответам.

Учебно-познавательная – установление соответствия, анализ. Продуктивная коммуникация.

Критерии оценивания: вопрос-ответ конкретный, точный (взаимооценка – свои баллы учащиеся фиксируют в оценочных листах)

Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности

IV этап: Усвоение новых знаний 25 мин.

Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии.

Прием «Круг» Лист ватмана с изображенным кругом. Круг разделен на 4 сектора (по количеству пунктов параграфа)

Итак, Московское княжество – единое и сильное. Могло ли оно претендовать на политическое первенство среди других русских княжеств? Согласны ли были другие русские князья отдать это первенство Москве? Значит, Москве нужно было побороться за первенство. Послушайте, как это было и ответьте на вопрос «Каким образом удалось Москве получить политическое первенство?» (Учитель ведет повествование и одновременно выстраивает в первом секторе колонку слов:

9 – летний Дмитрий Иванович.

Владимирское княжество.

Тверской князь борется

Сильная воля Дмитрия Ивановича (Слайд 3)

Договор князей.

Таким образом, мы видим, что Русь все сильнее желает избавиться от ордынского владычества. Какое положение внутри Московского княжества и Орды было накануне большой битвы?

Используя учебник истории проработайте материал на с. 158-159, заполните таблицу. (Учитель предъявляет КОЗ)

Во втором секторе пишет слова «Русь и Орда накануне битвы»

Могло. Учащиеся предполагают, что нет, что другие русские князья не хотели отдавать политическое первенство Москве

Опираясь на ключевые слова. учащиеся отвечают на вопрос «Каким образом удалось Москве получить политическое первенство?»

Но Орда просто так не отпустит Русь из своей власти. Значит, впереди у русских и ордынцев будет битва.

Задание №2 Выполняют КОЗ в группах Бланки выполнения розданы. (Слайд №4).

Учебно-познавательная – следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом. Коммуникативная – умение слушать, речь педагога – образец публичного выступления.

Информационная – извлечение информации в структурированном виде, ее фиксация.

Учебно-познавательная – установление соответствий, причинно-следственных связей, анализ, сравнение.

Коммуникативная - продуктивное сотрудничество – создание таблицы.

Личностно-смысловая - ценностное отношение к совместной деятельности.

Участие в диалоге, интерактивной беседе.

КОЗ: составление таблицы «Русь и Орда накануне решающего столкновения»

Представление работ. Сравнение с модельным ответом. Самооценивание по заданным критериям. Работа с оценочными листами.

Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения, участие в диалоге, принятие точки зрения других.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Создание таблицы.

Самооценка.

Организовать деятельность по изучению хода Куликовской битвы с эмоциональной «окраской» с последующей рефлексией - рассказом по плану.

И вот момент битвы настал. В третьем секторе появляется запись «Куликовская битва»

Прием «Пометы на полях»

1.Прочитайте с. 150-153 параграфа 18.

2. По ходу чтения делайте на полях пометки карандашом:

V- уже знаю,

Новое

? – не очень понятно

! – ценная информация

С – тревога, страх

В – восхищение

Г – гордость

Организовывает рефлексию по прочитанному в соответствии с пометами.

Задание №3 Самостоятельно индивидуально работают с источником информации, делают пометы на полях. Готовят рассказ по плану (слайд №5)

1.Осведомленность о действиях и состояния войска противника и их союзников.

2.Выбор места битвы.

3. Поддержка церкви.

4. Расположение войск Дмитрия. Засадная тактика.

5.Неожиданность появления свежих сил (засадный полк)

6.Разгром полчищ Мамая.

Участвуют 6 человек.

Учебно-познавательная – установление причинно-следственных связей, соответствий. Информационная - извлечение информации, соотношение знакомого и незнакомого, ключевыми словами.

Коммуникативная – высказывания учащихся, умение слушать других.

Личностно-смысловая – ценностное отношение к содержанию читаемого, чувство гордости за героическое прошлое России, за ее героев Дмитрия Донского, Владимира Храброго, Дмитрия Боброка-Волынского.

Взаимооценка по критерию (участвуют все ученики):

соответствие рассказа плану.

Работа с оценочными листами.

Осознанное, продуктивное чтение учебника, структурирование учебного материала, соотнесениение с планом. Взаимооценивание.

Организовать прогнозирование с последующими подтверждениями/опровержениями с помощью источника информации и проверкой по образцу.

Ребята, вы уже поняли: Куликовская битва имеет огромное значение для Руси. Предположите, каково значение этой битвы. Заполняется четвертый сектор круга словами «Значение битвы»

Свои предположения запишите в тетради (работа в парахтем учитель просит проверить эти предположения с помощью учебника.

Задание №4 Учащиеся записывают свои предположения в тетради (работа в парах)

Затем с помощью учебника корректируют их (при необходимости), проверяют и оценивают результат работы. (Слайд №6)

Выберите из трех вариантов рисунков образ Руси после Куликовской битвы (Слайд №7)

Учебно-познавательная установление причинно-следственных связей, соответствий, анализ материала.

Информационная – извлечение информации, ее переработка, проговаривание во внешней речи. Продуктивная коммуникация.

Корректируют свои предположения на основе работы с источником (при необходимости). После этого ответы сверяют с образцом на слайде и оценивают.

Предметная.

Умение ориентироваться в содержании предмета.

Информационная.

Умение использовать информацию источника, выделять ее для решения учебной задачи.

Коммуникативная -

освоение способов совместной деятельности.

Формирование навыков речевой деятельности.

VII этап: Рефлексия 6 мин

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.

На основе рассуждений, имеющихся знаний, собственного опыта ответить на вопрос «Сохранили ли народы России чувство свободолюбия, любви к Родине, стремление к единению в современных условиях?

Рефлексия «Классическая»

(педагог возвращает учащихся к «Кругу»)

1. Каковы были Ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать? 2

2. Перечислите трудности, с которыми Вы столкнулись: а) при изучении темы; б) при ответе на открытые задания.

3. Каким образом Вы преодолевали трудности? За счет чего?

4. Каков главный результат для Вас лично при изучении темы?

5. Чему Вы научились лучше всего?

6. Что Вам удалось больше всего при изучении темы и почему?

7. Что не получилось и почему?

8. Опишите динамику ваших чувств и настроений при изучении темы

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Коммуникативная – монологическая речь учащихся, учебно-познавательная – соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы, работы в паре, в группе.

Личностно-смысловая – развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Не оценивается

Умение систематизировать, обобщать изученное. Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения.

Соединять части в целое.

Высказывать суждения свои суждения.

Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Речевая культура

Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения.

Итог урока. Домашнее задание. Эмоциональная разрядка 4 мин

Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Наш урок заканчивается. Прошу вас оценить свою работу в баллах, соотнести общее количество баллов со шкалой оценок.

Запишите домашнее задание: прочитать с 147-154 учебника, выполните задания 1-6, «зайти» на «кафедру истории» - изучить документ, ответить на послетекстовые вопросы – по желанию.

Эмоциональная разрядка Прием «Я - сосулька». Спасибо за урок.

Оценочная деятельность по количеству набранных баллов.(Слайд №8)

Записывают домашнее задание.

Учебно-познавательная – соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке.

Личностно-смысловая – осознание учащимися значимости своей деятельности, осознание успехов/неуспехов, их причин.

Самооценка (по шкале) Оценка педагогом.

Логическая завершенность урока.

Рецензия

Технологическая карта составлена на основе учебной программы по истории России в 6 классе и учебного пособия по истории России с древнейших времен до 16 века под редакцией А Данилова, Н. Косулиной. Основные педагогические технологии, используемые для достижения учебной цели: ТРКМ, технология активных методов обучения, обучение в сотрудничестве, продуктивного чтения. В рамках урока используются определенные формы, приемы и методы работы: ф ронтальная, в паре, в группе. Приемы «Мозговой штурм», «Круг», составление сравнительной таблицы, «Дальше-дальше», продуктивные методы, активные методы. Предполагаемыми результатами обучения являются: оформирование знаний о том, что Москва – центр борьбы с ордынским владычеством, о причинах открытых военных столкновений Москвы и Орды, о точной дате Куликовской битвы, ее героев, значение Куликовской битвы для Руси, ее последствия; формирование умений определять условия усиления Московского княжества; давать оценку личностным качествам Дмитрия Ивановича; давать сравнительные характеристики внутреннего положения Руси и Орды накануне Куликовской битвы; проследить ход Куликовской битвы, прогнозировать, уточнять ее значение; применять имеющиеся знания, умение рассуждать в нестандартной ситуации. В ходе урока происходит формирование УУД, таких как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные.

Похожие публикации