Русская народная игра «Горелки. Русские народные игры и хороводы Русские народные игры гори ясно

Участники выстраиваются в две шеренги в затылок друг другу. Хором произносят такие слова:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят. Колокольчики звенят!»

На словах «Глянь на небо...» дети, стоящие первыми, поднимают головы вверх, а на заключительных словах бегут наперегонки до финишной черты. Кто прибежит первым, тот и выиграл.

//-- Игра «Меткий глаз». --//

Нарисуйте на стене дома, где нет окон, или на деревянном щите большую мишень. Слепите снежки и соревнуйтесь, у кого больше попаданий в центр мишени.

//-- Игра «Снежный баскетбол». --//

В обыкновенное баскетбольное кольцо или, если такового нет, в обыкновенное ведро бросайте снежки. Кто попадает чаще всех?

//-- Игра «Не промахнись!» --//

На снегу нарисуйте большой круг (диаметром 5-6 м), отойдите от него на три взрослых шага и бросайте в него снежки. Кто попал, отходит еще на два шага, затем еще. Продолжайте до тех пор, пока не останется один победитель.

Играя с детьми, больше фантазируйте, побуждайте к этому и их, пусть они тоже придумывают свои игры. Не оставайтесь равнодушными к их инициативе, поощряйте работу их воображения.

Очень эффективны для преодоления застенчивости так называемые контактные игры, когда дети прикасаются друг к другу, естественно, в разумных этических и эстетических пределах.

//-- 1. Коллективный танец «Лавата». --//

Ребятишки встают в круг, берутся за руки и, двигаясь по кругу, напевают:

«Дружно танцуем мы, та-та-та, та-та-та, танец веселый наш „Лавата“. Мои ноги хороши, а у соседа лучше!».

С этими словами они дотрагиваются до ног соседей по кругу и продолжают движение с песней, меняя слово «ноги» на «волосы», «уши», «локти», «пальчики» и т. д.

//-- 2. Игра «Путаница». --//

Под веселую музыку малыши становятся в круг, закрывают глаза и, вытянув руки вперед, сходятся в центре. Правой рукой каждый из участников игры берет кого-нибудь за руку, левую оставляет свободной, для того чтобы за нее кто-то взялся. Когда все взялись за руки, открывают глаза и пытаются распутаться, не разнимая рук.

//-- 3. Игра «Жмурки». --//

Ведущий с завязанными глазами ловит старающихся не попадаться ему детей. Поймав кого-либо, он пытается на ощупь отгадать, кто это.

Очень рекомендую ролевые игры, в которых дополнительно придется общаться друг с другом. Предложите разыграть ситуации «В магазине», «В парикмахерской», «На приеме у врача». Подготовьте нехитрые атрибуты той или иной профессии (совсем ни к чему покупать для этого дорогие игрушки, можно сделать их из картона) и играйте! Увидите, что через игру ваш застенчивый малыш постепенно научится свободному общению.

Очень любят дети коллективные речевые игры, которые можно проводить и зимой, и летом, и в помещении, и на улице.

//-- Игры «Доскажи словечко». --//

1. Взрослый ведущий начинает строку, дети хором заканчивают.

Я хочу устроить бал, я гостей к себе... (позвал). Каждый тут у нас талант – И певец, и... (музыкант). Хватит кукситься, скучать, начинаем... (танцевать). Если танцы надоели, покачайтесь на... (качелях). И качаться надоело? Принимаемся за... (дело). Лучше уж за стол присесть и мороженое... (съесть). Все наелись, детвора? Поиграть тогда... (пора)!

2. Правила такие же, как в предыдущей игре.

Ра-ра-ра – начинается... (игра). Ры-ры-ры – у мальчиков... (шары). Ро-ро-ро – у нас новое... (ведро). Ру-ру-ру – продолжаем мы...(игру). Ре-ре-ре – стоит домик на... (горе). Ри-ри-ри – на ветках... (снегири). Ар-ар-ар – кипит новый... (самовар). Ор-ор-ор – созрел красный... (помидор). Ир-ир-ир – мой папа... (командир). Арь-арь-арь – на стене висит... (фонарь).

3. Правила такие же. Можно заканчивать строку не хором, а по одному.

Вот теперь настал черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь: ... (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь: ... (близко).

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: ... (пол).

Скажу я слово «потерял»,

И скажешь ты: ... (нашел).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты: ... (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,-

Ну, отвечай: ... (конец)!

4. Правила те же.

В реке большая драка, поссорились два... (рака).

Где обедал воробей? В зоопарке у... (зверей).

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная... (радуга).

Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,-

Потому что это... (рысь).

Загадывайте детям загадки, чтобы они их коллективно отгадывали.

Ну и платье: сплошь иголки, его носят только... (елки).

Не колючий, светло-синий, по утрам повсюду... (иней).

Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко. Ведь это вкусная... (картошка).

Заставил плакать всех вокруг, он не драчун, а просто... (лук).

Я – хозяйка разных снов про дельфинов и слонов, про дворцы хрустальные и про звезды дальние. Вы ложитесь, и на ушко вам нашепчет сны... (подушка).

Длинным клювом тонким схватит лягушонка. Капнет с клюва капля. Кто же это?.. (цапля).

У меня пропал носок, утащил его... (щенок).

Серый волк в густом лесу ыстретил рыжую... (лису).

Просыпаюсь утром рано вместе с солнышком румяным, Заправляю сам кроватку, быстро делаю... (зарядку).

Итак, первые шаги навстречу дружбе сделаны. Изо дня в день, преодолевая застенчивость, ваш малыш научится быть открытым и доверчивым. Теперь наша задача – установить правильные взаимоотношения с товарищами, научить его общаться с ними.

Старинная русская народная игра «Горелки» настолько древняя, что истоки ее уходят в то время, когда все славянские народы были еще единым племенем. Ведь игра, правда под разными названиями, присутствует в культуре не только русских, но белорусов, украинцев, чехов, латышей, болгар… – практических всех славянских народов Европы. Игра эта была изначально обрядовой, славила союз земли и солнца, их живородящую силу. Игра стала детской совсем недавно. Еще в конце XIX– начале XX века играла в «Горелки» в основном молодежь 14-18 лет. Да и сегодня, эту русскую народную игру можно предложить не только малышам-дошкольникам, но и ребятам подросткового возраста. «Горелки» прекрасно впишутся в любой фольклорный праздник, особенно если он проходит на улице. Но, традиционно, горелки были частью летних и .

Старинная русская народная игра «Горелки»

Считалкой выбирают водящего-горелку. Остальные игроки делятся на пары. Традиционно, в каждой паре девушка и юноша или мальчик и девочка. Но играя сегодня с детьми этого правила можно и не придерживаться. Пары встают друг за другом, а перед ними, примерно за три-пять метров от первой пары встает «горельщик». Это расстояние обозначают чертой. Все дети хором произносят слова:

Гори-гори ясно, чтобы не погасло
Глянь на небо, направо-налево,
Птички летят, колокольчики звенят!
Гори, не воронь, беги как огонь!

Как только прозвучали слова «беги как огонь!», последняя пара должна рассоединить руки и бежать по разные стороны колонны. Их задача – опять взяться за руки. Но сделать они это могут, только после того, как пересекут черту, где стоит «горельщик». «Горельщик» старается не допустить этого и поймать кого-нибудь из пары. Если ему это удается, то он с пойманным игроком становится первой парой, а оставшийся в одиночестве игрок становится новым «горелкой». Если пара смогла соединиться, то она становятся первой в колонну, а «гореть» продолжает все тот же водящий. Если «горельщик» долго не может никого поймать, его поддразнивают:

Гори, не спи
Сгоришь, смотри!
В огне стоишь,
Совсем сгоришь!

Если в старинную русскую игру «Горелки» играют подростки 13-17 лет, то правила можно чуть-чуть изменить – чтобы было интереснее. Пары составляются обязательно смешанные девушка-юноша. Водящим-«горелкой» выбирают обязательно юношу. Водящий обязательно должен гнаться за юношей из убегающий пары. Если он его догнал – то встает в пару с девушкой. А пойманный будет водить. Линию, за которой может соединиться убегающая пара, относят подальше – метров на пятнадцать от колонны игроков.

Старинная русская народная игра «Двойные горелки»

Эту игру имеет смысл затевать, когда игроков очень много. Отличия от обычных горелок минимальные. Вместо одной колонны игроки выстраиваются в две, параллельно друг другу. Соответственно, и водящих-«горельщиков» двое. Когда игроки заканчивают говорить речевку«Гори-гори ясно..», то бегут сразу две пары. Соединиться пары должны обязательно друг с другом, а вот ловить «горельщики» могут любого из четверых.

«Горелки с номерами»подвижная игра – современный вариант русской народной игры

Игроки встают в колонну, взявшись за руки. Перед началом игры водящий-«горельщик» проходит вдоль колонны и пересчитывает пары. Каждая пара должна запомнить свой номер. После этого, водящий встает впереди колонны и говорит:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Раз, два, три,
Пятая пара гори!

Водящий может назвать любой номер пары и бежать должна именно эта пара. В остальном играют так же, как и в обычные «Горелки».

«Заячьи горелки» подвижная игра – современный вариант русской народной игры

Отличаются от обычных «Горелок» игровой песенкой и «ролями». Роли более традиционные для салок. Водящий – волк, а остальные игроки зайцы. Игровая песенка взята из пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Такой считалкой считаются белки и заяц, собираясь сыграть в «Горелки»:

Косой, косой,
Не ходи босой!
А ходи обутый,
Лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут!
Не найдет тебя медведь,
Выходи, тебе гореть!

Если игроков очень много, можно играть в «Двойные заячьи горелки», по тем же правилам, что и в «Двойные горелки»

Галина Прусова
Русская народная игра «Горелки»

Большинство старинных детских игр являются коллективными. Это связано с тем, что традиционная русская семья являлась многодетной. Дети в общине воспитывались совместно, проводили много времени с ровесниками. Каждая игра имела свой глубокий потаенный смысл, являясь обрядовой и символизируя силы природы.

«Горелки » - одна из популярных, но, к сожалению, забытых русских старинных забав . В 19 веке в ней участвовала молодежь 16-18 лет. Во время игры молодые люди присматривались друг к другу, проявляли симпатию, оказывали знаки внимания. Позже игра стала исключительно детской забавой. Она увлекательна для детей 5 - 7 летнего возраста.

Цель игры : сплотить коллектив; развить в детях способность концентрировать внимание, скорость и ловкость; сформировать навыки общения.

Ход игры

Собирается нечетное количество участников, оптимально 7-13 человек. Чем больше детей, тем веселее.

Все хором произносят любую считалочку, на ком произносится последнее слово - тот и водящий - «Горелка » (в старину слово водить еще называли словом маяться) .

Остальные образуют пары и берутся за руки. В давние времена, когда в игре участвовала молодежь, парень вставал в пару с девушкой. Сейчас это правило не соблюдается.

Пары встают друг за другом в ряд-колонну. «Горелка » отворачивается от остальных детей. Теперь нужно прочертить линию. Она должна располагаться через 5-10 метров от ведущего. Чем меньше возраст играющих детей , тем короче расстояние от ведущего-«горелки » до проведенной черты.

Все участники, взявшись попарно за руки, дружно поют песню :

«Гори, гори ясно,

Чтобы не угасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо :

Звёзды горят,

Журавли кричат.

Раз, два, не проворонь,

А беги, как огонь!».

Последняя строчка песенки - сигнал к активному действию детей из крайней пары. Они разъединяют руки и стремительно бегут к заветной черте. Ведущий должен поймать за руку одного из пары. Если это ему удается, он встает в пару с тем, кого не догнал. Пойманный ребенок становится «горелкой » . Если догнать никого не удалось, то ведущий не меняется. Пара «сбежавших» игроков объединяется за чертой, затем встает в начало общей колонны. Если «горелка » не быстр и не ловок, он долго остается в роли ведущего, а остальные его подбадривают. Но целесообразно будет, если водящего поменять через три не пойманные пары, вновь рассчитавшись по считалке.

В «горелку » дети могут играть достаточно долго . Коллективная игра – это не только весело и забавно, но поучительно. Такие игры приносят огромную пользу как здоровью детей, так и их эмоциональному настрою.

Публикации по теме:

Проект «Русская народная игрушка» Проект “Русская народная игрушка” Актуальность проекта: Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной.

Полезным увлечением для любого ребёнка является театрализованная деятельность. Она способствуют общему развитию; проявлению любознательности,.

Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю народной куклы, знакомство с русской народной игрушкой.

Конспект НОД «Русская народная сказка «Маша и медведь» Испoльзуемые сoвременные oбрaзoвaтельные технoлoгии: игрoвaя. Цель: прoдoлжение изучения скaзки «Мaшa и медведь». Зaдaчи: рaзвивaть.

Мастер класс Русская народная подвижная игра «Золотые ворота» Цель: активизировать и развивать двигательную деятельность детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью,.

НОД. Русская народная игра «Зеркало» Конспект непосредственно - образовательной деятельности в 1 младшей группе. Тема: Русская народная игра «Зеркало» Безлюдная Лариса Сергеевна.

Цель: Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством русского народа. Расширение.

Эта игра особенно интересна, когда гости уже не совсем трезвые. Для проведения этой игры нужно заранее приготовить кусок ватмана, на который фломастером нанесена шкала по вертикали. На шкале, по возрастающей линии снизу вверх указаны градусы – 40, 30, 20, 10. Задача участников - нагнуться и протянув руку к «спиртометру» между ног, отметить градусы на шкале фломастером. Расстояние между градусами на шкале нужно сделать не слишком близким, чтобы участники тянулись рукой как можно выше. Ведь каждому хочется показать, что он трезвее остальных.

Гарем

С помощью резинок для волос можно провести конкурс "Гарем". В нем главные роли принадлежат мужчинам. Каждый из мужчин получает резинки определенного цвета (одному – красные, другому – зеленые и так далее). За несколько минут каждый из участников должен «окольцевать» как можно большее количество женщин. Кольцо – резинку надевают дамам на запястье. Потом количество резинок подсчитывается и определяется самый проворный участник.

Прищепки

Гости должны разбиться по парам. В каждой из пар – женщина и мужчина. На заднюю часть одежды партнерши прикрепляются прищепки. Задача партнера – зубами с завязанными глазами переместить прищепки с задней части одежды на одежду на груди партнерши. Побеждает та пара, которая выполнила задание первой.

Вагончики - подвижная игра для взрослых

Составь число - игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: перекидной календарь
Эта игра проводится во время танцев. Перед началом каждого танца ведущий называет любое число от 35 до 55, и играющие должны собраться в пары таким образом, чтобы сумма чисел на листках их календаря равнялась этому числу.
Допустим, назвали число 37. Значит пару составляют играющие, у которых листки календаря с числами 30 плюс 7, или 18 плюс 19, или 25 плюс 12 и т. д. Во всех случаях побеждает тот, кто выполнит задание раньше других.

Стометровка - подвижная игра для взрослых

Количество игроков: по 2 участника от каждой команды
Дополнительно: 2 рулона туалетной бумаги
Ведущий выдаёт по рулону туалетной бумаги игрокам (желательно с названием 100 метров, чтоб к названию конкурса подходило). Первые участники разматывают её по лужайке, полю или залу, а вторые сматывают и сдают опять готовые рулоны ведущему.
Потом эти рулоны можно ещё использовать для конкурса "мумия", т.е. обмотать кого-то этой бумагой.

Передавай шапку - игра (конкурс) для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: 2 шапки
Все участники встают в два круга - внутренний и внешний. У одного игрока на голове шапка, ее нужно пустить по своему кругу, условие одно - шапку передавать с головы на голову, не касаясь ее руками. Выигрывает та команда, в которой игрок под номером один вновь окажется в шапке.

Не зевай ка - подвижная игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Игроки встают в круг спиной к центру и к водящему. У водящего в руках мяч. Он начинает отсчёт от 1 до 5. После числа 5 он называет имя одного из игроков и подбрасывает мяч вверх. Задача того, чьё имя назвали - быстро обернуться и поймать мяч либо на лету, либо только после одного удара о землю. Кому это не удалось три раза - выбывает из круга.

Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Ход игры:

Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой - слева, стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

Подвижная игра «Ловишки» (с ленточками)

Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

Ход игры:

Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется.

2 вариант

Чертится круг в центре стоит Ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а Ловишка пытается схватить ленту.

Подвижная игра «Мороз – красный нос»

Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.

Ход игры:

На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- красный нос, он говорит:

«Я мороз – красный нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети отвечают хором:

После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.



2 вариант.

Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два мороза (Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос). Стоя посередине площадки лицом к детям, они произносят:

Мы два брата молодые, Я Мороз-Синий нос.

Два мороза удалые, Кто из вас решится

Я Мороз-Красный нос, В путь-дороженьку пуститься?

После ответа:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

все дети перебегают в другой дом, а оба мороза стараются их заморозить.

Подвижная игра «Коршун и наседка»

Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.

Ход игры:

В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.

2 вариант.

Если детей много можно играть двумя группами.

Подвижная игра «Краски»

Цель: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.

Ход игры:

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:



Тук! Тук!

Покупатель.

Зачем пришёл?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например: скачи на одной ножке по красной дорожке.

2 вариант:

Разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок изображавший краску убегает а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место.

Похожие публикации