Традиционные игры и развлечения древнего китая. Сценарий спортивного развлечения «Подвижные игры Китая Китайская уличная игра

Столь популярный драматический жанр театра теней или пьесы кожаных силуэтов берет свое начало в Поднебесной.

Как гласит легенда, император Уди пребывал в глубокой печали после смерти своей наложницы леди Ли. Чтобы помочь ему пережить утрату, придворный гадатель сделал деревянную куклу, полностью повторяющую фигуру леди Ли. Силуэт любимой на занавеске вселил в императора уверенность, что его навещал ее дух. Этот случай считают началом искусства театра теней.

Современные куклы для театра теней делают из кожи, т.к. она легче и удобнее в управлении. Вот как проходит изготовление кукол: ослиную или овчинную кожу, очищенную от волосяного покрова, чистят и подвергают химической обработке для придания ей необходимой прозрачности. Затем куски кожи покрывают тунговым маслом, сушат и вырезают фигурки персонажей пьес. Тело, голову и конечности куклы вырезают отдельно, затем скрепляют с помощью нитей, а в руках кукловода игрушки оживают, полностью повторяя движения человека. Затем кукол раскрашивают в разные цвета, обозначая их основные качества - доброту или злобу, красоту или уродство. Во время представлений куклы держат близко к белому экрану цветной стороной, освещая тыльную сторону ярким светом.

Кукловоды управляют разными частями тел кукол с помощью специальных спиц. Представление сопровождается музыкальным аккомпанементом и пением самих кукловодов. Некоторые пьесы иллюстрируют довольно драматические события. Что до героев сказок и историй в стиле кунфу, они часто выполняют необыкновенные трюки, например, катаются на облаке или демонстрируют чудеса боевого искусства, доставляя особое наслаждение детской аудитории.

Рост популярности театра теней начался еще с период династии Сун (960 - 1279 гг.), когда на празднествах устраивались многочисленные «теневые» представления. А в период династии Мин (1368 - 1644 гг.) в одном лишь Пекине насчитывалось до 50 трупп театра теней.

В 13 в. театр теней стал лучшим развлечением в юртах монгольских племен. Затем с их завоевательными походами этот вид искусства распространился на более отдаленные страны - Персию, Аравийский п-ов и Турцию. Позже театр теней также был представлен народам Юго-восточной Азии.

В Европу театр теней привезли французские миссионеры в 1767 г., устроив представления в Париже и Марселе, вызвавшие бурный восторг зрителей. Со временем ombres chinoises - «китайские тени» (фр.) прижились, приобрели местный колорит и стали ombres francaises - «французскими тенями» (фр.). В настоящее время более 20 стан мира имеют свои труппы театра кукол.

Заявления некоторых людей о том, что китайский театр теней положил начало киноискусству, несомненно, является преувеличением, однако пииньси бесспорно внес свой вклад в развитие индустрии развлечений. В наше время повсеместного распространения кино и телевидения, туристы по-прежнему желают видеть представления этого древнего драматического искусства.

Сами куклы доступны в продаже в сувенирных лавках станы.

Кукольный театр «куйлэйси» (кит. «марионетка, петрушка») более известен в Китае как «муоуси» (кит. «муоу» - «деревянная кукла»). Происхождение кукольного театра описано в традиционной песне: однажды князь Му государства Чжоу (ок. 10 в. до н.э.), возвращаясь с большой охоты в горах Куньлуна, увидел представление известного плотника Яньши - деревянные куклы собственного изготовления в руках мастера пели и плясали. Однако первое упоминание о муоуси как о самодостаточном виде развлечения датируется лишь династией Хань. Тем не менее возраст кукольного театра в Китае насчитывает по меньшей мере 2000 лет.

Так же, как и в большинстве других стран, китайские кукольные представления бывают 3 видов: куклы, управление которыми осуществляется с помощью специальных спиц-рычагов, марионеточные представления и куклы-перчатки. Самым распространенным видом кукольных представлений в Китае остается первый из вышеперечисленных. При этом рост кукол, как правило, не превышает метра в высоту, мастера делают их максимально «живыми». Кукловод поднимает куклу над собой, одной рукой управляя корпусом муоу, а другой - парой спиц, отвечающих за движения рук. Ноги кукол чаще всего остаются закрытыми.

От кукловода требуется особая сноровка при ведении куклы, т.к. ему необходимо держать неподвижном или перемещать по сцене предмет весом ок. 2-3 кг. Только так игра другими частями тела куклы будет достаточно убедительной.

Марионетки появляются перед аудиторией во весь рост. Голова, плечи, талия, руки и ноги куклы подвижны и управляются с помощью проволоки, тянущейся от каждой части тела куклы к единому мосту, скрытому от публики, с помощью которого кукловод и управляет ее движениями.

Куклы-перчатки или наручные куклы очень похожи на русского Петрушку, также именуются «куклы-мешки» в Китае. Они самые маленькие из 3-х видов кукол, в длину достигают ок. 20 см. Их наряды - маленькие мешочки, которые кукловод одевает на руку и управляет положением куклы и ее движениями.

Китайский воздушный змей называют предшественником современного самолета. В выставочном зале Национального музея аэронавтики и космоса (Вашингтон, США), посвященном летательным аппаратам, находится памятная табличка следующего содержания: «Первыми летательными аппаратами стали китайские воздушные змеи и ракеты».

Но китайские фэнчжэн не только игрушки. Они внесли большой вклад в развитие науки и производства. В 1782 г. знаменитый американский ученый и государственный деятель Бенджамин Франклин изучал грозу и молнию с помощью воздушных змеев, после чего изобрел молниеотвод. Многие рыбаки до сих пор закидывают приманку в море, используя воздушных змеев. А фотографы пользуются китайским изобретение для съемок с высоты птичьего полета.

Первые воздушные змеи в Китае были деревянными и назывались «муюань» - «деревянные змеи», их появление относят к периоду Воюющих государств (475-221 гг. до н.э.), т.е. как минимум 2000 лет назад. После изобретения бумаги, муюань превратились в чжиюань (кит. «чжи» - «бумага»).

В то время они служили военным целям. Согласно историческим записям, фэнчжэны были огромных размеров, а некоторые велики на столько, что выдерживали человеческий вес. На таких змеях разведчики поднимались в воздух и обозревали расположение вражеской армии. Кроме того их использовали для распространения листовок над ставкой врага. В древней работе «Записи удивительных событий» говорится, что когда Сяо Янь, император Уди (464 - 549 гг.) династии Лян, был окружен непокорными племенами под Хоу Цзин, сигнал о помощи он подал на воздушном змее.

В период династии Тан (618-907 гг.) к корпусам воздушных змеев стали прикреплять бамбуковые планки, которые в воздухе под порывами ветра начинали издавать мелодичный звон, похожий на звуки чжэна - традиционного струнного инструмента. С тех пор воздушных змеев в Китае принято называть «фэнчжэн» - «ветряной чжэн». В некоторых районах Поднебесной к ним принято прикреплять шелковые или резиновые полоски, чтобы заставить их «петь» в небе.

Во время правления последней династии Цин (1616-1911 гг.) люди верили, что отпущенный в небо змей заберет с собой все печали и невзгоды человека. И наоборот, поднявший потерянного другим человеком фэнчжэн возьмет на себя все его заботы и неприятности. Конечно, это всего лишь суеверие, но и в нем может содержаться рациональное зерно: подумайте, как полезно человеку с тяжелым грузом на душе, больному побыть на свежем воздухе, запуская змея в высь.

Некоторые предпочитают пускать фэньчжэн ночью. Они подвешивают в ряд фонарики с зажженными свечами, затем мерцающие в темном небе.

Существует 2 основных вида китайских воздушных змеев: со съемными крыльями и с крыльями, закрепленными на корпусе. Первые легко разбираются, хранятся и транспортируются в коробках, что делает их удачным подарком. Вторые лучше держатся в воздухе, поднимаются намного выше в небо. В соответствии с их дизайном и некоторым другим параметрам воздушных змеев подразделяют на более 300 видов, включающих человеческие фигуры, рыб, насекомых, птиц, животных и иероглифические надписи. Размер также может варьироваться от 304 м до 30 см в размахе крыльев.

Не каждому под силу смастерить хорошего воздушного змея. В первую очередь необходимо правильно подобрать вид бамбука для изготовления рамки. Для крупных фэнчжэн берут толстый и прочный бамбук, способный выдержать давление ветра. Для миниатюрных змеев чаще используют тонкие бамбуковые полоски.

Вторым шагом станет выбор покрытия для рамки. Как правило, это делают с помощью бумаги, однако змеи с шелковым покрытием более надежны и имеют более высокую художественную ценность.

На заключительном этапе обтяжку украшают росписями. При массовом производстве их печатают на бумаге до закрепления на рамке. Но в соответствии с традицией змеев расписывают уже после закрепления материала на рамке в ручную. Зачастую на поверхности змеев пишут пожелания удачи. Так, например, сосна и журавль символизируют долголетие; изображения летучих мышей и персиков служат пожеланиями доброй удачи и долгой жизни и т.п.

В 1983 г. в г. Тяньцзинь во время проведения крупномасштабных соревнований по запуску воздушных змеев группа рабочих Тяньцзниньского завода изобразительных искусств в составе 5-6 человек заставила плясать и виться в воздухе фэнчжэн в форме дракона, состоящего из сотен отсеков, в длину насчитывавшего сотни метров. Японский гость запустил воздушного змея длиной 300 м (270 отсеков). Эти, а также другие выступления привлекли всеобщее внимание и вызвали бурю аплодисментов.

Широкую известность получил ежегодный фестиваль воздушных змеев в пров. Шаньдун. Приобретя статус международного, этот фестиваль каждый год собирает участников из всех стран мира.

Как известно, по праздникам и другим знаменательным случаям в Китае повсюду слышны залпы хлопушек.

Их называли по-разному в разные времена в разных частях страны. Изначально звуки рвущихся хлопушек должны были отпугивать диких животных, в том числе и мифического единорога Нянь, появлявшегося каждый год в конце зимы - начале весны и наводившего ужас на людей. Тогда еще не существовало пороха, поэтому китайцы поджигали сухие бамбуковые палки, издающие такой звук. Поэтому первые хлопушки прозвали «баочжу» - «трещащий бамбук», сохранившие это название до сих пор в некоторых книгах.

Совершенно случайно, имя волшебного единорога, появлявшегося ежегодно, стало обозначать «год». А традиция взрывать хлопушки в конце года закрепилась во всех частях страны. Ее начало было положено более 2000 лет назад.

После изобретения пороха, порожние бамбуковые палки стали заполнять им, что делало взрывы более громкими, а хлопушки стали называть «баочжан» - «взрывающиеся палочки». Этим именем их продолжают называть по сей день в некоторых районах Китая. Согласно книге «Происхождение вещей» (работа периода дин. Сун), впервые набить порожний бамбук порохом предложил Ма Цзюнь, живший в период Троецарствия (220 - 265 гг), т.е. ок. 1700 лет назад.

Дальнейшее развитие мастерства изготовления хлопушек привело к появлению первых бумажных свитков с порохом, дававших единственный взрыв. Затем появились хлопушки «двойного взрыва» - «эртицзяо», а также хлопушки, подвешенные рядами. «Двойные» хлопушки, с плотным бумажным корпусом, состоят из двух отсеков: взрыв 1-го запускал хлопушку высоко в воздух, а затем окрестности оглушал взрыв 2-го отделения петарды. В настоящее время продолжается совершенствование искусства фейерверка: добавляя различные вещества, хлопушки научились делать цветными, расцвечивающими вечернее небо миллионами ярких огней.

Пуски хлопушек по случаю Нового года, свадьбы, победы национальной сборной на международных соревнованиях стали излюбленным занятием детворы и юношества. По-видимому, китайская традиция фейерверков распространяется на все большее число наций, как цветные огоньки фейерверка разлетаются по небу.

Эта традиционная игра до сих пор популярно среди китайцев. Играющих в шахматы можно встретить повсюду: на заводах, в школах, деревнях и во дворах домов. Также часто в шахматы играют в парках и вдоль дорог. Как правило, вокруг игроков собирается толпа любопытствующих. Шахматная доска в китайских шахматах разделена 9 вертикальными линиями и 10 горизонтальными, которые образуют 90 пересечений. Среднюю линию называют «река Чу».

Участки на шахматной доске с диагональными линиями называются «Девять дворцов», где находится полководец и его гвардейцы.

Шахматные фигуры, в основном, делают из дерева. В китайских шахматах фигурки круглые. Всего насчитывается 32 фигурки, половина из которых - черные, а половина - красные. У каждого игрока есть полководец, два гвардейца, пары ферзей, пушек, лошадей, две колесницы и 5 солдат. Каждый игрок стремится уничтожить фигурки соперника и завладеть его полем. Если одна фигура оказывается в опасном положении, ее следует как можно скорее передвинуть в безопасную зону. Но если это невозможно, ей на помощь необходимо отправить другого «воина». Главной целью игры является захват армии соперника. Тот, кому это удалось, становится победителем.

Мацзян в Китае имеет долгую историю. Так как в игре используются плиточки, похожие на домино, но с выгравированными китайскими значками и иероглифами, мацзян также называют игрой «по укладке кирпичей». Согласно легенде, мацзян изобрели китайские военные стратеги, которые использовали «кирпичи», чтобы воссоздать расположение войск во время битвы. Полный набор мацзяна состоит из 136 плиток: 36 с изображением черты (или бамбука), пронумерованных от 1 до 9 (каждого «числа» - по 4 штуки), 36 с кругом (или точкой), 36 с ломанной (или иероглифом), 12 наград (4 красных, 4 зеленых и 4 белых дракона) и 16 ветров (4 восточных, 4 южных, 4 западных и 4 северных). В основной набор не включаются 8 цветов, которые добавляют в середине игры.

Чертой обозначаются копья, точкой - щиты, а ломаной - войска. Ветрами обозначаются генералы войск в 4 позициях. Иероглифом «чжун» отмечен главнокомандующий, а «фа» - его адъютант. Белые плиточки используются для обозначения резервных сил. В игре участвует 4 человека, каждому из которых достается по 13 плиточек. Цель игры - собрать все комплекты плиток: победителем становится первый игрок, который заполучил 4 комплекта. Раньше в мацзян играли на деньги, теперь эта традиция сохранилась лишь в деревнях. В 20-е годы 20 века игра из Китая попала в страны Запада и Японию, где в наше время она пользуется огромной популярностью.

Родиной облавных шашек считается Китай. Возможно, их изобрели стратеги древности для военных целей. По-китайски облавные шашки называются «вэйци». Цель игры - участники должны захватить территорию на квадратной деревянной доске, занимая свободные точки своими шашками. Их история насчитывает более 4000 лет, но широкое распространение они получили лишь в период Весны и Осени (770-476 гг. до н.э.). При династиях Суй и Тан (581-907) шашки попали и в Японию. В последние десятилетия, с развитием международных связей и культурного обмена, шашки распространились в Европе и Северной Америке. Сначала шашечная доска была поделена 11 вертикальными линиями (затем их число возросло до 15, 17, а, в конце концов, 19) и 19 горизонтальными, образующих 361 пересечение.

В игре принимают участие два человека: у одного - 181 черная шашка «ши» (камень), а у другого - 180 белых. Первый ход делает игрок с черными шашками (если игра ведется между равносильными игроками). Если кто-то слабее, а кто-то сильнее, то первым ходит игрок с белыми шашками. Игрок должен стремиться, чтобы число занятых окруженных точек было меньше шашек, которые были захвачены противником. 19-линейную доску можно часто встретить на традиционных китайских картинах эпохи Тан (618-907).

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Салки, прятки, казаки-разбойники - сколько всего суперского из детства мы вспоминаем с улыбкой. Но чем же новеньким удивить наших детей?

сайт поискал самые интересные игры со всей планеты, которые вызывают восторг у местных детишек. Берем на заметку и при первой же возможности пробуем!

«Поймай за хвост дракона» (Китай)

Количество участников: чем больше - тем лучше

Что понадобится: ничего

Правила игры: все выстраиваются в колонну и кладут руку на плечи или пояс впереди стоящему. Тот, кто стоит первым - голова дракона, последний - его хвост. Дальше начинается самое веселое. Голова дракона начинает охотиться за своим хвостом. Те игроки, кто ближе к хвосту, могут всячески помогать ему «смыться» от головы, ловко убегая всем хвостом. Однако в попытках ухватить хвостик и убежать от охотника важно, чтобы колонна не рассыпалась и «дракон» не развалился.

Так что держись, голова! Нас не так-то просто поймать.

«Плати апельсинами!» (Гана, Африка)

Количество участников: две команды по 3–4 человека

Что понадобится: по 4 апельсина на каждого участника

Правила игры: рисуются две линии на расстоянии 10–15 м друг от друга, за которыми размещаются команды. На линии в ряд перед игроками обеих команд кладутся горкой апельсины: снизу кладут три, сверху - еще один. Команды попеременно бросают апельсинами по горкам противника. Если удалось ее рассыпать, то попавший забирает апельсины для своей команды. При неудачном броске «улетевший» апельсин достается противнику. Из полученных таким образом апельсинов противник складывает новые горки, которые тоже можно рассыпать. Игра продолжается, пока одна из команд не потеряет все свои апельсины. Она и считается проигравшей. Апельсины легко заменят мячи, кубики и все, что подскажет ваша фантазия.

«Кабадди» (Индия)

Количество участников: две команды, любое четное число игроков

Что понадобится: хорошее настроение и сильные легкие

Правила игры: игровое поле делится пополам на территории для двух команд. С началом игры нападающий стартующей команды перебегает на чужую половину поля и пытается дотронуться рукой или ногой до игроков-соперников. Но все не так уж просто: прежде он должен сделать вдох и во время охоты постоянно говорить «кабадди! кабадди! кабадди!». Как только воздух закончился, нападающий сам становится добычей и должен бежать изо всех сил обратно. Чтобы спастись, надо успеть коснуться рукой или ногой своей территории. Если удачно, то из команды противника выбывают все, до кого дотронулся нападающий. Если же его поймали, то в бой отправляется команда противника. Выигрывают те, в чьей команде осталось больше игроков.

Эта игра родом из Индии, но стала настолько популярна в Азии, что даже проводятся мировые соревнования по кабадди.

«Три камешка» (Франция)

Количество участников: от 2 до 4

Что понадобится: по 3 камешка или любых маленьких круглых предметов, которые можно зажать в кулаке

Правила игры для двоих: оба участника в кулачке прячут за спиной 1, 2 или 3 камешка, чтобы запутать соперника. А можно слукавить и оставить руку пустой. По сигналу оба выставляют перед собой «в игру» зажатый кулак. Теперь задача - угадать, сколько камешков всего сейчас в игре, и они по очереди называют свой вариант числа от 0 до 6. Но повторяться нельзя. Например, если первый игрок назовет «пять», то второй выбирает из оставшихся чисел. Далее разжимают кулаки и смотрят, кто выиграл. Угадавший выбрасывает один свой камешек и игра продолжается. Если никто не угадал, то просто играют дальше. Побеждает тот, кто избавился от всех камешков раньше.

Еще забавнее играть в три камешка втроем или вчетвером. Главное - не забыть изменить варианты ответов от 0 до 9 и от 0 до 12. Кстати, эта старинная французская игра раньше использовалась не только для развлечений, но и для разрешения споров.

«Дуэль картошкой» (Филиппины)

Количество участников: 2, общее число пар - по числу желающих повеселиться

Что понадобится: вилки и картофелины

Правила игры: игроки на расстоянии метра друг от друга становятся на колено, вторую ногу отрывают от земли и держат рукой на весу, чтобы сохранить равновесие. В другой руке у каждого - по картофелине на вилке или палочке. Главная задача - сбить картошку противника и удержать свою. Побеждают не самые сильные, а проворные и ловкие: иногда достаточно одного молниеносного движения, и победа обеспечена.

Игрок «мертв», если картошка падает или поднятая нога трижды касается земли. Игра также заканчивается, если один игрок опирается на противника или толкает его. Для упрощения правил можно не вставать на колено.

«Посол прибывает» (ЮАР, Африка)

Количество участников: может быть любым - чем больше игроков, тем дольше игра

Что понадобится: «ценный подарок» - любой предмет, который в игре станет ценностью. Например, мяч. На родине игры это чаще всего кусок дерева, которое очень ценится в Южной Африке.

Правила игры: игроки делятся на две «деревни» и выстраиваются шеренгами друг напротив друга. Из одной отправляется «посол» с ценным подарком в другую. Он отдает его соперникам и сразу же убегает, а вся «деревня» бросается за ним в погоню. Если «посла» успеют поймать до возвращения домой, он становится пленником. Но если ему все-таки удалось убежать, своего игрока «в плен» отдают преследователи. Проигрывает «деревня», в которой остался всего один житель.

«Хурэг адуун / Табун» (Бурятия, Россия)

Количество участников: чем больше, тем забавнее

Что понадобится: ничего

Правила игры: участники становятся в круг и крепко берутся за руки. Это лошадки, которые охраняют своих жеребят - других игроков, которые находятся в центре круга. Можно стучать копытами, ржать в подражание лошадкам. Вокруг та­буна ходит игрок-конь, который защищает жеребят от нашествия волков. А несколько игроков-волков рыскают вокруг и пытаются разорвать круг, схватить жеребенка и утащить его в логово. Но конь-охранник пугает волков, и если салит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока конь не «перебьет» всех волков.

«Квинта» (Литва)

Количество участников : 5

Что понадобится: мяч

Правила игры: на земле или асфальте чертится большой квадрат со стороной примерно 10 м либо помечаются углы этого квадрата, куда встают 4 игрока. В центре квадрата рисуется круг диаметром около 1,5 м, в него становится пятый игрок - квинта.
Угловые игроки по очереди пытаются «выбить» квинту мячом, тот же уворачивается от мяча, не выходя за круг. Тот, кому удалось попасть в квинту, меняется с ним местами.

«Шлагбаум» (Швеция)

Количество участников: игра для больших компаний - чем больше, тем интереснее

Что понадобится: ничего

Правила игры: все, кроме трех игроков, выстраиваются в квадрат так, чтобы в каждом ряду было столько игроков, сколько и самих рядов. Стоящие шеренгой берутся за руки, образуя внутри квадрата улицы.

Оставшиеся трое - это преследуемый, преследователь и ведущий. Задача второго - поймать убегающего по улочкам. Но на стороне первого - вся команда, и как только его настигают, ведущий делает знак. Все игроки быстро отпускают руки, поворачиваются налево и образуют руками новые улочки. Преследователь, который практически поймал убегающего, в мгновение оказывается с ним на разных улицах. И так каждый раз, пока преследователь не окажется проворнее команды. Тогда выбираются новые игроки для погони и веселье продолжается.

Затем игроки приближаются к логову и спрашивают волка: «Придешь ли ты, волк?», тот отвечает: «Я только встаю». Игроки снова резвятся на поле и через некоторое время снова идут к волку с тем же вопросом, но слышат уже другую отговорку. И так постоянно - то он умывается, то одевается, то причесывается и т. д. Но в какой-то момент волк неожиданно выкрикивает: «Иду, чтобы поймать вас!» - и бросается ловить игроков. Спасаются те, кто добежал до дома, а пойманный волком меняется с ним местами.

Вам интересно, в какие игры играют дети в других странах? Начнем, для примера, с Китая.

«Поймай дракона за хвост!»

Это подвижная веселая игра для большой компании подойдет для дня рождения.

В игре принимают участие как минимум десять человек. Они должны построиться друг за другом таким образом, чтобы правую руку положить на правое плечо стоящего впереди. Тот, кто впереди стоит, – голова дракона, а последний – его хвост.

Суть этой подвижной игры заключается в том, что голова дракона ловит себя за хвост. Шеренга постоянно находится в движении, тело следует за головой. Голова пытается схватить последнего игрока. При этом шеренга не должна разрываться. Участники игры на стороне хвоста не позволяют голове хвост ухватить. Однако если голова себя ухватит за хвост, то игрок, стоящий последним в шеренге, идет вперед и становится головой, а игрок, бывший предпоследним в шеренге, становится новым хвостом.

«Да зрр»

Эта подвижная игра проводится на улице. Играть можно всей семьей.

Вам понадобятся две палочки. Одна должна быть на обоих концах заостренной и иметь длину около 10 см, а другая должна быть длиной примерно 70 см. Это «дубинка» или бита. Можно даже воспользоваться ручкой от щетки, так как она достаточно крепкая и толстая.

На земле следует начертить квадратное поле. Каждая из сторон должна быть полтора метра. В эту игру играют вдвоем, однако можно играть и командами. Палка должна находиться в квадрате, а дубинка – у игрока, который начинает первым. Он ею бьет по одному из концов палки, и та взлетает. Когда она летит в воздухе, он бьет по ней таким образом, чтобы она как можно дальше упала. Цель другого игрока – с того места, куда палочка упала, постараться бросить ее обратно в квадрат. В случае если у него это получится, ему записывают одно очко, и он становится игроком, начинающим игру.

Если игроков много, они должны разделиться на равные команды. Игроки команд совершают поочередно начальные удары, а также обратные броски. Начинающий игрок как можно дальше отбрасывает палочку из квадрата. Первый игрок другой команды обратно бьет в направлении квадрата. В случае если палочка попадет не туда, его товарищ по команде бьет ее дальше еще в воздухе.

Очки получают только игроки отбивающей команды. Выигрывает та команда, которая набрала больше очков в десяти турах.

Невероятное трудолюбие, целеустремленность и терпение китайского народа – во многом заслуга специфической системы воспитания, принятой в этой крупнейшей азиатской стране, показывающей в бурные темпы экономического роста и завидные спортивные успехи. Мы бы, пожалуй, назвали эту систему авторитарной и даже жестокой, но сами китайцы считают ее абсолютно естественной и единственно верной.

Печально известный лозунг «Одна семья – один ребенок», выдвинутый правительством в 80-е годы 20 века, заставил семьи с особой тщательностью подходить к рождению ребенка – права на ошибку у них не было. Женщина решала делать аборт, даже если ее не устраивал пол ребенка (с давних лет рождение мальчика считается в Китае большой радостью, а рождение девочки – неудачей), а о рождении малыша с возможными отклонениями не могло быть и речи. В сельском местности, правда, этого правила никогда не придерживались, «незаконных» детей или вовсе не регистрировали, или привыкли рожать и платить налог. Сейчас государство, убедившись в неэффективности старой стратегии, выдвинуло новый лозунг – двое детей, правда, многие китаянки, решившиеся на стерилизацию, уже не смогут им воспользоваться.

Политика ограничения рождаемости заставляет родителей воспитывать своего единственного малыша (максимум двух) очень строго для того, чтобы он вырос самым лучшим, самым талантливым, образованным, успешным. «Если ты не первый, то ты неудачник» - привычный лозунг китайский родителей. Это не жестокость, а трезвый расчет и забота о будущем своего чада, ведь «выбиться в люди» в миллиардной стране совсем не просто. Умение выживать в конкурентной борьбе прививается малышам с детства.

В отличие от ценностей, которые развиваются в западном обществе, во главу угла китайское общество ставит не личность ребенка и его гармоничное развитие, а лидерство, усердие и умение добиваться цели. Педагоги и родители не усложняют процесс воспитания такими понятиями, как нежная детская психика, самооценка, доверительные отношения с ребенком и т.д. Напротив, они считают, что это европейцы слишком «заморачиваются» проблемами детской индивидуальности. Китайских детей учат покорности, а проявления непосредственности и обычной эмоциональности считаются признаком незрелости и неумения держать себя в руках. При наличии проблем китайские родители ни за что не поведут ребенка к психологу, скорее накажут его или даже выпорют.

Амбициозное государство, понимая ценность «человеческого фактора», ставит целью всесторонне развитие детей. С 3-месячного возраста государство берет на себя воспитание детей, которых уже можно отдать в ясли. С 1,5 лет ребенок начинает получать развернутое и, надо сказать, вполне качественное образование: детей учат музыке, рисованию, развивают умственные и физические способности. С 3 до 6 лет дети ходят в бесплатные садики, которые мало чем отличаются от советских и постсоветских – здесь без лишних изысков детей приучают к труду и коллективному сосуществованию, начинают обучать грамоте. Внимание: ребенка, который в три года не умеет сам себя обслуживать (кушать, одеваться–раздеваться, ходить в туалет, вытирать себе попу и т.д.), в государственный сад НЕ ВОЗЬМУТ. Есть и частные садики, где лучше техническое оснащение, больше внимания уделяется культурному и эстетическому развитию, меньше детей и больше воспитателей. С 6 до 12 дети посещают начальную школу, следующие три года посвящены обязательному среднему образованию. А вот в старшую школу попадают только те, кто достойно учится, и конкуренция очень высока.

Школы в Китае требуют отдельного абзаца. В них дети не просто учатся, а по нашим меркам, просто «вкалывают». Ежедневно школьник встает в 5 утра, чтобы повторить и доделать уроки. В учебном заведении дети находятся весь день, дабы дать родителям возможность полноценно работать. Официально они учатся до 5-6 часов вечера, но на практике после кружков и дополнительных занятий приходят домой после 10 вечера! На каникулы им задают столько, что необходимо заниматься ежедневно не менее 2 часов, причем перед началом учебного года нужно прийти в школу и сдать задание учителю. Самое удивительное, что нервные срывы и переутомления при таком ритме жизни детям Китая не свойственны (или требовательные родители и педагоги их просто не замечают?)

Складывается впечатление, что ребенок для китайца – это некий проект, который в будущем должен обязательно оправдать все надежды родителей. И здесь мама и папа могут быть поистине безжалостными: часами заставлять играть гаммы, не давая ребенку есть, пить и отдыхать, пока у него не получится, так, как надо. Или разорвать открытку ко дню рождения мамы, если она окажется недостаточно хорошо сделана. Они идут на шантаж, угрозы, обман и суровые наказания, лишь бы дети отвечали установленной для них планке. Тратить время впустую, на телевизор или компьютерные игры китайцы не позволяют. Выбор вуза и будущей профессии для ребенка тоже делают взрослые. А уж о том, чего стоят победы маленьких китайских спортсменов, впечатлительным родителям лучше и вовсе не знать.

При этом китайские родители всегда приветливы и действительно любят своих детей. Как все это отражается на психике детей? Сложно сказать, ведь их в младенчества учат слушаться старших, не капризничать и довольствоваться малым. Но ведь штука – китайские дети совершенно открытые, улыбчивые, не «задерганные», ласковые к старшим и воспринимают свою «каторжную» жизнь как норму. В школах не стреляют, учителей не ненавидят.

Итак, китайский стиль воспитания – абсолютная противоположность европейскому, но ведь и трудолюбивые и дисциплинированные китайцы – абсолютная противоположность, к примеру, инфантильным и ленивым испанцам. Что-то в китайском воспитании покажется нам неприемлемым, а что-то и вполне разумным. А если снизить уровень авторитарности и сделать поправку на культурные особенности, мы узнаем в нем старое доброе советское воспитание. Которого иногда очень не хватает моим детям.

По всему миру дети и взрослые играют в игры, в ход идут консервные банки, камни, тапки, старые носки, колеса...

Банка и тапки

На Филиппинах популярна игра Tumbang Preso, немного похожая на наши городки: команда игроков, вооружившись собственными туфлями, пытается попасть по жестяной банке, находясь за 5-6 м до нее. Один человек стоит у банки и охраняет ее, накрыв своей туфлей. Если банку удается сбить, «охранник» должен быстро вернуть ее в круг, в это время все остальные бегут за обувью и их можно осалить, как только банка окажется на месте, или пленить чужую туфлю, наступив на нее и банку одновременно. Похожая игра есть и в соседней Малайзии.

Через тернии

Еще одна традиционная игра для филиппинцев — Luksong-tinik, переводится как «перепрыгнуть через тернии растения». Двое участников садятся на пол, соединяют подошвы и изображают тернии, остальные должны перепрыгнуть, не задев преграды.

Резиночка

В Азии не забыта любимая нами игра в резиночку. Она называется Chinese Garter, но более популярна на Филиппинах, чем в Китае. Дети прыгают с разворотом и так виртуозно, что происходящее порой напоминает танец. Молодежь соревнуется в прыжках в высоту, верх искусства — перепрыгнуть через резинку, натянутую между шеями твоих товарищей. Игры в резиночку популярны и среди африканских детей.

Китайские шашки

Традиционное развлечение китайских мужчин — сянци, несколько напоминающие шахматы. Турниры зачастую проходят на уличных скамейках, играют все — от молодежи до стариков.

Прыжки

В Гане дети играют по двое или в группе в игру с песнями, хлопками и прыжками Ampe: лидер начинает прыгать и, приземляясь, одну ногу выбрасывает вперед. Каждый из команды по очереди повторяет движения и в зависимости от того, какую ногу выставляет — правую или левую, получает баллы и шанс стать лидером.

Манкала

Пока дети прыгают и бегают, взрослые сидят за настольными играми манкала: в особой последовательности перекладывают разноцветные камушки по лункам: у кого окажется больше, тот победил. По легенде эта игра зародилась в Африке, когда два каравана остановились в оазисе напоить верблюдов и погонщики, чтобы скоротать время, выкопали лунки в песке, взяли зерно и придумали правила, которые дошли до наших дней.

Всемирные игры

Колесо и палка

Катание колеса с помощью палки — игра с большой историей: в нее играли дети и молодежь Древней Греции, Рима, Византии, в Китае она существовала за 1000 лет до н. э. Еще в XIX веке с обручами развлекались маленькие жители Европы, Азии, Африки и Америки. Сейчас в эту нехитрую игру играют в Африке, Индии и Малайзии.

Пинание волана

Подбрасывание волана или мяча ногами — международная молодежная игра, распространенная в Америке, Европе и Азии, известная под разными названиями. Ее прототип — древняя китайская игра цзяньцзы (Jiànzi), зародившаяся в V веке до н. э. В Китае игра не только дожила до наших дней, но и стала национальным спортом. Не только дети, но и взрослые с удовольствием пинают мячи в парках, скверах и на рынке в ожидании покупателей. Вариантов цзяньцзы несколько: дуэль между двумя игроками, в кругу как командная игра, а также через сетку.

Футбэк

В Америке подобная игра появилась в 1972 году в Орегоне, получив название футбэк, или Hack The Sack. В качестве волана используется маленький мягкий мяч. В Россию игра пришла в начале 90-х, ее назвали сокс — нередко мяч изготавливался из носка и набивался крупой. В Центральной Азии, в том числе в Казахстане, не один век существует похожая игра лянга: вместо волана используется лоскуток козьей или овечьей шкуры с пришитой к нему пластинкой свинца.

Мраморные шарики

Еще одна международная игра — марблс, мрамор, или кликер, в Афганистане — Tushla bazi, в Малазии — guli. В мраморные цветные шарики любят поиграть и дети из благополучных стран: Америки, Канады, Австралии. Правила просты: на песке или земле очерчивается круг, в центре делается небольшая ямка, игроки отходят на расстояние и пытаются попасть в ямку, в другом варианте — выбить шарики противника за пределы круга. Археологи предполагают, что игра пошла из Пакистана, так как самые ранние шарики из камня и глины были найдены на раскопках Мохенджо-Даро. Прошло много столетий, а мальчики по всему миру продолжают сражаться за «сокровища», набивая свои карманы, а вырастая, становятся коллекционерами «мрамора».

Похожие публикации