Игры современных детей 21 века. Особенности игровой деятельности современных дошкольников. Никита Соколов, редактор журнала «Отечественные записки», историк

бЧФПТ: уХЫЛПЧБ ф.у. , ЧПУРЙФБФЕМШ I ЛЧ. ЛБФЕЗПТЙЙ, нХОЙГЙРБМШОПЕ ВАДЦЕФОПЕ ДПЫЛПМШОПЕ ПВТБЪПЧБФЕМШОПЕ ХЮТЕЦДЕОЙЕ «дЕФУЛЙК УБД ПВЭЕТБЪЧЙЧБАЭЕЗП ЧЙДБ N 27 З. мЕОЙОПЗПТУЛБ», З. мЕОЙОПЗПТУЛ.

йЗТБ - ЬФП ПЗТПНОПЕ УЧЕФМПЕ ПЛОП,
ЮЕТЕЪ ЛПФПТПЕ Ч ДХИПЧОЩК НЙТ ТЕВЕОЛБ,
ЧМЙЧБЕФУС ЦЙЧЙФЕМШОЩК РПФПЛ РТЕДУФБЧМЕОЙК,
РПОСФЙК ПВ ПЛТХЦБАЭЕН НЙТЕ.

ч.б. уХИПНМЙОУЛЙК

оБЙВПМЕЕ ФПЮОПЕ ПРТЕДЕМЕОЙЕ ЙЗТЕ ДБЕФ д.в. ьМШЛПОЙО: «юЕМПЧЕЮЕУЛБС ЙЗТБ - ЬФП ФБЛБС ДЕСФЕМШОПУФШ, Ч ЛПФПТПК ЧПУУПЪДБАФУС УПГЙБМШОЩЕ ПФОПЫЕОЙС НЕЦДХ МАДШНЙ ЧОЕ ХУМПЧЙК ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ХФЙМЙФБТОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ».
пОБ ЙНЕЕФ ОБЙВПМШЫЕЕ ТБЪЧЙЧБАЭЕЕ ЪОБЮЕОЙЕ Ч ДПЫЛПМШОПН ДЕФУФЧЕ.
уАЦЕФОП-ТПМЕЧБС ЙЗТБ - ЧЕДХЭБС ДЕСФЕМШОПУФШ ДЕФЕК 3-7 МЕФ.
рПЮФЙ ЧУЕ БЧФПТЩ, ПРЙУЩЧБАЭЙЕ ЙМЙ ЙУУМЕДПЧБЧЫЙЕ ТПМЕЧХА ЙЗТХ, ЕДЙОПДХЫОП ПФНЕЮБАФ, ЮФП ОБ ЕЕ УАЦЕФЩ ТЕЫБАЭЕЕ ЧМЙСОЙЕ ПЛБЪЩЧБЕФ ПЛТХЦБАЭБС ТЕВЕОЛБ ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФШ. тЕВЕОПЛ ПФТБЦБЕФ Ч ЙЗТЕ ФЕ ДЕКУФЧЙС, ФЕ ПФОПЫЕОЙС НЕЦДХ МАДШНЙ, ЛПФПТЩЕ ОБВМАДБЕФ Ч ЦЙЪОЙ. рПУЛПМШЛХ Ч ТЕБМШОПК ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ ЛПОЛТЕФОБС ДЕСФЕМШОПУФШ МАДЕК Й ЙИ ПФОПЫЕОЙС ТБЪОППВТБЪОЩ, ФП Й УАЦЕФЩ ЙЗТ ЮТЕЪЧЩЮБКОП ТБЪОППВТБЪОЩ Й ЙЪНЕОЮЙЧЩ. ч ТБЪОЩЕ ЙУФПТЙЮЕУЛЙЕ ЬРПИЙ, Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ УПГЙБМШОП-ЙУФПТЙЮЕУЛЙИ, ЗЕПЗТБЖЙЮЕУЛЙИ Й ЛПОЛТЕФОП-ВЩФПЧЩИ ХУМПЧЙК ЦЙЪОЙ, ДЕФЙ ЙЗТБАФ Ч ТБЪМЙЮОЩЕ РП УЧПЙН УАЦЕФБН ЙЗТЩ. тБУИПДСФУС УАЦЕФЩ ЙЗТ ДЕФЕК ТБЪОЩИ ЛМБУУПЧ, Х ДЕФЕК УЕЧЕТБ Й АЗБ, ДЕФЕК ТЩВБЛПЧ, ЪЕНМЕДЕМШГЕЧ, УЛПФПЧПДПЧ, ВЙЪОЕУНЕОПЧ Й Ф.Д. дБЦЕ ПДЙО Й ФПФ ЦЕ ТЕВЕОПЛ НЕОСЕФ УАЦЕФЩ УЧПЙИ ЙЗТ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЛПОЛТЕФОЩИ ХУМПЧЙК, Ч ЛПФПТЩЕ ПО ЧТЕНЕООП РПРБДБЕФ.
уАЦЕФ ЙЗТЩ - ЬФП ПВМБУФШ ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ, ЛПФПТБС ЧПУРТПЙЪЧПДЙФУС ДЕФШНЙ Ч ЙЗТЕ. уАЦЕФЩ ЙЗТ ЮТЕЪЧЩЮБКОП ТБЪОППВТБЪОЩ Й ПФТБЦБАФ ЛПОЛТЕФОЩЕ ХУМПЧЙС ЦЙЪОЙ ТЕВЕОЛБ, ЙЪНЕОССУШ ЧНЕУФЕ У ТБУЫЙТЕОЙЕН ЕЗП ЛТХЗПЪПТБ.
пУПВБС ЮХЧУФЧЙФЕМШОПУФШ ЙЗТЩ Ч УЖЕТЕ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ Й ПФОПЫЕОЙК НЕЦДХ МАДШНЙ РПЛБЪЩЧБЕФ, ЮФП РТЙ ЧУЕН ТБЪОППВТБЪЙЙ УАЦЕФПЧ ЪБ ОЙНЙ УЛТЩЧБЕФУС РТЙОГЙРЙБМШОП ПДОП Й ФП ЦЕ УПДЕТЦБОЙЕ - ДЕСФЕМШОПУФШ ЮЕМПЧЕЛБ Й ПФОПЫЕОЙС МАДЕК Ч ПВЭЕУФЧЕ. уПДЕТЦБОЙЕ ЙЗТЩ - ФП, ЮФП ЧПУРТПЙЪЧПДЙФУС ТЕВЕОЛПН Ч ЛБЮЕУФЧЕ ГЕОФТБМШОПЗП, ИБТБЛФЕТОПЗП НПНЕОФБ ДЕСФЕМШОПУФЙ Й ПФОПЫЕОЙК НЕЦДХ ЧЪТПУМЩНЙ Ч ЙИ ФТХДПЧПК Й ПВЭЕУФЧЕООПК ЦЙЪОЙ.
юФП РТПЙУИПДЙФ РТЙ ОБТХЫЕОЙЙ РТПГЕУУБ РЕТЕДБЮЙ ЙЗТПЧПЗП УПДЕТЦБОЙС Й УТЕДУФЧ ЙЗТПЧПК ЛХМШФХТЩ НЕЦДХ РПЛПМЕОЙСНЙ?
ч ЦЙЪОЙ УПЧТЕНЕООПЗП ПВЭЕУФЧБ ФБЛЙЕ ТБЪТЩЧЩ Ч РЕТЕДБЮЕ ЙЗТЩ ПВХУМПЧМЕОЩ ДЧХНС РТЙЮЙОБНЙ: ЧПЪТБУФОЩН ТБЪДЕМЕОЙЕН ДЕФЕК, РТЕПВМБДБОЙЕН УЕНЕК У ПДОЙН ТЕВЕОЛПН. фЕОДЕОГЙС Л ХРТБЪДОЕОЙА ДЧПТБ Ч УПЧТЕНЕООПН ЗПТПДЕ РТЙЧПДЙФ Л ЙУЮЕЪОПЧЕОЙА ДЧПТПЧЩИ ЙЗТБАЭЙИ ЗТХРР, ЛПФПТЩЕ СЧМСАФУС ПУОПЧОЩН ОПУЙФЕМЕН ЙЗТЩ.
нЕЦДХ ФЕН, Ч ЙЗТЕ НПЗХФ ПФТБЦБФШУС МЙЫШ ЧОЕЫОЙЕ УФПТПОЩ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ - ФП, У ЮЕН ДЕКУФЧХЕФ ЮЕМПЧЕЛ, ЙМЙ ПФОПЫЕОЙС ЮЕМПЧЕЛБ Л УЧПЕК ДЕСФЕМШОПУФЙ Й ДТХЗЙН МАДСН, ЙМЙ, ОБЛПОЕГ, ПВЭЕУФЧЕООЩК «ТЕЪХМШФБФ» ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП ФТХДБ. рПЬФПНХ ЙЪНЕОСЕФУС Й УНЩУМПЧБС ОБЗТХЪЛБ ЙЗТ УПЧТЕНЕООЩИ ДЕФЕК.
нОПЗЙЕ ЙЪ ОЙИ ХЦЕ УЕКЮБУ РТЕДРПЮЙФБАФ ЮБУБНЙ РТПУЙЦЙЧБФШ РЕТЕД НПОЙФПТПН ЛПНРШАФЕТБ, РПЗТХЦБСУШ Ч ЙММАЪПТОЩК НЙТ ЛПНРШАФЕТОЩИ ЙЗТ, ОП ОЕ УРПУПВОЩ УБНПУФПСФЕМШОП РТЙДХНБФШ УАЦЕФ Й ТБУРТЕДЕМЙФШ ТПМЙ Ч ЙЗТЕ УП УЧЕТУФОЙЛБНЙ. пОЙ ОЕ ХНЕАФ ЧЪБЙНПДЕКУФЧПЧБФШ У ДТХЗЙНЙ МАДШНЙ, ОЕ ХЮБФУС «РТЙНЕТСФШ» Л УЕВЕ ТБЪОЩЕ УФТБФЕЗЙЙ РПЧЕДЕОЙС Й ЧЩВЙТБФШ УПВУФЧЕООХА УФТБФЕЗЙА Й РПЪЙГЙА. ьФП РТЙЧПДЙФ Л ЙОЖБОФЙМЙЪБГЙЙ ДЕФЕК.
дТХЗЙЕ РПД УПЧНЕУФОПК ЙЗТПК РПОЙНБАФ ЛПММЕЛФЙЧОХА «ВЕЗПФОА» ОБ ДЕФУЛПК РМПЭБДЛЕ, ЙНЙФЙТХАЭХА УФТЕНЙФЕМШОХА УНЕОХ УПВЩФЙК Ч УПЧТЕНЕООЩИ ВПЕЧЙЛБИ, ЙМЙ ТБЪЩЗТЩЧБОЙЕ ПФДЕМШОЩИ УГЕОПЛ ЙЪ РПРХМСТОЩИ ФЕМЕУЕТЙБМПЧ, ЮБЭЕ ЧУЕЗП ДЕНПОУФТЙТХАЭЙИ ОЕРТЙЗМСДОЩЕ УФПТПОЩ ЦЙЪОЙ ЧЪТПУМЩИ (ЙОФТЙЗЙ, УЛМПЛЙ Й Ф.Д.) ОБ ЖПОЕ ХФТЙТПЧБООЩИ Й ЧЩИПМПЭЕООЩИ ЬНПГЙПОБМШОЩИ РЕТЕЦЙЧБОЙК Й ЮХЧУФЧ. ч РПУМЕДОЕН УМХЮБЕ, Л УПЦБМЕОЙА, ПУОПЧОЩН УТЕДУФЧПН РЕТЕДБЮЙ ЙЗТПЧПК ЛХМШФХТЩ УФБОПЧЙФУС ФЕМЕЧЙЪПТ.

уЕЗПДОС ОЙЛФП ОЕ ПФТЙГБЕФ, ЮФП ТПУФ ЧМЙСОЙС ФЕМЕЧЙДЕОЙС ОБ ДЕФЕК УЧСЪБО У ФЕН, ЮФП ПОП ОБЙВПМЕЕ РПМОП Й ЬЖЖЕЛФОП ХДПЧМЕФЧПТСЕФ РПФТЕВОПУФЙ РПДТБУФБАЭЕЗП РПЛПМЕОЙС Ч РТЙПВЭЕОЙЙ Л ГЕООПУФОЩН ПТЙЕОФБГЙСН ЧЪТПУМЩИ. ьФП РТПЙУИПДЙФ ВМБЗПДБТС ЙУРПМШЪПЧБОЙА «ЬЖЖЕЛФБ РТЙУХФУФЧЙС» («ДЕКУФЧПЧБОЙС») ТЕВЕОЛБ Ч ЧППВТБЦБЕНПК УЙФХБГЙЙ Й ЙДЕОФЙЖЙЛБГЙЙ У ЗЕТПЕН. дЕФЙ РТЙУЧБЙЧБАФ УЕВЕ ХУФБОПЧЛЙ УПГЙБМШОПЗП ЙМЙ БУПГЙБМШОПЗП РПЧЕДЕОЙС ЗЕТПЕЧ. фТЕЧПЗХ ЧЩЪЩЧБЕФ ФПФ ЖБЛФ, ЮФП ЬФП РТПЙУИПДЙФ ОБ ЖПОЕ ПУМБВМЕООПУФЙ ЬНПГЙПОБМШОПК Й ЙОФЕММЕЛФХБМШОПК ЙДЕОФЙЖЙЛБГЙЙ У ТПДЙФЕМСНЙ, ЙИ «ПФФПТЦЕОЙС» РП РТЙЮЙОЕ ФПЗП, ЮФП ЧЪТПУМЩЕ ОЕ УППФЧЕФУФЧХАФ ЙДЕБМШОПНХ, ЧППВТБЦБЕНПНХ ПВТБЪХ, Б ОБИПДСФУС «ТСДПН» У ТЕВЕОЛПН.
фЕМЕЧЙДЕОЙЕ ЪБЮБУФХА ЙУРПМШЪХЕФ ХФЙМЙФБТОХА ГЕМШ: РПЧЩУЙФШ УРТПУ ОБ ЙОЖПТНБГЙА ЛБЛ РТПДХЛФ ДЕСФЕМШОПУФЙ ТЕВЕОЛБ. рТЙ ЬФПН ХРХУЛБАФУС ЙЪ ЧЙДБ ГЕМЙ ЖПТНЙТПЧБОЙС МЙЮОПУФОЩИ ОПЧППВТБЪПЧБОЙК. дЕФЙ ХЧМЕЛБАФУС ЛПОЛТЕФОЩН УАЦЕФПН, Б ЧЪТПУМЩЕ - РЕДБЗПЗ ЙМЙ ТПДЙФЕМШ - ОЕ ЙЗТБАФ Ч РТПГЕУУЕ РТПУНПФТБ ЖЙМШНБ ЙМЙ НХМШФЖЙМШНБ ОЙЛБЛПК ТПМЙ: ОЕ РПНПЗБАФ ТБЪЧЕТФЩЧБОЙА УАЦЕФБ Й ХДЕТЦЙЧБОЙА РТЙОСФПК ТПМЙ, ОЕ ПВЯСУОСАФ УМПЦОЩЕ ДМС ДЕФЕК РПОСФЙС Й Ф.Р. л УПЦБМЕОЙА, ЙОФЕТЕУЩ ФЕМЕЛПНРБОЙК Й ТЕЛМБНПДБФЕМЕК УФБЧСФУС ЧЩЫЕ ЙОФЕТЕУПЧ ДЕФЕК.
рПЬФПНХ ЧЪТПУМЩЕ ДПМЦОЩ РТЙОЙНБФШ БЛФЙЧОПЕ ХЮБУФЙЕ Ч ЧЩВПТЕ РПДИПДСЭЙИ ФЕМЕРТПЗТБНН ДМС ДЕФЕК Й, РП ЧПЪНПЦОПУФЙ, ХУФТБЙЧБФШ РПУМЕДХАЭЕЕ ПВУХЦДЕОЙЕ УПДЕТЦБОЙС Й ЖПТНЩ ХЧЙДЕООПЗП.
чПУРЙФБФЕМШОПЕ ЪОБЮЕОЙЕ ЙЗТЩ ЧП НОПЗПН ЪБЧЙУЙФ ПФ РТПЖЕУУЙПОБМШОПЗП НБУФЕТУФЧБ РЕДБЗПЗБ, ПФ ЪОБОЙС ЙН РУЙИПМПЗЙЙ ТЕВЕОЛБ, ХЮЕФБ ЕЗП ЧПЪТБУФОЩИ Й ЙОДЙЧЙДХБМШОЩИ ПУПВЕООПУФЕК, ПФ РТБЧЙМШОПЗП НЕФПДЙЮЕУЛПЗП ТХЛПЧПДУФЧБ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙСНЙ ДЕФЕК, ПФ ЮЕФЛПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ Й РТПЧЕДЕОЙС ЧУЕЧПЪНПЦОЩИ ЙЗТ.
чПУРЙФБФЕМШ ДПМЦЕО ВЩФШ ЪОБЛПН У ЛБЦДЩН ЙЪ ЬФБРПЧ ЖПТНЙТПЧБОЙС ЙЗТЩ Ч ПОФПЗЕОЕЪЕ, ЪОБФШ ЙИ ПФМЙЮЙФЕМШОЩЕ ПУПВЕООПУФЙ, ХНЕФШ ТХЛПЧПДЙФШ ЙЗТПК ОБ ЛБЦДПН ЬФБРЕ, ТБЪЧЙЧБФШ ЙЗТПЧХА ДЕСФЕМШОПУФШ ДПЫЛПМШОЙЛБ.
чЕДХЭЙН ЧЙДПН ДЕСФЕМШОПУФЙ ЙЗТБ УФБОПЧЙФУС ОЕ РПФПНХ, ЮФП УПЧТЕНЕООЩК ТЕВЕОПЛ, ЛБЛ РТБЧЙМП, ВПМШЫХА ЮБУФШ ЧТЕНЕОЙ РТПЧПДЙФ Ч ТБЪЧМЕЛБАЭЙИ ЕЗП ЙЗТБИ - ЙЗТБ ЧЩЪЩЧБЕФ ЛБЮЕУФЧЕООЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС Ч РУЙИЙЛЕ ТЕВЕОЛБ.
ч ЙЗТПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ЧПЪОЙЛБАФ ПРТЕДЕМЕООЩЕ ЖПТНЩ ПВЭЕОЙС ДЕФЕК. йЗТБ ФТЕВХЕФ ПФ ТЕВЕОЛБ ФБЛЙИ ЛБЮЕУФЧ, ЛБЛ ЙОЙГЙБФЙЧОПУФШ, ПВЭЙФЕМШОПУФШ, УРПУПВОПУФШ ЛППТДЙОЙТПЧБФШ УЧПЙ ДЕКУФЧЙС У ДЕКУФЧЙСНЙ ЗТХРРЩ УЧЕТУФОЙЛПЧ, ЮФПВЩ ХУФБОБЧМЙЧБФШ Й РПДДЕТЦЙЧБФШ ПВЭЕОЙЕ.
ч УПЧНЕУФОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ДЕФЙ ХЮБФУС СЪЩЛХ ПВЭЕОЙС, ЧЪБЙНПРПОЙНБОЙА Й ЧЪБЙНПРПНПЭЙ, ХЮБФУС УПЗМБУПЧЩЧБФШ УЧПЙ ДЕКУФЧЙС У ДЕКУФЧЙСНЙ ДТХЗПЗП. пВЯЕДЙОЕОЙЕ ДЕФЕК Ч УПЧНЕУФОПК ЙЗТЕ УРПУПВУФЧХЕФ ДБМШОЕКЫЕНХ ПВПЗБЭЕОЙА Й ХУМПЦОЕОЙА УПДЕТЦБОЙС ЙЗТ. пРЩФ ЛБЦДПЗП ТЕВЕОЛБ ПЗТБОЙЮЕО. пО ЪОБЛПН УП УТБЧОЙФЕМШОП ХЪЛЙН ЛТХЗПН ДЕКУФЧЙК, ЧЩРПМОСЕНЩИ ЧЪТПУМЩНЙ. ч ЙЗТЕ ЦЕ ЧПЪОЙЛБЕФ ПВНЕО ПРЩФПН. ч ТЕЪХМШФБФЕ ЙЗТЩ УФБОПЧСФУС ЙОФЕТЕУОЕЕ Й НОПЗППВТБЪОЕЕ.
оБ ПРТЕДЕМЕООПН ЬФБРЕ ТБЪЧЙФЙС ТЕВЕОЛБ (РТЙ ТБУЫЙТЕОЙЙ ЕЗП ЪОБОЙК Й РТЕДУФБЧМЕОЙК ПВ ПЛТХЦБАЭЕН НЙТЕ), ТПМШ ОБЮЙОБЕФ ЧЩУФХРБФШ ЛБЛ «ПЗТБОЙЮЙФЕМШ» ФЧПТЮЕУЛПЗП РПУФТПЕОЙС УАЦЕФБ ЙЗТЩ ДЕФШНЙ. л УФБТЫЕНХ ДПЫЛПМШОПНХ ЧПЪТБУФХ Х ТЕВЕОЛБ ПФНЕЮБЕФУС УФТЕНМЕОЙЕ ОЕ ФПМШЛП Л ЧПУУПЪДБОЙА Ч ЙЗТЕ ДЕКУФЧЙК Й ПФОПЫЕОЙК ДТХЗЙИ МАДЕК, ОП Й Л ФЧПТЮЕУЛПНХ ЧПУУПЪДБОЙА, РТЙДХНЩЧБОЙА УПВЩФЙК, ХЮБУФОЙЛПН ЛПФПТЩИ ПО ИПФЕМ ВЩ ВЩФШ УБН.
фБЛПЕ УФТЕНМЕОЙЕ ДЕФЕК НПЦЕФ ВЩФШ ТЕБМЙЪПЧБОП Ч ЙЗТЕ ФПМШЛП РТЙ ХУМПЧЙЙ ЧЩИПДБ ЪБ РТЕДЕМЩ ТПМЕЧЩИ УРПУПВПЧ РПУФТПЕОЙС ЙЗТЩ Й ПЧМБДЕОЙС ДЕФШНЙ УРПУПВПН ФЧПТЮЕУЛПЗП УАЦЕФПУМПЦЕОЙС.
ч ЙЗТБИ ДЕФЕК УФБТЫЕЗП ДПЫЛПМШОПЗП ЧПЪТБУФБ ХЦЕ ОЕ ПВСЪБФЕМШОЩ РТЕДНЕФЩ-ЪБНЕУФЙФЕМЙ, ФБЛ ЦЕ ЛБЛ ОЕ ПВСЪБФЕМШОЩ Й НОПЗЙЕ ЙЗТПЧЩЕ ДЕКУФЧЙС. дЕФЙ ХЮБФУС ПФПЦДЕУФЧМСФШ РТЕДНЕФЩ Й ДЕКУФЧЙС У ОЙНЙ, УПЪДБЧБФШ ОПЧЩЕ УЙФХБГЙЙ Ч УЧПЕН ЧППВТБЦЕОЙЙ.
уФТПЙФЕМШОЩЕ ЙЗТЩ РПНПЗБАФ ТЕВЕОЛХ РПОСФШ НЙТ УППТХЦЕОЙК Й НЕИБОЙЪНПЧ, УПЪДБООЩИ ТХЛБНЙ ЮЕМПЧЕЛБ. рТЕДРПУЩМЛЙ ЙИ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС ФЕ ЦЕ, ЮФП Й Х УАЦЕФОП-ТПМЕЧПК ЙЗТЩ. еУМЙ Ч ТПМЕЧПК ЙЗТЕ НПДЕМЙТХЕФУС УЖЕТБ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК НЕЦДХ МАДШНЙ, ФП Ч УФТПЙФЕМШОПК - УЖЕТБ УПЪЙДБОЙС, УПЪДБОЙС БТИЙФЕЛФХТОЩИ УППТХЦЕОЙК.
мАВБС УФТПЙФЕМШОБС ЙЗТБ УПДЕТЦЙФ ЙОФЕММЕЛФХБМШОХА ЪБДБЮХ «ЛБЛ РПУФТПЙФШ?», ЛПФПТХА ТЕВЕОПЛ ТЕЫБЕФ У РПНПЭША ТБЪМЙЮОЩИ НБФЕТЙБМПЧ Й ДЕКУФЧЙК. тБУЫЙТЕОЙЕ РТЕДУФБЧМЕОЙК ДЕФЕК ПВ ПЛТХЦБАЭЕН ТХЛПФЧПТОПН НЙТЕ, РТЙПВТЕФЕОЙС ЛПННХОЙЛБФЙЧОЩИ ХНЕОЙК Й ФЕИОЙЮЕУЛЙИ «УФТПЙФЕМШОЩИ» ОБЧЩЛПЧ РТЙЧПДСФ Л РПСЧМЕОЙА ЛПММЕЛФЙЧОЩИ УФТПЙФЕМШОЩИ ЙЗТ.
ч ФЕБФТБМЙЪПЧБООЩИ ЙЗТБИ ЙМЙ ЙЗТБИ-ДТБНБФЙЪБГЙСИ, ДЕФЙ ЧЩТБЦБАФ УЧПЙ ЧРЕЮБФМЕОЙС, РЕТЕЦЙЧБОЙС, ПУЧБЙЧБАФ ЙИ Ч ДЕСФЕМШОПУФЙ Ч ОЕРПУТЕДУФЧЕООПН ЛПОФБЛФЕ ДТХЗ У ДТХЗПН. ч ИПДЕ ЙЗТЩ ДЕФЙ ЬНПГЙПОБМШОП ПУЧБЙЧБАФ РТПВМЕНОЩЕ УЙФХБГЙЙ, РТПОЙЛБАФ ЧП ЧОХФТЕООЙК УНЩУМ РПУФХРЛПЧ, Х ОЙИ ЖПТНЙТХЕФУС ЧППВТБЦБЕНЩК ПВТБЪ Й ПГЕОПЮОПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л РЕТУПОБЦХ.
ч УФТХЛФХТХ РПДЧЙЦОЩИ ЙЗТ ЧИПДСФ ЙЗТПЧЩЕ ДЕКУФЧЙС, РТБЧЙМБ Й НБФЕТЙБМ, Б ФБЛЦЕ ОЕТЕДЛП - ТПМШ Й УАЦЕФ. ч ЙЗТБИ-УПТЕЧОПЧБОЙСИ, ЙЗТБИ-ЬУФБЖЕФБИ УФБТЫЙК ДПЫЛПМШОЙЛ ХЮЙФУС ХДЕТЦЙЧБФШ ГЕМШ ДЕСФЕМШОПУФЙ, ДЕКУФЧПЧБФШ РП ЙОУФТХЛГЙЙ ЧЪТПУМПЗП, ЛПОФТПМЙТПЧБФШ УЧПЕ РПЧЕДЕОЙЕ Й ДЕКУФЧЙС.
пУПВЩН ЧЙДПН ЙЗТПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ СЧМСЕФУС ДЙДБЛФЙЮЕУЛБС ЙЗТБ. ч ДЙДБЛФЙЮЕУЛПК ЙЗТЕ ТЕВЕОПЛ ОЕ ФПМШЛП РПМХЮБЕФ ОПЧЩЕ ЪОБОЙС, ОП ФБЛЦЕ ПВПВЭБЕФ Й ЪБЛТЕРМСЕФ ЙИ. х ДПЫЛПМШОЙЛПЧ ТБЪЧЙЧБАФУС РПЪОБЧБФЕМШОЩЕ РТПГЕУУЩ Й УРПУПВОПУФЙ, ПОЙ ХУЧБЙЧБАФ ПВЭЕУФЧЕООП ЧЩТБВПФБООЩЕ УТЕДУФЧБ Й УРПУПВЩ ХНУФЧЕООПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. зМБЧОБС ГЕМШ МАВПК ДЙДБЛФЙЮЕУЛПК ЙЗТЩ - ПВХЮБАЭБС.
уБНПЕ ЗМБЧОПЕ Ч ДЕФУЛПК ЙЗТЕ - ДПВЙФШУС УМЕДХАЭЕЗП:
1. ЮФПВЩ ТЕВЕОПЛ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЙЗТБМ, УПЮЙОСМ, УФТПЙМ, ЛПНВЙОЙТПЧБМ
2. ЮФПВЩ ПО ОЕ ВТПУБМУС ПФ ПДОПК ЪБДБЮЙ Л ДТХЗПК, ОЕ ПЛПОЮЙЧ РЕТЧПК, ЮФПВЩ ДПЧПДЙМ УЧПА ДЕСФЕМШОПУФШ ДП ЛПОГБ
3. ЮФПВЩ Ч ЛБЦДПК ЙЗТХЫЛЕ ПО ЧЙДЕМ ПРТЕДЕМЕООХА ГЕООПУФШ, ИТБОЙМ ЕЕ, РПДДЕТЦЙЧБМ РПТСДПЛ Ч ЙЗТПЧПН ХЗПМЛЕ, У РПНПЭША ЧЪТПУМПЗП РТПЙЪЧПДЙМ ТЕНПОФ Ч УМХЮБЕ РПМПНЛЙ
4. ЮФПВЩ Ч ЙЗТЕ ЛПНВЙОЙТПЧБМЙУШ ЧУЕ ФЙРЩ ЙЗТХЫЕЛ.
ч РТПГЕУУЕ УБНПК ЙЗТЩ ОЕПВИПДЙНП, РП ЧПЪНПЦОПУФЙ, РТЕДУФБЧЙФШ ТЕВЕОЛХ РПМОХА УЧПВПДХ ДЕКУФЧЙК, ОП ФПМШЛП ДП ФПК НЙОХФЩ, РПЛБ ЙЗТБ ЙДЕФ РТБЧЙМШОП. еУМЙ ТЕВЕОПЛ РПРБМ Ч ЪБФТХДОЙФЕМШОПЕ РПМПЦЕОЙЕ, ЕУМЙ ЙЗТБ РПЫМБ УМЙЫЛПН РТПУФП, ОЕЙОФЕТЕУОП, ОХЦОП РПНПЮШ ЕНХ, РПДУЛБЪБФШ, РПУФБЧЙФШ ЛБЛПК-ОЙВХДШ ЙОФЕТЕУОЩК ЧПРТПУ, ДПВБЧЙФШ ЛБЛПК-МЙВП ОПЧЩК, ЙОФЕТЕУОЩК НБФЕТЙБМ, ЙОПЗДБ Й РПЙЗТБФШ У ОЙН.
ч ПУОПЧЕ УПЧТЕНЕООЩИ ЛТЙФЕТЙЕЧ ПГЕОЛЙ ДЕФУЛЙИ ЙЗТ, ЙЗТХЫЕЛ МЕЦБФ РЕДБЗПЗЙЮЕУЛЙ ГЕООЩЕ ЛБЮЕУФЧБ ЙЗТХЫЕЛ. уХЭЕУФЧХАФ ДЧБ ФЙРБ ЛТЙФЕТЙЕЧ ПГЕОЛЙ ОБУФПМШОЩИ, ЛПНРШАФЕТОЩИ Й ДТХЗЙИ ЧЙДПЧ ЙЗТ, ЙЗТХЫЕЛ Й ЙЗТПЧЩИ УППТХЦЕОЙК ДМС ДЕФЕК.
рЕДБЗПЗБН ОЕПВИПДЙНП ХНЕФШ ПРТЕДЕМСФШ ДПУФПЙОУФЧБ Й ОЕДПУФБФЛЙ ЙЗТХЫЕЛ.
зПФПЧБС ЙЗТХЫЛБ ИПТПЫБ ФЕН, ЮФП ЪОБЛПНЙФ ТЕВЕОЛБ УП УМПЦОЩНЙ ЙДЕСНЙ Й ЧЕЭБНЙ, РПДЧПДЙФ ТЕВЕОЛБ Л ФЕИОЙЮЕУЛЙН ЧПРТПУБН Й РТПВМЕНБН УМПЦОПЗП ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП ИПЪСКУФЧБ.

чФПТПК ФЙР ЙЗТХЫЛЙ - РПМХЗПФПЧЩК - ФТЕВХЕФ ПФ ТЕВЕОЛБ ОЕЛПФПТПК ДПТБВПФЛЙ, МПЗЙЛЙ, ОЕПВИПДЙНПК ДМС ТЕЫЕОЙС ЪБДБЮ (ТБЪТЕЪОЩЕ ЛБТФЙОЛЙ, ЛБТФЙОЛЙ У ЧПРТПУБНЙ Й Ф.Д.), СЭЙЛЙ-ЛПОУФТХЛФПТЩ, ЛХВЙЛЙ, ТБЪВПТОЩЕ НПДЕМЙ. оЕДПУФБФЛПН ДБООЩИ ЙЗТХЫЕЛ СЧМСЕФУС ФП, ЮФП ЪБДБЮЙ, ЛПФПТЩЕ УФБЧСФУС РЕТЕД ТЕВЕОЛПН, ПДОППВТБЪОЩ Й ОБДПЕДБАФ УЧПЙНЙ РПЧФПТЕОЙСНЙ, ПУМБВМСАФ ЙОФЕТЕУ Л ЙЗТХЫЛЕ.
фТЕФЙК ФЙР ЙЗТХЫЛЙ - ЙЗТХЫЛБ-НБФЕТЙБМ (ЗМЙОБ, РЕУПЛ, ЛХУЛЙ ЛБТФПОБ, УМАДЩ, ВХНБЗЙ, ТБУФЕОЙС, РТПЧПМПЛБ Й Ф.Д.). йЪ ОЙИ ЮЕМПЧЕЛ УПЪДБЕФ НБФЕТЙБМШОЩЕ Й ЛХМШФХТОЩЕ ГЕООПУФЙ, Й ЕУМЙ ТЕВЕОПЛ ХНЕЕФ ЙЗТБФШ У ОЙНЙ, ЬФП ЪОБЮЙФ, ЮФП Х ОЕЗП ЪБТПЦДБЕФУС ЛХМШФХТБ ДЕСФЕМШОПУФЙ. лТПНЕ ФПЗП, ЙЗТХЫЛБ-НБФЕТЙБМ ДБЕФ ВПМШЫПК РТПУФПТ ДМС ЧППВТБЦЕОЙС Й ЖБОФБЪЙЙ.
лТЙФЕТЙЙ I ЗТХРРЩ УЧСЪБОЩ У ВЕЪПРБУОПУФША ТЕВЕОЛБ, ЪБЭЙФПК ПФ ОЕЗБФЙЧОЩИ ЧМЙСОЙК ЙЗТХЫЛЙ ОБ ЕЗП ЪДПТПЧШЕ Й ЬНПГЙПОБМШОПЕ ВМБЗПРПМХЮЙЕ.
лТЙФЕТЙЙ II ЗТХРРЩ УЧСЪБОЩ У ЛБЮЕУФЧБНЙ ЙЗТХЫЛЙ, ОБРТБЧМЕООЩНЙ ОБ ПВЕУРЕЮЕОЙЕ ТБЪЧЙФЙС ТЕВЕОЛБ.
оЕПВИПДЙНП УПЪДБФШ ЧУЕ ХУМПЧЙС ДМС ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС Й ТБЪЧЕТФЩЧБОЙС ЙЗТЩ ДПЫЛПМШОЙЛПЧ. рЕДБЗПЗЙ ПТЗБОЙЪХАФ ХУМПЧЙС ДМС ПВПЗБЭЕОЙС ДЕФЕК ЧРЕЮБФМЕОЙСНЙ, ЛПФПТЩЕ НПЗХФ ВЩФШ ЙУРПМШЪПЧБОЩ Ч ЙЗТЕ: ПОЙ ЮЙФБАФ У ДЕФШНЙ ЛОЙЗЙ, РТПУМХЫЙЧБАФ РМБУФЙОЛЙ, ПВУХЦДБАФ УПВЩФЙС ЦЙЪОЙ ДЕФЕК, ТБУУЛБЪЩЧБАФ П УЕВЕ Й ДТХЗЙИ МАДСИ, ПТЗБОЙЪХАФ ЬЛУЛХТУЙЙ, РТПЗХМЛЙ, РПУЕЭЕОЙС НХЪЕЕЧ, ФЕБФТПЧ, ПВТБЭБАФ ЧОЙНБОЙЕ ДЕФЕК ОБ УПДЕТЦБОЙЕ ДЕСФЕМШОПУФЙ МАДЕК Й ЙИ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙС, ОБ СЧМЕОЙС Й ЧЪБЙНПУЧСЪШ УПВЩФЙК Ч ЦЙЧПК Й ОЕЦЙЧПК РТЙТПДЕ Й РТ.
ч РЕДБЗПЗЙЮЕУЛПН РТПГЕУУЕ ОЕПВИПДЙНП УПВМАДБФШ ВБМБОУ НЕЦДХ ЙЗТПК Й ДТХЗЙНЙ ЧЙДБНЙ ДЕСФЕМШОПУФЙ (ПВЕТЕЗБФШ ЧТЕНС, РТЕДОБЪОБЮЕООПЕ ДМС ЙЗТЩ, ОЕ РПДНЕОСС ЕЕ ЪБОСФЙСНЙ, ПВЕУРЕЮЙЧБФШ РМБЧОЩК РЕТЕИПД ПФ ЙЗТЩ Л ЪБОСФЙСН, ТЕЦЙНОЩН НПНЕОФБН), НЕЦДХ ТБЪОЩНЙ ЧЙДБНЙ ЙЗТЩ (РПДЧЙЦОЩНЙ Й УРПЛПКОЩНЙ, ЙОДЙЧЙДХБМШОЩНЙ Й УПЧНЕУФОЩНЙ, ДЙДБЛФЙЮЕУЛЙНЙ Й УАЦЕФОП-ТПМЕЧЩНЙ Й Ф.Д.).
рТЙ ЬФПН РЕДБЗПЗЙ УПЪДБАФ ХУМПЧЙС ДМС ТБЪЧЙФЙС ФЧПТЮЕУЛПК БЛФЙЧОПУФЙ ДЕФЕК. йЗТБ ДЕФЕК ОЕ ТЕЗМБНЕОФЙТХЕФУС. уМЕДХЕФ ЙЪВЕЗБФШ ЧПУРТПЙЪЧЕДЕОЙС ФТБЖБТЕФОЩИ Й ПДОППВТБЪОЩИ УАЦЕФПЧ, ДЕКУФЧЙК Й РТЙЕНПЧ. дЕФСН РТЕДУФБЧМСАФ ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЩВПТБ (ЧЙДБ ЙЗТЩ, УАЦЕФБ, ТПМЙ, РБТФОЕТПЧ, ЙЗТХЫЕЛ Й РТ.), ЙИ ОЕПВИПДЙНП РППЭТСФШ Л ЙНРТПЧЙЪБГЙЙ (РТЙДХНЩЧБОЙА УАЦЕФПЧ, ЧЧЕДЕОЙА ПТЙЗЙОБМШОЩИ РЕТУПОБЦЕК Ч ФТБДЙГЙПООЩЕ ЙЗТЩ, УНЕОЕ Й УПЧНЕЭЕОЙА ТПМЕК, ЙЪЗПФПЧМЕОЙА ЙЗТПЧЩИ БФТЙВХФПЧ ЛПУФАНПЧ Й РТ.).
дЕФЕК УФЙНХМЙТХАФ РПМШЪПЧБФШУС РТЕДНЕФБНЙ-ЪБНЕУФЙФЕМСНЙ, РПНПЗБАФ РПДВЙТБФШ Й ТБУЫЙТСФШ ЙИ ЧЩВПТ, ЗЙВЛП ЙУРПМШЪПЧБФШ ЙЗТПЧПЕ ПВПТХДПЧБОЙЕ. чЛМАЮБС ДЕФЕК Ч ЙЗТХ, ЧПУРЙФБФЕМЙ ЧПЪВХЦДБАФ ЙОФЕТЕУ Л ОЕК, ЙУРПМШЪХАФ ЧЩТБЪЙФЕМШОЩЕ ДЧЙЦЕОЙС, НЙНЙЛХ, ЙОФПОЙТПЧБООХА ТЕЮШ, ЧОПУСФ Ч ЙЗТХ НПНЕОФЩ ОЕПЦЙДБООПУФЙ, ФБЙОУФЧЕООПУФЙ, УЛБЪПЮОПУФЙ.
чЪТПУМЩК ЧОЙНБФЕМШОП Й ФБЛФЙЮОП ОБВМАДБЕФ ЪБ УЧПВПДОПК ЙЗТПК ДЕФЕК, ЧЛМАЮБСУШ Ч ОЕЕ, РП НЕТЕ ОЕПВИПДЙНПУФЙ, ЛБЛ ТБЧОПРТБЧОЩК РБТФОЕТ. йЗТБ ДПМЦОБ ПТЗБОЙЪПЧЩЧБФШУС У ХЮЕФПН МЙЮОПУФОЩИ ПУПВЕООПУФЕК Й УРЕГЙБМШОЩИ РПФТЕВОПУФЕК ДЕФЕК (ЙЗТЩ, УФЙНХМЙТХАЭЙЕ БЛФЙЧОПУФШ ЪБУФЕОЮЙЧЩИ ДЕФЕК Й ДЕФЕК У ЖЙЪЙЮЕУЛЙНЙ ОЕДПУФБФЛБНЙ Й ЪБДЕТЦЛБНЙ Ч ТБЪЧЙФЙЙ, РПЧЩЫБАЭЙЕ УБНПЛПОФТПМШ Х ЙЪМЙЫОЕ ТБУФПТНПЦЕООЩИ, БЗТЕУУЙЧОЩИ ДЕФЕК Й Ф.Р.).
пУПВПЕ ЧОЙНБОЙЕ ПВТБЭБЕФУС ОБ «ЙЪПМЙТПЧБООЩИ» ДЕФЕК. дМС ОЙИ ПТЗБОЙЪХАФУС ДПУФХРОЩЕ ЙЗТЩ, ЙИ ЧЩДЧЙЗБАФ ОБ ГЕОФТБМШОЩЕ ТПМЙ, ПЛБЪЩЧБЕФУС РПДДЕТЦЛБ Ч ЙЗТЕ.
йЗТБ УРПУПВУФЧХЕФ РПМП-ТПМЕЧПК УПГЙБМЙЪБГЙЙ НБМШЮЙЛПЧ Й ДЕЧПЮЕЛ. нПЦОП РТПЧПДЙФШ ЙЗТЩ ПФДЕМШОП ДМС НБМШЮЙЛПЧ Й ДЕЧПЮЕЛ Й УПЧНЕУФОЩЕ, ДЕЧПЮЛБН РТЕДМБЗБАФУС ТПМЙ НБНЩ, ИПЪСКЛЙ Й РТ., НБМШЮЙЛБН - ТПМЙ, УЧСЪБООЩЕ У НХЦЕУФЧЕООЩНЙ РТПЖЕУУЙСНЙ. х ДЕФЕК ДПМЦОБ ВЩФШ ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЩВПТБ УППФЧЕФУФЧХАЭЙИ ЙЗТХЫЕЛ, БФТЙВХФПЧ, ЛПУФАНПЧ.
йЗТБ ДМС ТЕВЕОЛБ - ЬФП ОЕ ФПМШЛП ХДПЧПМШУФЧЙЕ Й ТБДПУФШ, ЮФП УБНП РП УЕВЕ ЧБЦОП. ьФП ФПФ НЙТ, Ч ЛПФПТПН ПО ЦЙЧЕФ, ЮЕТЕЪ ЛПФПТЩК РПУФЙЗБЕФ ЦЙЪОШ, ТБЪЧЙЧБЕФУС. у РПНПЭША ЙЗТЩ НПЦОП ТБЪЧЙЧБФШ ЧОЙНБОЙЕ, РБНСФШ, НЩЫМЕОЙЕ, ЧППВТБЦЕОЙЕ - ЛБЮЕУФЧБ, ОЕПВИПДЙНЩЕ ДМС ДБМШОЕКЫЕК ЦЙЪОЙ. йЗТБС, ТЕВЕОПЛ РТЙПВТЕФБЕФ ЪОБОЙС, ХНЕОЙС, ОБЧЩЛЙ, ТБЪЧЙЧБЕФ УРПУПВОПУФЙ, РПДЮБУ ДБЦЕ ОЕ ДПЗБДЩЧБСУШ ПВ ЬФПН. уФПЙФ ФПМШЛП ХДЕМСФШ ТЕВЕОЛХ ОЕНОПЗП ЧОЙНБОЙС, ЙЗТБФШ У ОЙН, ЮФП-ФП ТБУУЛБЪЩЧБФШ, РПЛБЪЩЧБФШ ЛБТФЙОЛЙ, ЮЙФБФШ ЛОЙЗЙ, ЛБЛ ПО ОБЮЙОБЕФ ТБЪЧЙЧБФШУС, ХНОЕФШ, ЧЪТПУМЕФШ, УФБОПЧЙФШУС ВПМЕЕ ЪТЕМЩН. фБЛПНХ ТЕВЕОЛХ ЧУЕ ЙОФЕТЕУОП - ПО РТПУЙФ РПЪБОЙНБФШУС У ОЙН ЕЭЕ Й ЕЭЕ.
«йНЕООП Ч ЙЗТЕ РТПСЧМСАФУС ТБЪОЩЕ УФПТПОЩ МЙЮОПУФЙ ТЕВЕОЛБ, ХДПЧМЕФЧПТСАФУС НОПЗЙЕ ЙОФЕММЕЛФХБМШОЩЕ Й ЬНПГЙПОБМШОЩЕ РПФТЕВОПУФЙ, УЛМБДЩЧБЕФУС ИБТБЛФЕТ. чЩ ДХНБЕФЕ, ЮФП ЧЩ РТПУФП РПЛХРБЕФЕ ЙЗТХЫЛХ? оЕФ, ЧЩ РТПЕЛФЙТХЕФЕ РТЙ ЬФПН ЮЕМПЧЕЮЕУЛХА МЙЮОПУФШ!» - РЙЫЕФ Ч ЛОЙЗЕ «йОФЕММЕЛФХБМШОЩЕ ЙЗТЩ» в.р. оЙЛЙФЙО. - юФП ВЩ ЧЩ ОЙ ДЕМБМЙ, Л ЮЕНХ ВЩ ОЙ УФТЕНЙМЙУШ, ПЛХОЙФЕУШ Ч НЙТ ДЕФУФЧБ ФБЛ, ЛБЛ, РП ЧБЫЙН РТЕДУФБЧМЕОЙСН «ЛХРБЕФУС» Ч ОЕН ЧБЫ ТЕВЕОПЛ. й ОБДП ЬФП УДЕМБФШ ВЩУФТЕЕ, ЙОБЮЕ НПЦОП ПРПЪДБФШ ОБ ГЕМХА ЦЙЪОШ…»

мЙФЕТБФХТБ:

  1. дПЫЛПМШОПЕ ЧПУРЙФБОЙЕ Й ТБЪЧЙФЙЕ «тБЪЧЙФЙЕ ЙЗТПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ДПЫЛПМШОЙЛПЧ» б.ч. лБМЙОЙЮЕОЛП, а.ч. нЙЛМСЕЧБ, ч.о. уЙДПТЕОЛП.
  2. дПЫЛПМШОПЕ ЧПУРЙФБОЙЕ N 4, 2006З.

Специалисты в разных областях знания рассказали, какой он, ребенок нашего времени.

Педагог: Взгляд в себя

Сегодняшний ребенок - это новый человек. Его главной чертой является то, что взрослые зачастую принимают за эгоизм. На самом же деле ребенок XXI века просто устремил взгляд внутрь себя, чтобы там найти ответ на вопрос самоидентификации в нынешнем мире. Ответ этот дети ищут и, что самое интересное, находят самостоятельно.

Ребенок XXI века, в отличие от ровесников из предыдущих поколений, не задает вопросы о мире. Он видит, что летают самолеты, звонят телефоны, а электронные письма приходят спустя несколько секунд после отправки, - и это норма. Однажды с учениками 9–10-летнего возраста мы пошли в музей, где представлены артефакты прошлой эпохи. В частности, там находился телефон 1930-х годов, на диске которого были изображены не только цифры, но и буквы. Я рассказывал, что раньше телефоны были стационарными, что нельзя было звонить с улицы. А один мальчик, указав на нарисованные буквы, заметил: «Но SMS"ки они уже отправляли». Дети не могут себе представить, что когда-то люди жили в другом мире. Им важнее узнавать новое о современной жизни. Просто этот запрос нужно удовлетворять несколько иначе, с учетом эпохи.

Историк: Мир без прошлого


Дети, появившиеся на свет в XXI веке, не знают примеров из прошлого. Для них новый мир - единственный возможный. Поэтому с раннего возраста современные дети готовы к конкуренции, к борьбе за выживание. Вторая перемена, повлиявшая на изменение ребенка, менее глобальна, но не менее важна. Из жизни современных детей исчез двор как один из важнейших социальных институтов советской эпохи.

Если раньше ребенок приходил из школы и бежал на улицу, где общался со сверстниками, учась таким образом взаимодействовать с социумом, то для современных детей этот опыт оказывается менее важен. Теперь, сидя за компьютером, ребенок сам решает, с кем ему общаться, а с кем нет. С одной стороны, это неплохо. Но с другой - ребенок, попадая в реальный, а не виртуальный мир, оказывается беспомощным и неспособным нормально взаимодействовать с другими людьми.

Психиатр: Погоня за успехом

С первого класса, а иногда и с дошкольного возраста ребенок зациклен на достижении результатов. Недавно ко мне на консультацию привели пятиклассника, который заявил, что он плохо учится. В разговоре выяснилось, что «плохая учеба» - это две четверки в четверти. Под влиянием социума родители давят на детей, требуют от них высоких результатов, забывая о других ценностях - уважении к самому себе, свободном времени, игре, семейном досуге. Если человеку постоянно завышать планку и не формировать позитивной самооценки, он никогда не будет удовлетворен результатами. Не достигая желаемого, человек испытывает чувство вины. Отсюда неврозы, с которыми тяжело справиться даже взрослой сформировавшейся личности, не говоря уже о детях.

В погоне за успехом люди не задаются вопросом: а счастливы ли те, кого им ставят в пример? Находиться в условиях непрекращающейся гонки невозможно. Ребенок лишается обычных радостей и постоянно думает только о том, как бы оправдать надежды родителей. Если ситуация не изменится, нам на смену придет поколение несчастных людей. Хочется верить, что этого не произойдет.


Социолог: Личная свобода

Современный ребенок может рассчитывать только на себя. Поэтому и пути адаптации в обществе дети вынуждены искать самостоятельно. Но не все так мрачно. На мой взгляд, положительным фактором, повлиявшим на изменение сегодняшнего ребенка, стало возникновение цифровых технологий и Интернета. Едва научившись читать, дети XXI века становятся интернет-пользователями. Дети сами выбирают, на какой сайт зайти, что прочитать или посмотреть. Благодаря уходу детей более взрослого возраста в интернет-среду снизилась преступность. Все подростковые субкультуры достаточно мирные. Любители аниме, хипстеры и другие сообщества совершенно безобидны. А значит, постепенно исчезает противостояние «подросток - мир». В Интернете современные дети могут анонимно или открыто общаться с такими же детьми, решая схожие проблемы. Недавно наткнулась на подростковый форум, где дети делятся переживаниями. Советы, которые они дают друг другу, вполне адекватны. Нет никакой агрессии в общей массе, дети сочувствуют и сопереживают. Разве это не прекрасно?

Современный ребенок - независимая личность, в раннем возрасте способная самостоятельно принимать решения. Ребенок сегодня взрослеет на порядок раньше, чем 10–20 лет назад. Конечно, многие родители откажутся принимать этот факт во внимание и, возможно, не согласятся с тем, что их ребенок стал другим. Но с течением времени разница между детьми прошлого поколения и современным ребенком станет все очевиднее. Нынешние дети смогут создать общество профессионалов, ценящих личную свободу.

Врач: Слабое здоровье

В последние 30–40 лет в рационе россиян появились продукты, о существовании которых раньше и не знали. С одной стороны, пищевая ценность повысилась, с другой - большую популярность приобрел фастфуд и прочие продукты быстрого питания: чипсы, сухарики. Распространились сладкие газированные и негазированные напитки. С этими продуктами ребенок получает избыток насыщенных жиров, сахара и соли, способствующие развитию сердечно-сосудистых заболеваний. В обществе появилась тенденция к уменьшению потребления домашнего питания. Женщины стали эмансипированными и больше не хотят готовить. Дети вынуждены переходить на пельмени, сосиски и другие продукты быстрого приготовления. Конечно, уход от натуральных продуктов сказывается на здоровье ребенка. Другой негативный фактор - отсутствие достаточных физических нагрузок. Даже оставляя компьютеры и выходя на улицу, дети редко играют в энергозатратные игры, а в большинстве случаев увлечены теми же телефонами или планшетами. Отсюда рост количества детей с плохим зрением и проблемами с позвоночником. Ребенок XXI века слабо развит физически и подвержен большому количеству заболеваний.

Если говорить о современных детях, то, прежде всего, нужно сказать: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.

Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений! Все стремятся детей научить! Как можно раньше научить – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка-дошкольника – игровая! В семь лет на первый план выходит учебный процесс, но дети самоотверженно – в той или иной форме – продолжают играть до 9 -10 лет! Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать! Без этого важного «игрового» периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития зрелой полноценной личности.

Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению: их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто сами не умеют этого делать.

Конечно, дети могли бы перенимать игровой опыт в дворовых компаниях, но ныне редкий родитель не боится отпускать ребенка на самостоятельные прогулки или, сам, гуляя с ребенком, может позволить ему исчезнуть из поля зрения для таких важных развивающих игр, как прятки или казаки-разбойники. И это третья причина – отсутствие возможности передавать игровой опыт от, более старших детей к более, младшим.

Тем не менее, единственный язык, который легко дается детям, - это язык ИГРЫ. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях.
У игры в этом возрасте, очень много функций. Поэтому нехватка времени на игру или преждевременное взросление малышей, которое требует общество, приводит к серьезнейшим проблемам и в нашей взрослой жизни, и в жизни самих детей: проблемы с обучением у учеников начальной школы, сложности в
адаптации к взрослой жизни, трудности в общении, азартные и опасные игры и многое другое!

Современные дети, как правило, «играют» в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство.

Для современных детей и родителей особенно актуальны игры один на один с взрослым, которые можно организовать мимоходом, то есть по дороге в детский сад, в очереди в поликлинику, в машине. Актуальными становятся игры, развивающие мелкую моторику и способствующие развитию речи. Сюжетно-ролевые игры, входящие в жизнь детей с 3 лет, перестают быть похожими на игры их мам и пап. Попробуйте поиграть с современными детьми в советский магазин с очередями, неэлектронными весами и подсчетом сдачи на деревянных счетах. Или предложить им обыграть работу портного в ателье, в котором они ни разу не были…
Нельзя не сказать и о том, насколько от наших с вами игрушек отличаются современные игрушки. Во-первых, их много, поэтому зачастую ребенку трудно не только выбрать, во что он будет играть, но и помечтать о том, что ему так понравилось. Во-вторых, помимо мягких мишек и зайчиков, ребенок с огромным интересом разглядывает роботов, монстров, разнополых кукол, взрослых Барби и Кенов. Сюжеты для игр с такими игрушками отличаются от традиционных игр в дочки-матери с пупсами и кроватками! Это нельзя игнорировать.

В мире современного ребенка должны хорошо ориентироваться как родители, так и педагоги. И здесь вступает в силу еще одна особенность жизни детей. Родителям, как правило, некогда вникать в игровое пространство: они теряются в мире игрушек, идут на поводу желаний ребенка или модных течений, создают небезопасные ситуации для здоровья детей, оставляя их у компьютера.

Поэтому, необходимо уделять больше внимания тем играм, которые раньше возникали стихийно; помогать детям, развивать сюжеты, которые им понятны; ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребенка и пользой для него.

Всячески поощряйте стремление малыша к познанию и, пользуясь его
бесконечными вопросами, не только помогайте познавать окружающий мир, но и поддерживайте его интерес.

Не выспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а те в ответ ещё больше хнычут. Утро испорчено, причём и для родителей, и для детей.
Что делать? Отвлечь любимое чадо простыми играми.

Ребёнок недавно познакомился с некоторыми геометрическими фигурами. Можно, по очереди, с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге.

Накануне вы объяснили малышу, какие бывают цвета.
Предложите, среди окружающих предметов найти только красные. Не надо называть несколько цветов: лучше показать только один, например, красный, и несколько дней подряд искать красные предметы. Когда ребёнок будет безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету.
Подобным образом можно отрабатывать у ребёнка восприятие размера.
Желательно также отмечать изменения в природе и окружающей вас обстановке.

В пластмассовое ведёрко налейте воду и предложите ребёнку определить, сколько стаканов воды содержится в нём, переливая воду в другое ведёрко, а потом ковшиком перелить воду из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомить малыша с понятиями: много, мало, полное, пустое, через край, на донышке.

Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания. Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребёнка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите ещё один шанс приятно и с пользой провести время.

Скорлупа от варёных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите её на кусочки, которые ребёнок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребёнку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.

Предложите ребёнку помыть посуду, в названии которой есть звук «ч» (чашки, чайник); звук «л» (ложки, вилки, салатник), и т.д.

Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? Кофеварка. Режет овощи? – овощерезка. Выжимает сок? – соковыжималка. Какой сок получится из яблок, груш, слив, вишни? И, наоборот – из чего получается апельсиновый сок?
На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы. Здесь всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать, попробовать. Можно посмотреть и послушать, как льётся или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой.

Особой любовью пользуется шутка «Закрой глаза – открой рот». Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибётесь, бурный восторг малыша вам гарантирован!

Используя фрукты и овощи, можно научить детей узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу. Положив четыре, или пять разных продуктов в пакет, попросите ребёнка осторожно ощупать каждый из них. Завязав глаза, попросите узнать продукт по запаху.

Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, попросите ребёнка расположить их на дверце холодильника в определённом порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только жёлтые и т.д.

Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, вырастает смышлёным.

Воспитатель:
Кузьменко Г.Е.

Когда я была школьницей, все старшие члены моей большой семьи утверждали: «Ты будешь учителем!». Я злилась, отвечала: «Почему именно я, а не сестренка или братишки?». Дед отвечал: «Я просто знаю, что ты будешь хорошим учителем». В те юные годы я выбрала для себя профессию финансиста, получила соответствующее образование. Но судьба сложилась так, что я теперь учитель. И я счастлива, что это так!

Современные дети легче, чем любой взрослый, осваивают компьютерную технику, при этом читают меньше книг и сложнее сходятся с людьми. Но это не значит, что нынешние дети хуже Я понимаю, какую ответственность я взяла на себя, став учителем. Ведь я напрямую влияю на становление личности ученика. Поэтому я - не просто преподаватель истории, а прежде всего воспитатель.

Вот уже 5 лет я являюсь классным руководителем. Мои ребята уже в 11 классе. Когда то я и подумать не могла - как это? Каково быть ответственной за жизнь и здоровье чужих детей? Каково быть хранителем детских тайн? Каково это - переживать за них как за родных? Я не могу сказать на них просто «дети», это - «МОИ дети»! Большая радость для меня, как для классного руководителя, видеть, что мои ребята дружны между собой, любят друг друга. Я уверена, что эту дружбу они бережно пронесут через всю свою жизнь.

Я часто общаюсь с родителями своих учеников. И часто слышу от них, что современные дети - другие. Говорят, что дети выглядят отчужденными, постоянно сидят в наушниках, играют в телефонные и компьютерные игры. Многие взрослые воспринимают это как проявление эгоизма и безразличного отношения к старшим. Но нельзя сравнивать современного ребенка с детьми прошлого столетия. Сегодняшний ребенок - это новый человек. Его главной чертой является как раз то, что взрослые зачастую принимают за эгоизм. На самом же деле ребенок XXI столетия просто устремил взгляд внутрь себя, чтобы там найти ответ на вопрос «Кто я в нынешнем мире?». Ответ этот дети искали и ищут всегда. Но современные дети находят этот ответ самостоятельно.
или лучше сверстников из прошлого. Они просто другие.

После распада Союза начался процесс глобальной перестройки социальных механизмов. К началу ХХI века сформировался новый мир с новыми общественными ценностями и социальным укладом. Советский человек, воспитанный на идеалах прошлого, с трудом адаптировался в новом социуме. Одно из важных изменений коснулось способов построения карьеры. В СССР существовала четкая схема: сначала человек учится в школе, потом выбирает специальность, оканчивает институт, и затем его распределяют на работу. Если раньше государство решало за человека, то сегодня приходится делать выбор самостоятельно. В условиях высокой конкуренции, чтобы оставаться востребованным, человеку приходится чуть ли не каждые 5 лет либо осваивать специальности, смежные с основной, либо кардинально менять профессию.

Дети, родившиеся в ХХI веке, не знают примеров из прошлого. Для них новый мир - единственный возможный. Поэтому с раннего возраста современные дети готовы к конкуренции, к борьбе за выживание.

Вторая перемена, повлиявшая на изменение ребенка, не столь глобальна, но не менее важна. Из жизни современных детей исчез двор как один из важнейших социальных институтов советской эпохи. Если раньше ребенок приходил из школы и бежал на улицу, где общался со сверстниками, учась таким образом взаимодействовать с социумом, то для современных детей этот опыт оказывается менее важным. Теперь, сидя за компьютером, ребенок сам решает, с кем ему общаться, а с кем нет. С одной стороны, это неплохо. Но с другой - ребенок, попадая в реальный, а не виртуальный мир, может оказаться беспомощным и неспособным нормально взаимодействовать в другими людьми.

Изменения в современном мире настолько существенны, что формирование личности ребенка сейчас проходит более интенсивно уже с первых месяцев жизни. Если раньше к началу обучения в школе ребенок был тabula rasa , то ребенок XXI века к этому времени имеет определенный набор знаний и ценностей. Дети потеряли многие волевые качества, снизился их общекультурный кругозор. Старшее поколение прекрасно запоминало отрывки из произведений, цитаты из фильмов, у нынешних детей такой необходимости нет. Они с детства знают, что хранить лишнюю информацию в голове бессмысленно, ведь всегда можно обратиться к Интернету. Возможно, что из-за этого у современных детей наблюдается снижение памяти.

Ребенок XXI, века в отличие от ровесников из предыдущих поколений, не задает вопросы о мире. Он видит, что летают самолеты, звонят телефоны, а электронные письма приходят спустя несколько секунд после отправки, - и это норма. Дети не могут себе представить, что когда-то люди жили в другом мире. Им важнее узнавать новое о современной жизни. Моя задача - развивать интерес детей к истории. Ведь кто не знает прошлого - не сможет понять и сориентироваться в сегодняшнем и будущем.

Однако более опасным является другой вопрос современной жизни. Общество и родители чрезмерно настроены на успех. Еще с дошкольного возраста ребенка настраивают на достижение результата. Дети вынуждены расти в условиях, где их постоянно сравнивают. Под влиянием социума родители давят на детей, требуют от них высоких результатов, забывая о других ценностях - уважении к самому себе, свободном времени, игре, семейном досуге. Если человеку постоянно завышать планку и не формировать позитивную самооценку, он никогда не будет удовлетворен результатами. Не достигая результата, человек испытывает чувство вины. Отсюда неврозы, с которыми тяжело справиться даже взрослой сформировавшейся личности, не говоря уже о детях. Находиться в условиях непрекращающейся гонки очень сложно. Ребенок лишается обычных радостей и постоянно думает о том, как бы сделать счастливыми своих родителей, оправдать их надежды.

В современном обществе неполная семья стала почти что нормой. Дети, рожденные в таких семьях, по-другому воспринимают брак и родственные отношения. Семьи для них менее ценны. Для ребенка семья перестала быть опорой, местом, где ему могут помочь решить его проблемы. Такой ребенок рассчитывает только на себя. Поэтому и пути адаптации в обществе он вынужден искать самостоятельно.

В этом им помогают цифровые технологии и Интернет. Здесь открываются для ребенка новые пути развития личности. Благодаря уходу более старших детей в Интернет-пространство снизилась детская преступность. Большинство подростковых субкультур достаточно мирные. Любители аниме, хипстеры и другие сообщества совершенно безобидны. А значит, постепенно исчезает противостояние «подросток-мир».

В Интернете современные дети могут анонимно или открыто общаться с такими же детьми, помогают друг другу решать схожие проблемы. На подростковых форумах они делятся своими переживаниями и дают друг другу вполне адекватные советы. Нет никакой агрессии в общей массе, дети сочувствуют и сопереживают. При этом сеть Интернет и социальные сети таят в себе много опасностей. Правоохранительные органы бьют тревогу, что в социальных сетях популярность набирают сообщества, в которых ребенка могут подтолкнуть к самоубийству. Родителям и учителям необходимо всегда быть очень внимательными.

Современный ребенок - независимая личность, в раннем возрасте способная самостоятельно принимать решения.

На современных детей не действует тактика внушения вины, они почти не реагируют на принуждение, нотации, наказания, запреты и другие общепринятые методы воспитания, которыми пользуется педагог и родители.

На что они откликаются, так это на уважение - уважение к ним как к личности, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем взрослые тркдности для их родителей. Дети откликаются на уважение к их праву выбора и способностям. Они умеют принимать хорошее решение. Им нужно просто помочь. Они очень хотят, чтобы их способности заметили и признали, как нечто значимое.

Они не всегда ведут себя правильно. Есть трудные дети. Но каждому из них надо предоставить шанс получить от взрослого то советы, которые будут поощрять лучшее, что есть в них. Так они смогут осознать, что им «все по плечу» - и не утратят своих мечтаний о будущем.

Они ожидают от всех вокруг взаимного уважения и любви. Они ни при каких обстоятельствах не одобрят лжи, манипулирования. Дети требуют пояснений и почти никогда не довольствуются отговорками на уровне «потому что я так сказала». Кроме того, они лучше всего реагируют, когда к ним обращаются как со взрослым.

Современные дети нуждаются в том, чтобы их поняли. Лучший способ узнать детей - общаться с ними. Главное помнить, что честность, доверие, откровенность и искренность воспитываются собственным примером!

Современные дети могут «читать» взрослых, как открытую книгу, быстро подмечать и незаметно нейтрализовать любые скрытые попытки манипулировать ими. Если ребенок замечает, что в попытках взрослого заставить их сделать что-то присутствует скрытый мотив, они упорно сопротивляются и при этом чувствуют, что поступают совершенно справедливо. Поэтому, если учитель сталкивается с сопротивлением со стороны ученика, то ему необходимо проанализировать свое поведение. Результаты пересмотра своего отношения к детям, сотрудничество с ними, а не попытки навязать свое мировоззрение, превзойдут все ожидания!

На учителя возложена огромная ответственность перед нашим обществом... перед Человечеством. Его высочайшая обязанность в том, чтобы ковать счастье каждого ученика, всего общества, способствовать процветанию и развитию жизни на Земле.

Я горжусь своей профессией. Стараюсь быть другом, опорой для своих детей. Считаю своей обязанностью бороться за доброе отношение к ребенку всех взрослых, окружающих его.

Великий французский писатель Виктор Гюго сказал одну замечательную фразу: «Большое счастье видеть уже сегодня то, что мир увидит только завтра». На наших, учительских глазах, растет будущее! Будущее нашей Родины! Великие ученые, талантливые артисты, писатели, изобретатели, политики и бизнесмены, добрые врачи и мудрые учителя… Берегите детей, любите детей, понимайте детей! Это наше Будущее!

Похожие публикации